География в современном мире

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) 

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Луна — спутник Земли 

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция 

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Планета Марс 

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония 

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Торнадо, США 

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия 

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса) 

Важность физической географии для человека

Если 200-300 лет назад основной целью физической географии было освоение новых территорий и изучение особенностей природных условий этих мест, их ценных ресурсов, то сейчас перед ФГ стоят иные задачи. Понимание того, что происходит в окружающей среде, дает шанс научиться рационально использовать оставшиеся природные ресурсы, найти пути применения щадящих методов для разработки ископаемых. Понимание устройства литосферы, которое дает ФГ, при совместной работе специалистов из смежных отраслей поможет найти решение экологических проблем, с которыми столкнулся современный человек.

Физическая география – это большая наука, в которой пересекается множество дисциплин. Но только в сочетании с другими знаниями, которые дает экология, геология, экономика и даже история, ФГ позволит человеку находить ответы на вопросы, которые каждый день встают перед ним: как избежать истощения ресурсов, как сохранить баланс между индустриализацией и природными ценностями, как позволить человечеству развиваться не в ущерб окружающей среде.

Мне нравитсяНе нравится

Экономический рост против географии

Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?

Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.

Профессии, связанные с географией: список

Как выбирать специальность? Необходимо чётко знать, какие есть направления в географии, что они изучают и какие навыки нужны человеку, чтобы развиваться и расти в профессии.

Направления и профессии, связанные с физической географией

  1. Геоморфология — это инженерная область географии, основная цель которой — изучить историю рельефа Земли в разные периоды её существования.
  2. Биогеография изучает флору и фауну планеты Земля.
  3. Гляциология и криолитология. Основной предмет интереса — ледовая сфера Земли. Гляциология сосредоточена на ледниках и снежном покрове, криолитология — на мерзлоте грунта в различных широтах.
  4. Метеорология и климатология изучают погодные явления, климат.
  5. Ландшафтоведение сосредоточено на совокупности природных и социальных компонентов, их взаимозависимость и влияние друг на друга.
  6. Спелеология изучает пещеры и полости в земной коре.
  7. Океанология, или океанография раскрывает загадки мирового океана Земли.
  8. Гидрология сосредоточена на изучении круговорота воды в природе.
  9. Почвоведение изучает разные виды почв, их состав и возможности.

Николай Дроздов, голос которого узнают все, кто смотрел увлекательную программу «В мире животных», заканчивал как раз биогеографическое направление геофака МГУ в Москве.

Направления и профессии социально-экономической географии

  1. Политическая география изучает политическую карту мира и взаимоотношения стран друг с другом на общей арене.
  2. Экономическая география сосредоточена на вопросах хозяйственной деятельности населения.
  3. Социальная география изучает взаимоотношения между людьми, а также связь географии с другими гуманитарными дисциплинами, например, с историей, социологией, культурологией и даже психологией.

Перечень профессий, для которых нужны специалисты со знанием географии, может быть больше, чем описанные выше направления. А для того чтобы оценить все возможные варианты работы, воспользуйтесь таблицей:

Инженер-геолог Гляциолог Спелеолог Вулканолог Мелиоратор Логист
Геофизик Криолитолог Топограф Гидролог Географ-политолог Менеджер по туризму
Геохимик Метеоролог Землемер Гидрогеолог Политический аналитик Туроператор
Палеогеограф Климатолог Геодезист Почвовед Экономико-географ Инструктор по туризму
Биогеограф Палеоклиматолог Картограф Энолог Социогеограф Преподаватель географии
Эколог Ландшафтовед Океанограф Лесопатолог (лесник) Геомаркетолог Путешественник

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

Мой любимый школьный предмет – история

Я очень люблю уроки истории. И абсолютно не понимаю, как их можно не любить, ведь история – это такой замечательный предмет. Столько всего можно узнать. Как увидишь, сколько перед тобой книг, даже дух захватывает. И самое главное то, что это все было на самом деле. Учительница часто рассказывает нам о том, что раньше вместо государств и президентов всюду были разделенные земли и правили ими короли и королевы. А какие красивые замки были раньше. И всюду короли, цари, герцоги и герцогини, принцы и принцессы. А также дворяне, крестьяне, мещане и много кого еще. На каждом уроке истории я словно переношусь на несколько тысяч лет назад, в те века, когда только начинало зарождаться человечество, а затем – сразу в другое время

История очень познавательна, важно знать историю своей страны. Этот урок помогает мне развивать воображение, память

Больше всего мне нравится история древних стран, таких как Древний Египет и Древняя Греция. Там были и фараоны, и боги в виде котов, а сколько же богов было в Греции. Это все так интересно, что иногда с трудом верится, что правда. Но я верю, что все, что написано в книгах по истории, не может быть выдумано.

Методы физической географии

В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:

  • Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
  • Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
  • Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.

Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:

  • Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
  • Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
  • Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).

Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.

Что обеспечила география

Мы меняем географию, совсем не зная ее либо зная, но не считаясь с мнением авторитетной науки. Мы также не знаем, что постоянный логарифмический рост экономики невозможен, а вся хозяйственная деятельность избыточна для нашего потребления. Но ее недостаточно для неразвитых стран, развитие которых ранее столкнулось с колониальной экспансией нынешних гегемонов. 500 лет назад они знали, зачем нужна география, из-за чего и обогащались. Колониальная экспансия в мире продолжалась до середины 20 века, став позором всего мира. Но ее плоды обеспечили хорошее существование нынешних промышленных лидеров.

Сегодня же это преподносится как невероятный успех, который был бы невозможен без знания экономической и физической географии. Только о последней почему-то сейчас многие забывают. А ведь именно она способна найти решение мирного существования человека с его хозяйственной деятельностью на планете. Каждый клочок ее суши уже известен, но из-за незнания географии по причине потепления и подъема уровня океана может появиться множество новых Атлантид. Это страшно. Но нам кажется, что такие явления очень далеки от нас, как и сами географические понятия.

Зачем нам география

Значение информации в наше время ещё более возросло: современный мир стал почти единым. Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.

Какую же информацию современному человеку и лично каждому из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как живёт наша природа? Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят товары к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждёт человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдалённом будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни. По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы? Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск? В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд? Откуда у нас дома еда на столе и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, лётчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту, геологи — горные породы, строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка, предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними, работники туристического бизнеса — всё о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ УЗНАТЬ МИР И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЁМ.

В каких профессиях необходимы знания географии

География — это любовь к природе, выраженная в науке

География — это наука, которая изучает мир во всём его многообразии. В сферу её интересов входит природа, экономика, социальные отношения и даже медицина. Поэтому и профессий, связанных с географией, довольно много.

Условно все современные профессии в области географии разделяют на два больших направления:

  • физическая география (профессии, связанные с изучением природы);
  • общественная география (профессии, связанные с изучением социально-экономических и политических процессов).

Картография — это техническое направление, которое всё ещё относится к географическим дисциплинам. Однако в научных кругах идут споры о необходимости выделить её в отдельную область знаний. Этот вопрос решится в будущем, а пока известно, что это одна из профессий, где точно нужна география.

Зачем нам география

На первый взгляд географическая наука кажется тяжело применимой в повседневном мире, многое автоматизировано. Да и в целом, люди хорошо понимаю зачем им математика, грамматика, чтение, информатика. А зачем человеку география? Есть 3 направления, из-за которых географию должен учить каждый:

  1. Знание основных процессов природы и хозяйствования человека. Это позволит понять, почему в вашем районе занимаются той или иной деятельность, куда отправляют товар из вашей страны, и откуда привозят другой товар. Как меняется и будет меняться природа и хозяйство.
  2. Знание основ географического мира. Вы сможете определять стороны света, выбирать лучшие страны для поездки в отпуск, будете знать насколько отличается ваше время с временем в другой стране (например, вам туда надо позвонить), какая погода в различных странах и так далее.
  3. Знание основ профессий. Многие современные профессии заставляют людей учить географию. Военный, моряки, летчики, геологи, строители, предприниматели — все должны иметь представление о науке.

Куда лучше не ездить

Есть такие места, куда не рекомендуется ездить. Причиной запрета могут быть как стихийные бедствия, так и политические проблемы. Зачем нужна география современным людям в данном случае? Чтобы понять, где что происходит, какая обстановка. Те, кто следит за новостями, прекрасно знают, в какой стране мирно, а в какой идет война.

Многие туроператоры, заботящиеся о своих соотечественниках, прекращают продажу путевок в неспокойные места. Лучше переждать тяжелый период. Например, пусть появится повод посетить не менее привлекательные места в родном крае. Необязательно ехать далеко, чтобы получить массу приятных впечатлений.

В заключение можно подвести общий итог, отвечая на вопрос: «Зачем нужна география?» Так зачем же? Чтобы было проще ориентироваться в жизни, узнавать что-то новое и делать выводы в различных областях: путешествиях, прогнозе погоды, питании, развлечениях, традициях и так далее.

Какие задачи и методы у науки географии

География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства. Посмотрите на схему (рис. 2), она поможет вам понять главные задачи современной географии.

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания). Есть такие методы, которые используются в самых разных науках. Логический, исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и др. так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки. Самый древний из них — сравнительно-описательный. Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспедиционный метод — исследования непосредственно на местности. Важнейший метод в географии — картографический. Учёные сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта даёт очень много информации, и нужно научиться её правильно читать. Многими методами исследований воспользуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

История становления как науки

Введение в географию: 

Предметом изучения этой древнейшей науки является планета Земля и все закономерности, которые на ней происходят.

Это единственная наука, которая соединяет знания про климат, рельеф, почву, фауну и флору, человека и производство, определяя мир как единую взаимосвязанную систему.

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, поэтому накопление географических знаний происходило в течение длительной истории их трансформации (изменения). Этапы развития географическая науки часто совпадают с историческими, то есть отражают особенности жизни общества в определенные периоды его развития и характеризуются различными функциями данной науки в разные времена. 

