Колизей
Содержание:
Описание Колизея
Структура
Структура амфитеатра была очень сложной. Большое количество травертиновых блоков, составляли ее основную структуру.
А так же она состояла из множества лестниц и сводчатых коридоров, через которые люди могли получить доступ к различным этажам и он был настолько хорошо разработан, что 50 тысяч человек могли легко и быстро покинуть театр или наполнить его. В здании было 80 различных входов и выходов.
Арена и внутренний вид
Внутренние конструкции были построены из туфа, кирпича и бетона. Эллиптическая арена имеет размеры 86 на 54 и окружена со всех сторон трибунами. Ряды для зрителей были разделены: нижние ступени были мраморными и предназначались для высшего общества.
Последние ступени были для бедных. Амфитеатр мог разместить около 50000 зрителей. Под песчаным слоем и досками арены были два подземных этажа, состоящие из коридоров и лестниц, клеток с животными, оружием которое использовалось в бою.
Гладиаторы также могли подняться на арену с помощью специальных подъемников. Все устройства, которые были размещены на арене, позволили создать исключительные шоу с выходами, исчезновениями, специальными эффектами, чтобы вызвать озноб у зрителей.
Под ареной была сделана сложная водяная система по идее императора Домициана, предназначенная для морских шоу.
Внешний вид
Колизей — огромное овальное здание, 189 метров в длину, 156 метров в высоту, 48 метров в высоту. Говорят, что это здание является образцом для современных стадионов, учитывая его изобретательность.
Во времена Римской империи Колизей имел покрытие первоначально из парусной ткани, которая потом была заменена на более легкий лен. Это «покрывало» служило для защиты людей от солнца или непогоды. Мощная структура амфитеатра имеет впечатляющий вид. Он имеет несколько этажей с множественными арочными проемами.
Наружные и несущие конструкции были построены из травертина. Только 100 000 кубических метров травертина использовались для наружной стены.
Отметим! Фасад состоит из четырех частей. Три нижних формируются из 80 дуг на столбах с чисто декоративных деталями, четвертый образует сплошную стену с колоннами, расположенными близко друг к другу. Каждый этаж имел свой стиль — тосканский, Джонинский и Коринфский, в то время как последний имеет неопределенный стиль, заложенный в 16-м веке как составленный.
Вопросы, вопросы, вопросы…
Как часто то, то, что мы безоговорочно принимаем за историю, на поверку оказывается мифологией, имеющей отдаленную связь с исторической действительностью. Возьмем, к примеру, гладиаторов. Все и все про них знают – из исторических книг и фильмов. Кино с непревзойденным Расселом Кроу ведь все смотрели? Бесконечные часы тренировок, водоворот стрессов, короткая жизнь. Кто бы сомневался, что профессия гладиатора — сугубо мужская…
Существовали ли когда-нибудь женщины гладиаторы?
Римские гладиаторы — профессиональный бойцы древности, обычно ими становились военнопленные разных племен и народов, рабы или преступники по приговору суда. Бывало, что в погоне за славой и в надежде разбогатеть, это опасное ремесло сознательно выбирали свободные граждане Рима. Случалось, что ряды бойцов вынужденно пополняли родовитые аристократы. Но чтобы женщины…
Как ни удивительно, но в Римской империи женщины тоже участвовали в гладиаторских сражениях! Правда, подобные развлечения были крайне редки, но они существовали. И на великой арене Колизея тоже бились женщины-гладиаторы! Светоний, историк первого века, рассказывает, как по воле императора Домициана воительницы сражались ночью при свете факелов. Но другой император, Септимий Север, чью триумфальную арку мы видели на Римском Форуме, правил сурово («severus» значит «строгий») и запретил женские бои в 200 г. н.э.
Проводились ли на арене Колизея морские сражения?
Наумахия — невероятное римское шоу: на арене, заполненной водой, плавают и разыгрывают морские сражения настоящие военные корабли. Между современными историками идут несмолкающие споры, использовался ли когда-нибудь Колизей для подобных представлений. Возможно ли это? Ведь арена должна быть затоплена на глубину несколько метров, а она пронизана сетью люков, под ареной — смотрите — системы коридоров и камер. Где водонепроницаемые стены и трубы? Не верится, хоть тресни…
Тем не менее, есть свидетельства, что император Тит в 80 году нашей эры провел две наумахии: одну на искусственном озере, другую – в Колизее. На данный момент существует много вопросов, на которые нет внятного и однозначного ответа. Возможно, проводить наумахии стало невозможным после радикальной перестройки императором Домицианом комплекса подвалов и гипогея.
Сколько христиан было убито в Колизее?
…Люки на полу арены распахнулись, львы и леопарды выскочили на арену. Кучка тесно прижавшихся друг к другу людей замерла в ожидании ужасной смерти. Голодные звери, порыскав на арене, кидаются к перепуганным людям. Яростно щелкают зубы, несчастные даже не пытаются увернуться от свирепых комков желтой шерсти. Жестокие развлечения имперского Рима… Был такой популярный сюжет у художников в конце XIX-го века: христиане — жертвы религиозного преследования и терзающие их львы.
Долгое время считалось, что арена Амфитеатра Флавиев напоена кровью первых христианских мучеников. Между тем нет никаких достоверных сведений о том, что в Колизее казнили христиан только за то, что они были христианами. Конечно, при этом нельзя исключать, что какие-то христиане могли быть убиты в Колизее, но — как участники обычных зрелищ, в данном случае их религия была не причем. Однако задокументированы случаи их гибели за веру в других местах имперского Рима.
Там, где сидели римские императоры, современные посетители могут видеть крест.
Аве, Цезарь, идущие на смерть…
Всем известна ритуальная фраза гладиаторов: «Аве, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» К сожалению, это как раз то, что относится к категории мифов. Этикет арены не требовал от бойцов подобных приветственных слов. За всю историю гладиаторов это легендарное обращение прозвучало единственный раз — перед наумахией, причем за двадцать лет до строительства Колизея.
Колизей сегодня
Сейчас амфитеатр находится под охраной властей. В конце 20 века провели частичную реставрацию. Однакоо ритм города, вибрация от транспорта и естественные природные явления наносят непоправимый вред зданию (которому, напомним, около 2000 лет).
Северная сторона внешней стены – это то, что осталось от первоначального Колизея. Здесь сохранилась 31 из 80 входов.
Заметные треугольные кирпичные клинья на каждом конце оставшейся стены – это современная конструкция, построенная в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной.
Власти страны провели большую реставрацию Колизея. Работы начались в 2013 году. На восстановление потратили около 25 миллионов евро. Конечно же, в абсолютно первоначальный вид амфитеатр не привели, но основательно почистили и облагородили. После реставрационных работ площадь, доступная для посещения, увеличилась на 25%. В январе 2016 года работы завершились и Колизей вновь стал принимать туристов.
Колизей в ходе реконструкции
График работы
Колизей открыт каждый день круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря.
Часы работы (билетная касса закрывается за час до закрытия Колизея):
- с 8:30 до 1 часа до захода солнца (исключение: Страстная пятница с 8:30 до 14:00, 2 июня 13:30 — 19:15)
- 2 января по 15 февраля — с 8:00 до 16:30
- 16 февраля по 15 марта — с 8:30 до 17:00
- 16 марта по последнюю субботу марта — с 8:30 до 17:30
- с последнего воскресенья марта до 31 августа — с 8:30 до 19:15
- 1 сентября по 30 сентября — с 8:30 до 19:00
- с 1 октября до последнего воскресенья октября — 8:30 до 18:30
- с последнего воскресенья октября по 31 декабря — с 8:30 до 16:30
Стоимость посещения – 12 евро. Для граждан евросоюза в возрасте от 17 до 25 лет и учителей – 7 евро.
Можно попасть в Колизей бесплатно. Предусмотрен бесплатный вход для всех в первое воскресенье месяца. Бесплатно пропускают и детей до 17 лет.
По воскресеньям движение транспорта в районе Колизея запрещено.
Колизей после реставрации
Как добраться
Так как достопримечательность находится в центре города, то добраться до неё не составит труда.
- Метро. Линия «В», станция «Colosseo». Линия «А» станция «Manzoni», далее пешком около 1200 метров или 2 остановки на трамвае №3
- Автобус. Вам понадобятся линии 51, 75, 85, 87 и 118
- Трамвай №3
- Такси. Ну тут комментарии излишни, так как все таксисты Рима знают, где находится Колизей.
Интересные факты о Колизее
- Изначально амфитеатр носил имя Флавиев — династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
- Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
- Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
- Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
- Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!
Колизей ночью
Интересные факты
Декорации боев и использование первого лифта в истории
Внутри арены Колизея и подвальных помещений действовала первая в истории система лифтов. Чередующиеся коридоры подземных туннелей были четко закреплены за отдельными людьми — декораторами, которые выстраивали смертельное шоу для римских аристократов.
Женские бои
В 63 г. н. э. императором Нероном был выпущен указ, о разрешении участвовать в гладиаторских боях женщинам — римлянкам, мечтающим попасть на арену и приобрести славу. Поццуоли превратил в гладиаторов и несвободных рабынь (эфиопок). После 89 г. н. э. в сражениях начинают участвовать карлики.
Поклонение дьяволу
Официальное название «Амфитеатр Флавиев» позднее сменилось на «Колизей», в честь 35 метровой бронзовой статуи Нерона, так считается. Существует другая версия, менее известная. До XIV в. античная арена использовалась язычниками для идолопоклонничества, и была местом проведения магических ритуалов во имя сатаны. Согласно этой версии, название «Колизей» произошло от краткого латинского «Colis Eum?», что означает «Служите вы Ему?», то есть дьяволу.
На 15 метров ниже
Земля возле «театра смерти» Древнего Рима находится на том же уровне, как и 2600 лет назад. Ежегодно прирост отложений составляет 76 миллиметров. Поэтому уровень нового города выше окрестностей Колизея на 8-15 метров. Обходя его, стоит помнить, что именно по этим камням ступали гладиаторы Древнего Рима, по этим дорогам проезжали императоры на колесницах.
Стоимость постройки
Неизвестна точная сумма, которую потратили на строительство Колизея. Доподлинно известно, что ресурсы черпались из продаж военных трофеев, рабов. В 1756 г. были проведены примерные расчеты стоимости внешней стены. Если пересчитывать на современные деньги, то сумма составляет 45 млн €. И это только небольшая часть полной стоимости. Сложно представить, сколько средств было вложено в строительство Колизея.
Съемки в Голливуде
Фрагмент фильма
Колизей был местом съемок большого количества кинолент. В 2000 г. в свет вышел голливудский исторический фильм «Гладиатор», принесший большую известность римской достопримечательности, которая резко увеличила поток туристов.
Колизей был частично восстановлен
В 2013 г. миллиардер Диего Делла Валле вкладывает 33 млрд долларов на восстановление Колизея:
- очистку мрамора;
- реконструкцию кирпичных стен;
- строительство туристического центра и кафе.
Итальянское Министерство культуры одобрило план по восстановлению амфитеатра до его состояния XVIII в. Планировалось накрыть подземные тоннели, заменить металлические перила и восстановить арки. Частичная реставрация Колизея завершена в январе 2016 г.
Реставрация амфитеатра
Архитектура, внешний и внутренний вид
Амфитеатр Флавиев выполнен в форме эллипса. Большая ось — 188 м, малая — 156 м. Стены имеют высоту 48-50 м. Вместимость Колизея была колоссальной. Он вмещал от 50 тыс. до 87 тыс. человек.
Укрепленный железными сваями травертинский камень с общим весом в 300 т, придает прочность Колизею уже 2 тыс. лет. В средние века, когда железо ценилось, большая часть строения была нарушена из-за воровства, что привело к обрушению. Туф и кирпич вывернуты. Колизей, архитектура которого была разрушена, потерял былое величие.
Монета с изображением амфитеатра
Три яруса арок внешней части строения, между которыми располагаются полуколонны, выполнены в тосканском, ионическом, коринфском стилях. О первозданном обличии Колизея можно судить только по его изображению на монетах, согласно которым в среднем и верхнем ярусах, в пролетах арок, стояли статуи божественных покровителей латинян. Над арками возвышается архитектурный аттик, который украшен пилястрами, принадлежащими к коринфскому ордеру.
Четыре входа амфитеатра располагались по оконечностям большой и малой осей эллипса. Для императора предназначались двое ворот, оставшиеся использовались для увеселительных шествий перед началом гладиаторских боев, для загона хищных животных. Гости входили через оставшиеся 76 арок нижнего этажа и в течение 10 минут могли расположиться по своим местам.
Структура размещения зрителей
Дополнительная информация! Идея о большом количестве входов была унаследована. Большинство цирковых арен, театров и кинотеатров в настоящее время устроены подобным образом.
Социальный статус служил проводником на определенное место. Ложи знати были расположены над местами императора и имели лучший обзор, чем у мест выше. За ними располагались трибуны для римских воителей. Уровень выше включал места для зажиточных римлян. Немного дальше располагались обычные люди.
Император Домициан позаботился о том, чтобы бедные жители Рима и женщины могли увидеть бои. Он приказал построить над Колизеем галерею, состоящую из стоячих мест для бедняков. Конструкция амфитеатра была устроена так, что во время непогоды его накрывал тканевый непромокаемый купол.
Защита от непогоды
Фасад
Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.
На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.
Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.
Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).
В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.
Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.
Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.
Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.
На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).
Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.
Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.
Советы туристу о Колизее
- В летний сезон лучше посещать достопримечательность утром. Так вы спасетесь и от сильнейшей жары, и от огромной толпы.
- В дождливые сезоны не забывайте о зонтиках или дождевиках.
- Так как посещая данные достопримечательности вы будете находиться в основном под открытым небом, рекомендуем в жаркий сезон интенсивно мазаться хорошим кремом от загара, покрывать голову и носить солнцезащитные очки.
- Ступени в Колизее скользкие и крутые, поэтому лучше надеть максимально удобную нескользкую обувь.
- Около Колизея обычно обитают «гладиаторы», которые разводят туристов на деньги. Вы с ними фотографируетесь, а потом выплачиваете энную сумму. Не хотите попасться? Сразу твердо отказывайте.
Желаем вам приятного и беззаботного отдыха в Риме!
Немного исторического фона и гениальных идей
Итак, окончательно потеряв контроль над ситуацией в империи, экстравагантный поэт и музыкант Нерон закончил свое царствование на печальной ноте. Его потенциальных преемников ждали кучи проблем на фоне непрекращающихся гражданских войн и абсолютно пустая государственная казна.
В конечном счете победил всех претендентов на трон и стал императором успешный полководец Тит Флавий Веспасиан, которого историки обычно называют просто Веспасианом, чтобы различать с правившим после него сыном, носившим точно такое же имя. Сын вошел в историю как император Тит.
А вас, кстати, не поражают длинные имена римлян? Почему у них такая замысловатая конструкция? Дело в том, что они состоят, как минимум, из трех частей: имени в обычном смысле, родового имени – наподобие нашей фамилии, плюс наименование ветви рода или какое-то индивидуальное прозвище. Так что в полном имени императорской династии — «Флавий» означает фамильное имя.
Рассудительному, осторожному и экономному Веспасиану удалось навести в городе порядок, решить вопрос с поставкой зерна, найти общий язык с сенатом и знатью. При этом он хватался за любую возможность пополнить казну
Так, однажды, Тит упрекнул своего папу, что тот обложил податями все что мог, взимая налог даже с общественных писсуаров. «Деньги не пахнут, — ответил император. – Ты все еще наивный мальчишка, хоть и соправитель». Ну, как не гордится таким отцом!
Обладатель многих достоинств и заслуг, Веспасиан, дальновидно решил укрепить свой шаткий режим, завоевав любовь толпы. Для чего существовало не раз опробованное, не знающее осечки средство – дать народу не только хлеба, но и зрелищ. Кстати, это и теперь прекрасно отвлекает массы от сложных проблем внутренней жизни государства!
Потому император решил построить что-нибудь из зрелищных сооружений. Театр, одеон, ипподром, амфитеатр… Или цирк? Нужно что-то такое масштабное… Для невиданных по размаху зрелищ! Где бы он — император — первенствовал на фоне своих подданных. Да, нужен амфитеатр! На десятки тысяч римлян! А где? Пожалуй, на месте рукотворного озера в садах дворца Нерона… Что будет весьма символично! Да и практично – место расчищать не надо. Так что зря его злые языки называли скрягой.
Престарелый Веспасиан заложил свой амбициозный проект в 72 году нашей эры, торжественно открывать его в 80 году довелось уже императору Титу, а завершать работы пришлось в правление брата Тита, Домициана.
История Колизея
Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.
Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.
Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.
Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.
На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.
Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.
Строительство
Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.
В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.
Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.
Древний Рим
Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.
Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.
Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.
Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.
Средневековье
После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.
Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.
Новое время
В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.
Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.
Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.
Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.
Арена Колизея
8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью
На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.
Ученые возродили древний гигантский вирус из вечной мерзлоты Сибири
9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных
Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.
Бои с животными можно увидеть и по сей день — это коррида («тавромахия» — т.е. «бой быков»). Бои с животными назывались «утренними играми», а бои гладиаторов — «вечерние игры». Победителям вручались награды в виде медалей (костяных или металлических), а также велась статистика — количество боев, побед и поражений.
Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию.
Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.
10. Грандиозные битвы на кораблях
Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.
11. Колизей был в запустении много веков
Когда кровавые бои гладиаторов потеряли свою зрелищность и в 5-м веке Римская империя начала разрушаться, Колизей перестал быть местом проведения больших общественных мероприятий. Более того, землетрясения, удары молний и другие природные явления существенно повлияли на строение.
Только в 18-м веке католическая церковь и множество священников решили, что место строительства Колизея должно быть сохранено.
12. Колизей был разобран на стройматериалы
Красивый камень и мрамор, из которого был сделан Колизей, привлекал внимание многих людей. После землетрясения 847-го года, Римские священники и аристократы стали собирать прекрасный мрамор, украшавший фасад Колизея, и использовать его для строительства церквей и домов
Также для строительства разных городских зданий использовался бутовой камень и щебень в городских постройках.
Стоит отметить, что Колизей был использован, как источник стройматериалов для таких строений как Палаццо Венеция и Латеранская базилика. Также мрамор Колизея использовался для строительства Собора Святого Петра — самого крупного здания Ватикана, и самой большой исторической христианской церкви в мире.
13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику
Подземная часть Колизея, в конце концов, заполнилась грязью, и в течение нескольких веков римляне выращивали овощи и хранили их внутри здания, в то время как кузнецы и торговцы занимали верхние ярусы.
Папа римский Сикст V, который помогал отстраивать Рим в конце 16-го века, попытался переделать Колизей под суконную фабрику, с жилыми помещениями на верхних ярусах и рабочим местом на арене. Но в 1590-м году он скончался, и проект не был осуществлен.
Архитектура
Даже по сохранившимся до нашего времени руинам амфитеатра можно понять, насколько огромным и величественным было это сооружение. Практически каждый гость Италии старается купить билет в Колизей в Риме, чтобы изнутри наладиться его красотой и погрузиться в таинственность исторической достопримечательности. Строительство Колизея длилось 8 лет, изначально он имел форму эллипса, по периметру которого размещались 80 больших арок. С каждым ярусом размер арок уменьшался, всего было 3 яруса, состоящих из 240 арок разного размера. Для размещения зрителей были возведены галереи, там же размещались торговцы. Уникальность Колизея заключается в том, что из-за овальной формы солнечный свет в арки попадал под разным углом, создавая внутри сооружения неповторимую и загадочную атмосферу.
Изначально стены Колизея были отделаны мрамором, а по его периметру находились красивые статуи. Посещение Колизея в Риме позволит побывать на его открытой арене, вокруг которой располагались места для знатных особ Римской империи и трон императора. Даже сейчас можно заметить, что каждый ярус амфитеатра был украшен колонами, которые выполнялись в разных стилях.
Сейчас Колизей можно по праву назвать символом Италии и одной из самых посещаемых достопримечательностей в мире. Наверное, нет туриста, который побывав в Риме, не посетил бы Колизей. Найти его совершенно несложно, на карте Рима Колизей можно безошибочно распознать по овальной форме и большой занимаемой площади. Рядом с ним находится еще одна достопримечательность Рима – Базилика Святого Климента. Для того чтобы найти амфитеатр, необязательно знать точный адрес Колизея в Риме, поскольку каждый житель города детально расскажет и покажет, как до него добраться. А добраться до Колизея очень просто, поскольку рядом с амфитеатром есть станция метро, автобусные и трамвайные остановки.
Для посещения Колизея необходимо обязательно приобрести билеты, сделать это можно несколькими способами:
- в кассах амфитеатра;
- в режиме онлайн;
- через индивидуальные экскурсии.
С покупкой билетов через кассу могут возникнуть трудности, поскольку желающих посетить Колизей очень много и поэтому за билетами постоянно стоят большие очереди. Поэтому если заранее не побеспокоиться о покупке билетов, можно провести в очереди за ними не один час. Избавить себя от необходимости стоять в длинной очереди за билетами можно, купив билет в Колизей в Риме онлайн. Осуществить онлайн покупку билета можно на официальном сайте амфитеатра или на других специализированных ресурсах. Этот процесс займет всего несколько минут, при этом человеку удастся сэкономить немало сил и времени. Также в Колизей сейчас регулярно организовываются индивидуальные экскурсии с профессиональными гидами. Воспользовавшись одной из них, можно не беспокоиться о покупке билета, поскольку он входит в пакет экскурсионных услуг.
Строительство
Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.
Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).
Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).
Загадки Колизея
С его созданием связана не одна загадка
Вот, например, самая простая: откуда у небогатого рода Флавиев нашлись средства для возведения столь беспримерного по размерам сооружения? Подсказку можно получить, если обратить внимание на Римский Форум
Там, неподалеку от Колизея высится триумфальная арка в честь победы императора Тита в Иудее. Украшающие ее барельефы изображают, как лихо тащат награбленное там добро римские солдаты. Сказочные сокровища Иерусалима обогатили казну и личное состояние Флавиев. Да еще сотни тысяч пленников были обращены в рабство, обеспечив тем самым бесплатный труд на стройке и в каменоломнях…
О других, связанных с ним, вопросах поговорим чуть попозже.