Мечеть кул шариф

Башня Сююмбике

Это символ Казани. Башня была названа в честь татарской царицы. Как гласит легенда, Иван Грозный, узнавший о красоте Сююмбике, отправил в Казань гонцов с предложением прекрасной девушке стать московской царицей. Но посланники привезли отказ от гордой красавицы. Разгневанный царь захватил Казань. Девушка вынуждена была согласиться на предложение Ивана Грозного, но она выдвинула условие: чтобы через семь дней в городе стояла башня, которая высотой затмила все существующие минареты.

Иван Грозный исполнил желание возлюбленной. Во время праздничного застолья Сююмбике сказала, что хочет на прощанье окинуть родной город взглядом с высоты только построенной башни. Взобравшись на верхнюю площадку, она бросилась вниз.

Внешне это сооружение очень напоминает Боровицкую башню Кремля московского. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени создания этой достопримечательности.

Башня состоит из пяти ярусов, которые уменьшаются в размерах. Последние уровни — это восьмигранники, которые венчает шатер в виде восьмигранной усеченной пирамиды и шпиля с полумесяцем. От шпиля до земли высота строения составляет 58 метров. В прошлом веке здесь прошло три реконструкции, поскольку было зафиксировано падение башни. Сегодня отклонение от вертикали шпиля составляет 1,98 метра.

Кул Шариф

Мечеть названа в честь Кул Шарифа – политика, поэта и философа, участвовавшего в битве за Казань, одного из великих амиров и сеидов. Его поэмы о тяжелых временах, которые пришлось пережить народу казанских татар в начале 16 века, поражают глубиной мысли, и скорбью выраженной поэтом в стихах. Когда по приказу царя, русские вторглись в Казань, войска великого сеида Кул Шарифа стоически оборонялись у стен старой мечети, которая впоследствии была полностью разрушена неприятелем. Кул Шариф принял смерть в этом сражении, и именно в его честь была названная новая мечеть, построенная уже в наше время.

По приказу президента Татарстана в начале девяностых была начата активная работа по строительству мечети, которая успешно завершилась примерно через десять лет. Мечеть была воссоздана в 2005 году, вместо старой, разрушенной русскими войсками при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного, и является символом веры в возрождение, и процветание исламской религии среди татар. Открытие церкви было приурочено к тысячелетнему юбилею города. Большое пятиэтажное здание увенчанное «Казанской шапкой», своим величественным видом напоминает нам о временах казанских ханов. Вместительность мечети примерно около 1500 человек, и это только внутри нее, а на открытой площадке могут одновременно находиться в пять или шесть раз больше верующих.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Благовещенский собор

Через арку между Юнкерским училищем и корпусом Пушечного двора выходим на центральную улицу кремля — проезд Шейкмана. Прямо перед нами окажется Благовещенский собор.

Полное название — Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Это самое древнее и самое большое сооружение на территории Казанского кремля. Заложен чуть ли не в день взятия Казани (в день вступления царя в город — 4 октября 1552 г.). Русскому царю надо было очень быстро ввести свои порядки и свою религию. Поэтому первая деревянная церковь была срублена за 3 дня. Крест на месте будущего алтаря ставил сам царь Иван Грозный. А через 10 лет здесь уже стоял каменный собор. Его строили псковские каменщики. Здесь мы встречаемся с противоречием в версиях и легендах. С одной стороны, считается, что зодчие Благовещенского собора — это Постник и Барма, которых прислал в Казань Иван Грозный. С другой стороны, широко известна легенда, что после строительства московского собора сам же Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы те не могли такую красоту повторить. Как тогда они могли строить новый собор в Казани? Достоверных доказательств ни тому, ни другому утверждению нет.

Изначально Благовещенский собор выстроен как крестово-купольный храм. К нему были пристроены два боковых придела, высокое крытое крыльцо и трапезная, которая визуально слившись с основным объёмом собора, превратила его в огромный храм. Интересная архитектурная деталь — собор русский, а центральный купол его — совершенно украинский. Представляете купола Софии Киевской? Очень их напоминает.

Собор пережил несколько сильных пожаров и советскую власть. Сильно пострадали или были уничтожены росписи, иконы, купола. А вот пол — нет. Как лежал, так и лежит. Потому что пол в соборе необычный. Он собран из чугунных плит, отлитых на Демидовском металлургическом заводе на Урале. До революции собор был кафедральным, в нём находилась богатейшая ризница. То, что сохранилось из этих сокровищ, сейчас хранится в Национальном музее РТ.

Обходим собор справа вокруг и выходим на следующую обзорную площадку. Отсюда прекрасно видно 3 эпохи Казани: Казань историческая (крепостная стена под нами), Казань современная — Дворец земледелия, набережная, «Казань-Арена» и Казань будущая — обилие подъёмных кранов на противоположном берегу Казанки говорит само за себя: город строится и непрерывно меняется. Посмотрите налево вдаль, на противоположный берег Казанки. Видите тёмную чашу на светлом пьедестале? Центр семьи «Казан» (новый казанский ЗАГС). Ряд высоток правее его — жилые комплексы. После красного жилого комплекса с коричневыми полосами понизу видна серебристая «шайба» — «ТатНефтьАрена» (ледовый дворец). Самое высокое здание на том берегу — отель и знаменитый аквапарк «Ривьера», водные горки видны даже отсюда. Многие приезжают в Казань только ради него. Ещё правее увидите огромный светящийся экран под крышей изогнутой формы. Это стадион «Казань Арена», построенный к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Опустим глаза ниже и рассмотрим этот берег слева направо. Квадратные крыши вдоль реки — рестораны на набережной, светлое здание с колоннадой и резным куполом — Дворец земледельцев. За Дворцом земледельцев красивое здание с вычурной архитектурой — просто жилой дом. Ещё правее Дворца — белая с синей кровлей церковь Параскевы Пятницы. Видите золотую маковку над большим зелёным полукуполом за домом, который расположен прямо за церковью Параскевы? Это Казанско-Богородицкий мужской монастырь — место обретения иконы Казанской Божией Матери. Сама икона (точнее её список) хранится в монастыре. Если посмотреть ещё правее, увидим вдали две бело-голубые маковки. Это собор Петра и Павла. Едва ли не самый красивый собор Казани. Его мы обязательно осмотрим на прогулке вокруг кремля.

Ну а сейчас пойдём обратно. Справа от Благовещенского собора расположен небольшой квадратный скверик. Это единственное зелёное место в кремле (не считая регулярных клумб). Зато насколько зелёное! И берёзы шумят, и сирень цветёт, и скамейки в зелёных гротах, и буйные заросли цветов. Посреди этого зелёного озера стоит памятник зодчим Казанского кремля. Так как с точными именами зодчих картина не ясна, памятник решили оставить безымянным, представив в нём собирательные образы. На памятнике изображены татарский архитектор (с чертежом Ханского дворца) и русский зодчий (держит чертёж Спасской башни).

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Описание

На территории Музея-заповедника «Казанский Кремль» находятся:

  • Городище «Казанский Кремль» X — XVI веков — культурный слой булгарского укрепленного торгового поселения первой половины X — XIII веков
  • Каменно-кирпичный Кремль XVI — XVIII веков — это сама крепость, считавшаяся самой мощной и неприступной в то время. Высота ее стен составляет от 8 до 12 метров.
  • Архитектурные сооружения XVI — XIX веков, среди которых:
    • 5-ти главый Благовещенский собор, построенный в 1556-1562 годах псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем
    • Дворцовая (Сошествия Св. Духа) церковь 2-ой половины 18 века
    • Церковь Николы Ратного
    • Братский корпус и руины Спасо-Преображенского собора 16 века
    • Башня Сююмбике высотой 58 метров — одна из падающих башен мира с отклонением от вертикали 1,98 метра
    • Губернаторский дворец, построенный в 1842-1849 годах по проекту архитекторов К.А. Тона, А.И. Песке и М.П. Коринфского
    • Присутственные места конца XVIII — начала XIX веков
    • Гауптвахта середины XIX века
    • Юнкерское училище с манежем XIX века
    • Артиллерийской (пушечный) двор XVIII — XIX веков.

Также здесь открыты экспозиции следующих музеев:

  • Музей Государственности татарского народа и Республики Татарстан
  • Центр «Эрмитаж-Казань»
  • Музей исламской культуры
  • Музей естественной истории Татарстана.

Казанский Кремль является местом поклонения мусульман к своим святыням и единственной в мире татарской крепостью.

В архитектуре исторического памятника сочетаются татарский и русский стили. Уникальность и значимость исторического и архитектурного памятника подтверждает включение Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский Кремль – это самое популярное место у туристов. Обычно экскурсии по его достопримечательностям начинаются от Площади 1 мая, на которой установлен памятник национальному герою Мусе Джалилю, написавшему в концлагере «Моабитские тетради». Рядом расположен Иоанна-Предтеченский мужской монастырь и здание Национального музея РТ.

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Как добраться

Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к Казанскому Кремлю.

Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.

И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Кул-Шариф — новодел с древней историей

В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.

Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.

Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.

Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.

Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.

Архитектура

Всё здание представляет собой не только мечеть, а целый архитектурный комплекс в 5 уровней. В нём есть:

  • Музей исламской культуры и истории на цокольном этаже, вход с южной стороны. Здесь также расположено помещение для омовения.
  • Главный проход с северной стороны в молельную для мужчин на 1 этаже.
  • На втором ярусе построено два балкона для проведения экскурсий. Тут же женская часть для молитв.
  • Выше находится комната для свадебного обряда и кабинет имама.
  • На территории есть библиотека и книжное издательство.
  • В отдельном здании рядом – пожарная часть.
  • Перед основным входом – молельная площадь.

@gorynnych

Религиозный объект имеет шесть минаретов. Это башни, с которых верующих призывают к молитве. Четыре главных 58 м в высоту. Большой голубой купол 39 м высотой и 15 м в диаметре. Сооружение сделано из двух квадратов, которые пересекаются под углом в 45 градусов. Они образуют мусульманский знак «Благословление Аллаха».

Не забудьте посетить достопримечательность при искусственном освещении. Кажется, что строение парит над землёй. Ещё свет красиво отражается от мрамора и даёт розоватый отлив. Внешняя отделка сделана белым мрамором, а шпиль и купола окрашены в голубой цвет. Поэтому местные жители называют её «Голубая мечеть». Фасад по периметру украшен исламскими надписями, созданными из металла с бронзовым отливом.

@faridashh

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector