Колизей в риме, его история (фото)
Содержание:
- Общая информация
- Охота на животных
- Архитектура и создатели
- Строительство
- Вторая жизнь амфитеатра
- О Колизее
- История создания Колизея в Риме
- Общая архитектура
- Материалы используемые при строительстве
- Колизей внутри
- История строительства Колизея
- EUR – Новый город у ворот Рима
- Интересные факты о Колизее
- Часы работы
- Хронология событий
Общая информация
Колизей находится в самом центре Рима, в своеобразной долине, образованной 3-мя холмами, на которых стоит Рим: Целием, Эксвилином и Палатином.
Размеры древнего амфитеатра поражают воображение: длина – 188 м, ширина – 156 м, высота – 48 м. Но свое название он получил не из-за своих титанических размеров, а потому, что некогда на площади перед ним стояла монументальная статуя Нерона в 35 м высотой.
Разместиться в Колизее могли от 50 до 83 тыс. человек (самый большой современный стадион, находящийся в КНДР, вмещает 150 тыс.).
Со времени постройки и вплоть до 405 г. н. э. в Колизее устраивались гладиаторские бои, охота на диких животных, театральные представления и водные феерии – навмахии, то есть грандиозные шоу, имитирующие крупномасштабные морские бои.
Считается, что здесь были до смерти замучены сотни первых христиан, которых считали опасными бунтовщиками и виновниками упадка государства.
После краха Древнего Рима Колизей вплоть до XVIII века прозябал в забвении, пока его не взял под покровительство папа Бенедикт XIV.
Он освятил Колизей, как культовое место гибели первых христианских мучеников, и соорудил здесь множество крестов и алтарей. Их удалили в 1874 г. и с этого момента стали восстанавливать Колизей, как культурный памятник.
В настоящее время его посещает около 5 млн. туристов в год, принося итальянским властям 50 млн. евро дохода. Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo, 1.
Охота на животных
Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.
Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:
- львы;
- тигры;
- слоны;
- быки;
- медведи;
- крокодилы;
- носороги и другие.
Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.
Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.
Архитектура и создатели
Строительство Колизея в 72 г. н.э. было начато императором Веспасианом, который до своего возвышения успел послужить претором при Калигуле, легатом при Клавдии и военачальником при Нероне.
После смерти Веспасиана в 79 г. строительство продолжил его сын Тит, а после смерти Тита в 81 г. строительство Колизея продолжил и завершил брат Тита и сын Веспасиана, император Домициан.
Имя архитектора Колизея доподлинно неизвестно, по некоторым данным, это мог быть Рабирий – создатель дворца Домициана на холме Палантин и терм Тита.
С архитектурной точки зрения Колизей представляет классический древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в середине которого расположена арена, окруженная кольцами зрительских трибун.
Знать сидела на мягких сиденьях нижних трибун, в то время как чернь, женщины, рабы и иностранцы – на жестких деревянных скамейках верхних трибун. Во времена расцвета под ареной располагался лабиринт, где содержали диких животных, а арочные проемы 3 и 4 яруса украшали статуи и лепнина.
В течение XX столетия Колизей неоднократно горел, страдал из-за землетрясений и подвергался набегам варваров. В Средние века его камни использовались для возведения дворцов для знати и жилищ обычных горожан.
В 20 в. свою лепту в плачевное состояние величественного здания внес загазованный воздух Рима, вибрации от проезжающих мимо автомобилей и тысячи туристов, желающих унести с собой частичку Колизея в виде хотя бы крохотного камешка.
Все эти факторы привели к тому, что к началу 21 в. Колизей утратил 2/3 своей изначальной массы, которая составляла 600 тыс. тонн.
Чтобы не допустить гибели легендарного амфитеатра, в декабре 2013 г. итальянские власти решили начать грандиозную реставрацию Колизея, которая закончилась в 2016 году.
На туристах это не отразилось – они по-прежнему могли посещать его беспрепятственно.
Строительство
Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.
Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).
Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).
Вторая жизнь амфитеатра
И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.
Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.
В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.
О Колизее
Добраться к нему не составит труда, если воспользоваться местным метрополитеном. Причем вы можете заказать такси или взять машину напрокат — в таком случае добираться придется индивидуальным маршрутом исходя из того места, где вы находитесь. Если вернуться к варианту с метрополитеном, то нужно сесть на линию B и доехать до станции Colosseo. Далее добраться до самого памятника будет проще простого, а рядом вы сможете увидеть другие достопримечательности Рима.
Сам Колизей начали строить в 72 году нашей эры, по приказу императора Веспасиана, а закончили только в 80 году, на одной из частей Римского форума.
Сейчас это строение считается колоссальным проектом — его возведением занимались рабы, которые трудились на стройке днем и ночью. Изначально арена называлась «амфитеатр Флавиев», но со временем слово «Колизей» (что в переводе значит «колоссальный») вытеснило настоящее имя. Сейчас месторасположение памятника называется Piazza del Colosseo.
Отголоски архитектурных особенностей Колизея можно найти и в современных стадионах, в основном это форма строения овальной формы, которая позволяет уместить в себе много людей и обеспечивает хороший обзор действа, происходящего на арене.
При этом Колизей имеет аж 80 входов, которые равномерно расположены по всему периметру и позволяли многотысячной публике быстро занять свои места и так же быстро их покинуть.
4 из 80 входов были выделены под императора и различную знать и вели к первым рядам возле арены. Всего строение имеет три яруса, на которых располагались зрители, при этом чем был выше ярус, тем проще был народ. Над самой верхушкой располагается тент, который мог закрыть весь периметр амфитеатра, его натягивали люди, сидящие на третьем ярусе, в случаях, когда лил сильный дождь, или, наоборот, палило жаркое солнце.
Основной задачей амфитеатра было веселить публику, а делали это в то время жестокие бои гладиаторов между собой и с различными дикими зверями. Поэтому зрителей от главной арены отделяла высокая решетка, выполняющая роль барьера между ними и разъяренными зверями.
Арена засыпалась песком, и под ней располагалась целая система механизмов, лабиринтов, клеток для животных. Там же находится система из шлюзов и каналов. Когда песка не было, вся публика могла видеть проплывающие корабли.
История создания Колизея в Риме
История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.
Предыстория строительства
Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.
Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.
К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»
Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.
Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.
К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.
Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.
Дворец получил название «Золотой дом Нерона»
А не завершил из-за восстания против него.
Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.
В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.
Строительство Колизея в Риме
Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.
Этим успокоителем и стал Колизей.
Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.
Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.
Откуда появилось название Колизея
Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.
Современное название Колизей получил только в VIII веке. Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.
Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.
Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).
Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.
Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона
Общая архитектура
Архитектура Колизея изображает яйцевидную плоскость, то есть в форме яйца. Это эллипс с несколькими центрами, но по общему виду он довольно близок к овальной плоскости.
Самая длинная длина составляет 187,75 м, а ширина-155,60 м, при постоянной высоте 50,75 м. Он состоит из блока амфитеатра, окружающего арену, окруженную фасадом, который идет вокруг. Здесь четыре этажа.
Схема рядов.
Пространство между амфитеатром и фасадом состоит из двух смежных круглых коридоров на этаже.
Фасад и внутренние коридоры пронизаны 80 арками больших размеров, сводчатыми полукруглыми арками, отделенными друг от друга украшенными полуколоннами. Эта последовательность арок существует только на первых трех уровнях, четвертый, задний, представляет собой сплошную стену, произведение архитектуры, которое называется “чердак” и которое пронизано маленькими прямоугольными окнами в ритме аркады из двух.
Наверху есть каменная установка для поддержания циновки вертикально повторенной 240 раз, эта установка образовала корону из вертикальных столбов, между которыми мы могли бы растянуть холст: велариум.
Трибуны были расставлены вдоль изгиба амфитеатра.
Ближайшие к арене сиденья были высотой 3 метра, а разделявшая их стена называлась трибуной.
От первого ряда до последнего мы пересекаем 7 концентрических колец, которые становятся все больше и больше по мере того, как мы поднимаемся по этажам. Эти кольца составляют структуру здания, они опираются на арки, разгруженные стенами из камней, которые перпендикулярны им.
Чем выше вы поднимаетесь по этажам, тем выше кривая высоты увеличивает свой коэффициент: это означает, что чем выше вы находитесь, тем больше вы “выше” человека впереди, в то время как ниже, мы скорее “позади” этого человека.
Материалы используемые при строительстве
Колизей использует несколько материалов.
Главный из них-травертин, известняк, мрамор для украшений, туф, вулканическая порода, кирпич и известь для звеньев. Мы также использовали металл, главным образом бронзу, чтобы связать камни вместе.
Материалы Колизея
Колизей использует несколько материалов. Главный из них-травертин, известняк, мрамор для украшений, туф, вулканическая порода, кирпич и известь для звеньев. Мы также использовали металл, главным образом бронзу, чтобы связать камни вместе.
1.Травертин
Травертин-это осадочный известняк, он встречается там, где когда-то были реки, родники, озера.
Римская область богата такими камнями. Он имеет характеристику бежевого цвета и особенно устойчив.
Тот, который использовался для строительства Колизея, был родом из города Баньи-Ди-Тиволи, бывшего Тибуром. Это самый крупный камень в Колизее, основной материал.
2.Мрамор
Большая часть украшений Колизея была выполнена из мрамора, но все они почти исчезли, будучи повторно использованы при строительстве других зданий в Риме. Входы в пещеру были украшены мраморными плитами, а также балюстрадами.
Этот камень также использовался в качестве сиденья для первых 3 рядов, зарезервированных для наиболее состоятельного социального класса.
Снаружи колонны имели мраморные капители, и некоторые колонны также были из этого материала. Наконец, он также использовался в разных местах: для барабанных перепонок, фризов и т. д.
Похоже, что мрамор использовался еще со времен строительства Колизея, но именно последующие реконструкции добавят ему новых возможностей. Часто мы будем повторно использовать части, начиная с третьего века.
Таким образом, некоторые мраморные куски ранее использовались для других конструкций, Прежде чем закончить здесь.
3.Бронза
Колизей также использует металл в своей структуре, но в настоящее время он исчез. Это была в основном бронза, но также использовалось железо. Нагретый металл растягивался в стержень, а затем изгибался в U-образную форму.
Приспособленные к отверстиям, намеренно вырытым в камнях фасада, эти сооружения служили аграфами, чтобы поддерживать Колизей в вертикальном положении.
Первые пожары взяли верх над этими аграфами, которые постепенно восстанавливались, чтобы быть растопленными. В настоящее время у нас есть только отверстия в камнях, остатки этой оригинальности в строительстве.
4.Вулканический туф
Туф-это вулканическая порода, образованная из шлака, который агломерировался с влагой. Регион Рима богат туфами, здесь есть разные сорта, Каждый из которых имеет свой цвет.
Этот камень не особенно плотный, используемый в строительстве он привносит немного эластичности.
Первоначально использовавшийся туф не был огнеупорным, поэтому Колизей сильно пострадал во время первых пожаров.
В 3 веке ремонтные работы производились с помощью различных огнеупорных туф … что не помешало памятнику гореть несколько раз!
5.Кирпичи
Кирпич является основной частью Римского строительства. Его делают из глины, смешанной с водой, соломой или пуццоланой.
После приготовления его можно было укладывать раствором, чтобы поднять стены,которые не требовали большой устойчивости к дроблению, или как плитку. Внутренние стены Колизея выполнены из крупногабаритного кирпича.
6.Лайм
Известь-это продукт горения известняка при высокой температуре, полученный таким образом продукт называется негашеной известью.
Достаточно добавить воду, чтобы получилась вязкая масса, пригодная в архитектуре, она служит связующим для цемента. Именно так римляне делали свой цемент.
Колизей внутри
Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.
Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com
Арки
Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.
Ярусы
Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.
Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.
В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.
Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.
Веларий (навес из парусины)
На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.
Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.
Места для зрителей
Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).
Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.
Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.
Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.
Арена
Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.
В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.
Фото: SF photo / Shutterstock.com
У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.
Гипогей
Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.
Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.
Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.
Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.
История строительства Колизея
Первые гладиаторские бои в Риме проводились на деревянной арене марсианского поля, однако она была уничтожена крупным пожаром в 64 году.
Начало строительства новой площадки для показательных состязаний относится к 72 году нашей эры при императоре Веспасиане.
Работы велись между холмами Палатин, Эсквилин и Селио на месте засыпанного пруда, которое располагалось у Золотого дома Нерона.
После смерти Веспасиана, его сын и преемник император Тит завершил масштабное строительство и торжественно открыл амфитеатр в начале 80 года. В честь открытия проводились 100-дневные зрелищные игры.
Дальнейшими изменениями амфитеатра управлял император Домициан.
На огромной арене проводились публичные представления:
- гладиаторские бои;
- охота на животных;
- морские сражения;
- казни;
- драмы мифологических сюжетов.
Император Траян продолжил период непрерывных показательных выступлений в 117 дней.
Судьба Колизея в последующие годы:
- Повреждение в результате пожара 217 года. Под руководством императора Александра Севера здание восстановлено.
- Христианизация V века. В 404 году монах Телемах стал первым, кто выступил против кровавых боёв, после чего был забит камнями. Позже Император Гонорий Август официально ввёл запрет на проведение кровопролитных состязаний.
- Вторжение готов на территорию Рима в VI веке: разграбление и уничтожение здания.
- В конце VI века Колизей окончательно утратил своё первоначальное значение.
Гладиаторские бои.
Колизей в период Средневековья
После варварского нападения арена амфитеатра превратилась в кладбище, а помещения здания стали служить жильём для римлян.
В IX-X веках сооружение использовалось для укрытия знатных семей.
В 1200 году постройка вошла во владения знатной семьи Франджипани (Frangipane), которые превратили здание в крепость.
Землетрясения 847 и 1349 годов оставили свой отпечаток на центральном монументе города, части и обломки стен вывозились в качестве строительного материала для постройки дворцов.
Разграбленный драгоценный травертин и мрамор использовался для украшения таких знаменитых дворцов как: Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и Палаццо Канчеллерия.
Период Средневековья.
Новое время
XVI век — знаменитый объект города стал принадлежать Римской церкви:
- Папа Сикст V планировал построить на уникальном месте завод обработки шерсти, однако не успел это реализовать в связи с внезапной смертью.
- В XVII веке арена Колизея вновь стала местом зрелищ, кардинал Альтьери разрешил проведение боев с быками. Быстро распространяющийся общественный протест вскоре остановил подобные мероприятия.
- В 1750 году понтифик Бенедикт XIV признал амфитеатр священным местом и освятил его, обустроив на территории часовни и установив священный крест.
В ходе раскопок при Наполеоне I были обнаружены подземные проходы под площадкой арены.
Крестный ход.
Наши дни
Древний памятник пережил несколько реконструкционных этапов, и в современное время на его территории проводятся восстановительные работы.
Глобальные изменения, в ходе которых достопримечательность имеет сегодняшний вид, появились в период правления Бенито Муссолини (Benito Mussolini).
До наших дней сохранилось 3 арочных уровня:
- Нижний уровень с полуколоннами дорического ордера (76 пролетов с сохранившейся нумерацией входов);
- Второй уровень – колонны ионического ордера;
- Третий – увенчанный аттиком с декорированными выступами коринфского ордера.
Ежегодно миллионы туристов посещают Колизей, восхищаясь уникальностью исторического места.
В последние годы Колизей стал международным символом борьбы против смертной казни, которая была отменена в Италии в 1948 году.
Несколько демонстраций прошли перед сооружением в 2000 году. С тех пор в качестве жеста доброй воли местные власти Рима меняют цвет ночного освещения Колизея с белого на золотое в момент отмены либо смягчения смертного приговора в любой точки мира.
(Источник — Prowalk Tours).
Происхождение названия
Сооружение имеет два названия:
- Амфитеатр Флавиев – в честь основателей, императоров династии Флавиев.
- Более распространённое название – Колизей.
О происхождении названия «Колизей» существует 3 гипотезы:
- Колоссальные размеры постройки. Слово «colosseus» в переводе с латинского языка означает «гигантский, огромный».
- В честь бронзовой статуи Колосс Нерона, которая, согласно античным летописям, располагалась у Золотого дома Нерона.
- Созвучно с высказыванием «Colis eum?» («Вы поклоняетесь ему?»). Предположение связано с ритуальными обычаями сатанистских культов эпохи Ренессанса.
Бронзовая статуя Нерона.
EUR – Новый город у ворот Рима
28 октября 1922 года тысячи людей в черных рубашках, скандировавших лозунг «сейчас или никогда», торжественным маршем вошли в Рим. Через несколько дней король Италии Витторио Эмануэль III назначил Бенито Муссолини главой нового правительства.
Бенито Муссолини и его марш на Рим
Всего за несколько месяцев до захвата столицы, Муссолини заявил 21 апреля 1922 года: «Рим, который мы чтим – это не только Рим памятников и славных руин. Рим это другое: речь идет не о благородных камнях, а о живой душе города, воплощенной в камне, это не ностальгическое созерцание прошлого, а подготовка к будущему». Укрепив свою власть и объявив в начале 1925 года, что намерен взять на себя полномочия диктатора, новый лидер возжелал сделать город «центром всех энергий новой нации». В своей речи от 31 декабря 1925-го, Муссолини пообещал, что «через пять лет Рим должен выглядеть замечательным примером для всех людей мира – просторным, аккуратным и монументальным, каким он был во времена империи Августа.
Через пять лет Рим должен выглядеть замечательным примером для всех людей мира!
Для реализации своих планов по модернизации города, Муссолини привлек множество талантливых архитекторов и, прежде всего, Марчелло Пьячентини (1881-1960), идеолога новой монументальной архитектуры, который в течение всех двадцати лет режима стоял во главе этого амбициозного проекта. Однако вторжение итальянской армии в Эфиопию в октябре 1935 года и наложение Лигой наций за эту агрессию экономических санкций, воплощение утвержденного в 1931 году Плана строительства и развития Рима несколько приостановилось.
Новый импульс развитию идеи монументального строительства придала заявка Италии на проведение в Риме Всемирной универсальной выставки, открытие которой было намечено на 1941год. Однако Бенито Муссолини перенес ее открытие на следующий год, приурочив выдающееся событие к 20-летию марша на Рим и своему приходу к власти. Под руководством Пьячентини коллективом архитекторов, инженеров и дизайнеров был разработан генеральный проект, представленный дуче 8 апреля 1937года.
План Международной выставки в Риме, представленный на рекламном плакате
Он получил название «E42» (сокращенная аббревиатура названия выставки и года ее проведения) и предусматривал строительство целого района на площадях Agro Romano – южной сельскохозяйственной окраине города. Первоначально возведенные выставочные павильоны в дальнейшем предполагалось превратить в монументальное пространство, утверждавшее величие новой римской империи. Главным символом нового города должна была стать символическая «L’Arco della Acqua e della Luce» (Арка Воды и Света) высотой более 100 метров, которая так никогда и не была построена.
Арка Воды и Света представленная на рекламном плакате, выпущенном к подготавливаемой Международной выставке 1942 года
Вторая мировая война, разразившаяся в Европе, окончательно прервала строительные работы по возведению выставочного комплекса. 1 декабря 1942года Генеральный комиссар Витторио Чини, курировавший проект, в своем письме к дуче попросил его об отставке. Таким образом, первоначальный проект так и остался не полностью реализованным.
Застройка выставочного комплекса и крышка люка как безмолвное напоминание о несостоявшейся выставке 1942 года
Сразу по окончании войны недостроенный район EUR служил лагерем для перемещенных лиц, а Дворец Итальянской Цивилизации его штаб-квартирой, где проводились фильтрационные мероприятия. Лишь в 1951 году, с созданием в здании Квадратного Колизея офиса EUR, возобновилось строительство прилегающего района, который в последующем стал новым деловым центром Рима.
Макет Международной выставки, представленный Бенито Муссолини и Район EUR в преддверии сельскохозяйственной выставки 1953 года
В своем видоизмененном виде проект строительства нового городского района был вновь возобновлен лишь в середине 50-х годов. В рамках подготовки к проведению Игр XVII Олимпиады, которые состоялись в 1960г., было завершено строительство некоторых зданий и общей инфраструктуры, возведены Дворец Спорта, Олимпийский велодром и прочие спортивные объекты, а также обустроена зеленая парковая зона. Постановлением от 13 сентября 1961г. району Agro Romano, где были построены здания для проведения выставки, официально присвоено условное наименование «Quartiere XXXII-E.U.R.». Однако, чтобы название более не ассоциировалось с недавним прошлым, Муниципальный совет в 1965г. заменил его на «Quartiere XXXII-Europa». Тем не менее, этот район по-прежнему более известен как EUR, а символом нового города на все времена остался Квадратный Колизей.
Интересные факты о Колизее
- Изначально амфитеатр носил имя Флавиев — династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
- Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
- Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
- Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
- Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!
Колизей ночью
Часы работы
Обращайте внимание на время работы Колизея, т.к. вход и кассы закрываются в разные часы
Зависит все от сезона.
08:30-16:30 – начиная с 2 января и заканчивая 15 февраля (кассы и вход открыты до 15:30);
08:30-17:00 – начиная с 16 февраля и заканчивая 15 марта (кассы и вход открыты до 16:00);
08:30-17:30 – начиная с 16 марта и заканчивая последней субботой марта (кассы и вход открыты до 16:30);
08:30-19:15 – начиная с последнего воскресенья марта и заканчивая 31 августа (кассы и вход открыты до 18:15);
08:30-19:00 – начиная с 1 сентября и заканчивая 30 сентября (кассы и вход открыты до 18:00);
08:30-18:30 – начиная с 1 октября и заканчивая последней субботой октября (кассы и вход открыты до 17:30);
08:30-16:30 – начиная с последнего воскресенья октября и заканчивая 31 декабря (кассы и вход открыты до 15:30).
Выходные дни 25 декабря и 1 января.
Хронология событий
Согласно историческим описаниям, длительное время арена Колизея использовалась для жестоких зрелищ — гладиаторских боёв, затравливания животных и казни преступников. В III столетии в амфитеатре случился сильный пожар, после которого форум реставрировался. В V веке гладиаторские бои были запрещены, но издевательства над животными продолжались ещё много лет. После прихода чужеземцев на римскую землю, Колизей утратил своё первоначальное предназначение. Здесь расположились ремесленные мастерские, а на арене стали проводиться захоронения.
В XIV веке в Риме произошло сильное землетрясение, которое положило начало разрушению амфитеатра. Римские жители своими действиями поддержали то, что не удалось доделать стихии, разбирая руины на строительные материалы. Спас Колизей папа Бенедикт XIV, первым взявший его под свою охрану. Именно благодаря Бенедикту величественное сооружение сохранилось до наших дней.
Современный Колизей включает всего полторы тысячи действующих зрительских мест, но несмотря на это площадку с удовольствием выбирают для своих концертов мировые знаменитости. Сегодня в Колизее полным ходом идёт реконструкция, на которую итальянское правительство выделило почти два десятка миллионов евро. Результаты работ уже видно на информационных фото. Скоро одно из семи новых чудес света, в число которых Колизей вошёл в 2007 году, порадует жителей Рима и его гостей восстановленным былым обличьем.