Наука география долгие годы выполняла только описательную функцию Земли: описывала моря и океаны, страны и континенты. 

История понятия «география» началась еще до н. э.

Первые географические представления сложились еще у первобытных людей. С древних времен люди собирали различные данные о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях, и записывали эти данные на костях, камнях, скалах и т. д.

На основе этой информации, которая передавалась из поколения в поколение, географы начали составлять первые географические карты. Самые древние карты, известные на данный момент, находятся в Вавилоне и датируются примерно 9 в. до н. э. Сведения из этих древних источников помогли ученым понять, как древние люди жили, их быт, представление о мире.

Именно античные люди начали развивать географию как науку. Они начали ее осваивать с помощью картографии, философии, литературы, математики. Так, Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.

В эпоху Великих географических открытий (в течение 15-17 веков) география была королевой наук. За эти два века на карте мира появились большая часть суши и океанических пространств. 

Мореплаватели, полководцы, торговцы с помощью ученых, сопровождающих их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. Такие далекие путешествия стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретением нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов). 

Описательный характер науки сохранялся до конца 18 века, когда завершилась эпоха глобальных открытий. 

Затем по мере развития цивилизации ученые стали вести не только записи своих наблюдений, но и искать понятные причины возникновения тех или иных явлений, их различия и схожести, так как уже возникла потребность постановки других научных задач.

Преобладающей становится аналитическая или объяснительная функция географии и начинается разделение некогда единой науки на естественную и общественную с дальнейшим ее расчленением на частные научные дисциплины.

В 20 веке для географии было характерно упрочнение преобразовательных процессов, усиление интеграции между частными науками (и до сих пор продолжают появляться новые научные направления).

На данный момент главной задачей географии является объяснение закономерностей процессов или явлений, которые оказывают влияние на природу и жизнь человека, выявление причин их возникновения, а также прогнозирование их в будущем.

Так, например, такие стихийные бедствия, как извержение вулканов, землетрясения, наводнения, приносят огромные разрушения и уносят жизни многих людей

Поэтому очень важно верно выявлять причины возникновения этих катастроф и прогнозировать точное время их наступления в дальнейшем. 

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский 

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена 

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Наблюдаем за погодой

Погодные условия везде разные и в любой сезон. Каждый человек, хорошо знающий географию, сможет определить, откуда дует ветер и какая погода может ожидать через несколько часов и даже дней. Например, ветер дует со стороны юго-запада, издалека виднеются тучи, значит, если ветер не изменит направление в ближайшие часы, то будет пасмурно.

Зачем нужна география в жизни человека вообще? Хорошо, с путешествиями и экзотическими фруктами разобрались. А играет ли роль эта наука в других вопросах? Конечно. В погодных условиях, например

Кстати, любителям рыбалки и грибникам важно знать, когда возможны удачные улов и урожай. Грибы растут только тогда, когда ночи теплые и есть дожди

А ведь ещё важно знать, в каких лесах можно собрать грибы.

Есть ещё интересные моменты — стихийные бедствия. В той же Северной Америке постоянно происходят сильнейшие ураганы, смерчи

Жителям важно обезопасить себя

Климат в разных городах и странах

Москвич и петербуржец, которые родились и выросли в северном полушарии, привыкли к холоду, сырости, могут тяжело перенести засуху и сильную жару. Рискованно ехать отдыхать в тот же Египет летом. Там сильнейшая жара, туристу может стать плохо. В итоге вместо моря и пустыни он увидит только кондиционер в номере.

Стоит ли задаваться вопросом о том, зачем человеку нужна география, особенно туристу? Конечно же, стоит. Прежде чем ехать в далекое путешествие, нужно изучить климат интересуемой страны. Может быть, есть те, кто, наоборот, любит посещать северные края, а не южные. Но суровые морозы и пурга могут испортить весь отдых. Чтобы этого не произошло, нужно посмотреть справочную информацию о регионе.

Знание географии может предостеречь туристов от опасности. Есть такие места, где периодически происходят землетрясения, ураганы. Чтобы не рисковать своей жизнью, стоит узнать все географические особенности.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Как современные географы изучают Землю

Сейчас в распоряжении человека для изучения природных объектов и явлений имеется широкий спектр инструментов и приборов. Помимо традиционных вариантов (компас, барометр, термометр, рулетка), появились и современные: навигаторы, радары, электронные глубиномеры и дальномеры и т.д. С их помощью географы описывают новое явление и фиксируют результаты исследований различными методами (географически, в виде текстового файла, 3Д формата). 

Специалисты в разных областях географии получают сведения от различных геологических экспедиций, метеостанций, космических спутников и т. д. С помощью этой разнообразной информации, они создают современные электронные карт; предсказывают развитие различных природных явлений (процессов), например, таких катастроф, как землетрясения, цунами, тайфуны, наводнения и т.д; ищут способы решения проблем, связанных с потепление климата и загрязнения окружающей среды; открывают новые виды животных и растений.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено – заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители – на территорию» – эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география – это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector