Кул шариф в казани

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

Внутри священного места

Для тех, кто не сильно представляет, что и в каком порядке можно делать внутри мечети, я как раз написала этот раздел.

Музей ислама

Если сначала вам нужна история, знакомство с достопримечательностью и исламом на страницах рукописей, то нужно отправиться в музей ислама. Идти следует с нижней, южной платформы мечети.

Вход в музей платный. Изучить исламскую историю мне вышло не дороже 30 рублей, для детей скидки – 10. А в интересные даты – такие как международный день музеев 18 мая или 18 апреля – день охраны памятников и достопримечательностей, — вход свободный.

Идем в мечеть

В саму Кул Шариф отправляться нужно с северной стороны здания. Простыми словами – с той молельной площади, которая и привлекает туристов, заходящих в Казанский Кремль. Заходите и попадаете, традиционно, в вестибюль. Рядом с ним помещения для имама, куда девушкам, насколько знаю, нельзя. В том же месте – молельный зал для мужчин и балкон для женщин. На всякий случай напомню, что в исламе во время намаза мужчины и женщины молятся раздельно.

Неважно, сколько молящихся – 5, 10 или 50 – в мечети сохраняются спокойствие и благоговейная тишина. Кстати, шум от топота успешно скрывают персидские ковры, ими устланы полы в этих двух залах

Как выглядеть и что делать

Как и в случае с другими религиозными святынями, мужчины не должны надевать шорты – только брюки, а женщинам нужно избегать коротких юбок. Как только заходите в мечеть, женщинам сразу же в вестибюле выдают платок, ну а мужчинам – тюбетейки. Для туристов есть балкончики, чтобы не мешали молящимся.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Строительство новой мечети

Почти четыре с половиной сотни лет о старой казанской мечети напоминали только немногочисленные исторические документы, народные предания и стихи. Советская власть вела борьбу с любой религией, поэтому о возрождении храма не могло быть и речи. Только в середине 1990-х годов, когда отношение к Церкви изменилось, был поставлен вопрос о строительстве в Казанском кремле новой мечети.

Общий вид мечети Кул-Шариф

На воссоздание исторического храма ушло почти 10 лет. Стройка проходила с 1996 по 2005 годы. Никто не знал, где стояла старая мечеть, поэтому Кул-Шариф решили возвести на территории, которая раньше принадлежала Юнкерскому училищу. Деньги на храм внесли более сорока тысяч граждан и организаций Татарстана.

Чтобы точно определить ориентацию мечети на Мекку, строители использовали навигацию на космическом спутнике. Храм открыли в середине лета 2005 года, когда жители города отмечали 1000-летие Казани.

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

«Предлагали семь площадок»

Как пояснила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, «по поручению Рустама Нургалиевича решение о месте строительства соборной мечети будет приниматься с учетом мнения общественности». Пока, по ее словам, лишь высказываются предложения на уровне духовенства. Но каких-то конкретных утвержденных вариантов, из которых можно было что-то выбрать, еще нет: этот вопрос находится «на стадии обсуждения и проработки».

— Мы, как узнали об этом, предложили построить мечеть на территории бывшего ресторана «Акчарлак». Год назад собрали целую тетрадку подписей и передали в ДУМ РТ. Здесь удобное место: сюда ходят трамваи, автобусы, людям будет легко добраться, — сообщил Рауф Ибрагимов.

Помимо «Акчарлака», среди предложений назывались площадь Тысячелетия, парк Тысячелетия, парк «Кырлай», буферная зона Кремля, берег Казанки у речного порта, в Троицком лесу, около НКЦ «Казань» и на месте обувной фабрики «Спартак».


Камиль Исхаков: «Было много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились». Фото Михаила Козловского

— Окончательно еще не выбрана ни одна площадка под мечеть, хотя предлагали к рассмотрению семь таких мест, — рассказал «Реальному времени» Камиль Исхаков. — Поскольку площадки нет, нет ни состава проекта, ни числа объектов — это ведь целый этап. Пока рано говорить о площади и вместимости. Было и много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились.

Он добавил, что идея строительства соборной мечети в городе витает в воздухе не один десяток лет. Еще в 1992 году на правом берегу Казанки (на месте нынешней «Казанской Ривьеры» и «Леруа Мерлен») при участии Талгата Таджуддина и архитектора Мунира Агишева был заложен первый камень в основание, даже было забито 1 600 свай.

У так и не построенного храма было даже название — «Тюльпан». Но проект не был реализован. К слову, через несколько лет, в 1998 году, соборная мечеть с похожим наименованием появилась в Уфе — «Ляля-Тюльпан». И открывал ее все тот же верховный муфтий Талгат Таджуддин.

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Ханская Казань

В середине XV века, после распада Золотой Орды, Казань становится административным центром государства, получившего в исторической литературе название «Казанское ханство» и просуществовавшего с 1438 по 1552 годы.

К началу XV в. Казань уже представляла собой крупный торгово-ремесленный город. На ее территории располагались торговые районы и слободы, а также концентрировалось разнообразное ремесленное производство (кожевенное, ювелирное, гончарное, металлургическое и др.). Усилившаяся экономически и политически, Казань к середине XV века превратилась в самостоятельный региональный центр. Эти объективные причины во многом и определили выбор первых казанских ханов, сделавших ее своей столицей, а укрепленную крепость на холме — местом своего постоянного пребывания.

К моменту образования Казанского ханства укрепленная часть города находилась в пределах старой крепости. После образования ханства численность населения быстро увеличивается, осваиваются новые территории, растет количество жилых и общественных построек. Во второй половине XV — первой половине XVI века. Казанская крепость выходит за пределы прежних укреплений. Внутри крепости, где археологами зафиксированы следы 7 улиц, происходит уплотнение застройки, появляется ханский двор, строятся крупные кирпично-каменные здания. Это — Ханский дворец, Ханская мечеть, мечеть Кул-Шарифа, Ханские мавзолеи.

В городе жили ремесленники: металлурги, кузнецы, плотники, каменщики, кожевенники, ювелиры, гончары и др. В результате археологических исследований на территории кремля были обнаружены большие производственные помещения по изготовлению кожи и кожевенных изделий. В районе разрушенной Северо-Восточной башни кремля располагались металлургические (медеплавильные) горны.

Особое положение в государстве занимали зодчие, с творчеством которых связано великолепие города Казани. Многочисленные минареты каменных и деревянных мечетей словно подпирали небо; вокруг них располагались роскошные дворцы властителей государства. В архитектуре города слились местные строительные традиции булгарских времен и приемы приезжих мастеров из Турции и Италии. Следами былого величия являются многочисленные находки ажурных резных декоративных камней и надгробий, орнаменты гипсовых украшений внутреннего убранства зданий, многоцветные изразцы наружной мозаики.

В городе имелись мельницы. Во многих постройках обнаруживается большое количество обугленного зерна, что свидетельствует о существовании в городе ремесленников, занимающихся обмолотом зерна и выпечкой хлеба.

Культура Казанского ханства основывалась на многовековых мусульманских традициях, закрепившихся в сознании многих народов Урало-Поволжья еще с эпохи Волжской Булгарии. Она вбирала в себя народную и профессиональную, письменную культуру. Это находило отражение в произведениях многочисленных булгарских и золотоордынских ученых и поэтов — Кул Гали, Ходжа Ахмед Булгари, Сулейман ибн Дауд Сувари. К сожалению, многое из их наследия оказалось безвозвратно утраченным.

Ханская Казань представляла собой крупный торговый и ремесленный средневековый город с высоким уровнем развития культуры и просвещения, где мирно сосуществовали представители различных народов и религий.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Описание

На территории Музея-заповедника «Казанский Кремль» находятся:

  • Городище «Казанский Кремль» X — XVI веков — культурный слой булгарского укрепленного торгового поселения первой половины X — XIII веков
  • Каменно-кирпичный Кремль XVI — XVIII веков — это сама крепость, считавшаяся самой мощной и неприступной в то время. Высота ее стен составляет от 8 до 12 метров.
  • Архитектурные сооружения XVI — XIX веков, среди которых:
    • 5-ти главый Благовещенский собор, построенный в 1556-1562 годах псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем
    • Дворцовая (Сошествия Св. Духа) церковь 2-ой половины 18 века
    • Церковь Николы Ратного
    • Братский корпус и руины Спасо-Преображенского собора 16 века
    • Башня Сююмбике высотой 58 метров — одна из падающих башен мира с отклонением от вертикали 1,98 метра
    • Губернаторский дворец, построенный в 1842-1849 годах по проекту архитекторов К.А. Тона, А.И. Песке и М.П. Коринфского
    • Присутственные места конца XVIII — начала XIX веков
    • Гауптвахта середины XIX века
    • Юнкерское училище с манежем XIX века
    • Артиллерийской (пушечный) двор XVIII — XIX веков.

Также здесь открыты экспозиции следующих музеев:

  • Музей Государственности татарского народа и Республики Татарстан
  • Центр «Эрмитаж-Казань»
  • Музей исламской культуры
  • Музей естественной истории Татарстана.

Казанский Кремль является местом поклонения мусульман к своим святыням и единственной в мире татарской крепостью.

В архитектуре исторического памятника сочетаются татарский и русский стили. Уникальность и значимость исторического и архитектурного памятника подтверждает включение Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский Кремль – это самое популярное место у туристов. Обычно экскурсии по его достопримечательностям начинаются от Площади 1 мая, на которой установлен памятник национальному герою Мусе Джалилю, написавшему в концлагере «Моабитские тетради». Рядом расположен Иоанна-Предтеченский мужской монастырь и здание Национального музея РТ.

Описание и история

С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.

Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.

В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.

В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.

В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.

Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.

Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.

Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов. 

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Галеевская мечеть

Адрес: ул. Габдуллы Тукая, 40, остановка – «Улица парижской коммуны»

Цена билета: бесплатно

Галеевская мечеть была построена в 1800-ых годах на средства одного неизвестного казанского купца. Название она получила в честь имама, который в будущем стал учредителем медресе «Мухаммадия» при мечети.  В период своего существования мечеть несколько раз полностью меняла свой облик. В 17 веке к ней пристроили центральную часть, состоящую из вестибюля и 2 залов для молитв. В 1882 году появилась еще одна пристройка на средства местного купца. Через 2 десятка лет мечеть была расширена, благодаря чему появилась многоскатная крыша, значительно видоизменился вид минарета.

Из-за антирелигиозной политики правительство Казани в 30-ые года 20 века закрыло мечеть. Долгое время она пустовала, после  чего использовалась не по назначению. Только в 1997 мечеть вернули мусульманам. Была проведена масштабная реконструкция, которая возродила этот памятник татарской культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector