Мечеть кул-шариф

Башня Сююмбике

Это символ Казани. Башня была названа в честь татарской царицы. Как гласит легенда, Иван Грозный, узнавший о красоте Сююмбике, отправил в Казань гонцов с предложением прекрасной девушке стать московской царицей. Но посланники привезли отказ от гордой красавицы. Разгневанный царь захватил Казань. Девушка вынуждена была согласиться на предложение Ивана Грозного, но она выдвинула условие: чтобы через семь дней в городе стояла башня, которая высотой затмила все существующие минареты.

Иван Грозный исполнил желание возлюбленной. Во время праздничного застолья Сююмбике сказала, что хочет на прощанье окинуть родной город взглядом с высоты только построенной башни. Взобравшись на верхнюю площадку, она бросилась вниз.

Внешне это сооружение очень напоминает Боровицкую башню Кремля московского. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени создания этой достопримечательности.

Башня состоит из пяти ярусов, которые уменьшаются в размерах. Последние уровни — это восьмигранники, которые венчает шатер в виде восьмигранной усеченной пирамиды и шпиля с полумесяцем. От шпиля до земли высота строения составляет 58 метров. В прошлом веке здесь прошло три реконструкции, поскольку было зафиксировано падение башни. Сегодня отклонение от вертикали шпиля составляет 1,98 метра.

Возникновение и важные эпохи в истории Казанского Кремля

Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края.

Благоприятные природно-географические условия данной местности издавна привлекали внимание первобытных обитателей края. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера

Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак

С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак.

Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и др. свидетельствуют об освоении этой местности и в эпоху бронзы. Появление в VIII на Средней Волге болгарских племен неразрывно связано с дальнейшим развитием истории данного региона. В IХ-Х вв. в районе вдоль русла р.Казанки идет процесс формирования оседлых поселений, в том числе и древней Казани. История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже Х-ХI вв. и распологавшихся на северной оконечности Кремлевского холма.

В домонгольский период, с XI по первую половину XIII века, Казань развивалась как военно-торговое поселение. Уже в XII веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со второй половины ХIII века до первой половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.

После распада Золотой Орды Казанский Кремль — военный и административный центр Казанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год.

После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного бывщая столица Казанского ханства становится административным и военным центром присоединенного Поволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль — центр Казанской губернии.

С 1922 по 1992 год Казанский Кремль продолжал выполнять свое предназначение как административный центр Татарской автономной республики, а с 1992 года как государственный центр Республики Татарстан в составе Российской Федерации. В Кремле расположена резиденция Президента Республики Татарстан.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан, Казанский Кремль является сегодня государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Решением ЮНЕСКО от 02.12.2000 г. Казанский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

Кул Шариф

Мечеть названа в честь Кул Шарифа – политика, поэта и философа, участвовавшего в битве за Казань, одного из великих амиров и сеидов. Его поэмы о тяжелых временах, которые пришлось пережить народу казанских татар в начале 16 века, поражают глубиной мысли, и скорбью выраженной поэтом в стихах. Когда по приказу царя, русские вторглись в Казань, войска великого сеида Кул Шарифа стоически оборонялись у стен старой мечети, которая впоследствии была полностью разрушена неприятелем. Кул Шариф принял смерть в этом сражении, и именно в его честь была названная новая мечеть, построенная уже в наше время.

По приказу президента Татарстана в начале девяностых была начата активная работа по строительству мечети, которая успешно завершилась примерно через десять лет. Мечеть была воссоздана в 2005 году, вместо старой, разрушенной русскими войсками при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного, и является символом веры в возрождение, и процветание исламской религии среди татар. Открытие церкви было приурочено к тысячелетнему юбилею города. Большое пятиэтажное здание увенчанное «Казанской шапкой», своим величественным видом напоминает нам о временах казанских ханов. Вместительность мечети примерно около 1500 человек, и это только внутри нее, а на открытой площадке могут одновременно находиться в пять или шесть раз больше верующих.

Мечеть Кул-Шариф

Это главное архитектурное достояние города расположено в пределах знаменитого Казанского кремля. Первый камень в основание современного храма был положен в 1996 году. Торжественное открытие было приурочено к 1000-летнему юбилею столицы. Высота храма достигает 58 метров. В архитектурный комплекс входят 4 грандиозных по величине минарета. Купол украшен «казанской шапкой», которая в незапамятные времена представляла собой корону ханов. Экстерьер полностью выполнен в соответствии с местными традициями и культурой. Это заметно в декоре и минаретов, и главных ворот, и торжественных арок, и мощных колонн.

Экскурсия по мечети Кул Шариф в Казани

Мы посетили Казанский Кремль и мечеть Кул Шариф с индивидуальной экскурсией “За что стоит полюбить Казань”. Гид Сергей — профессиональный историк и замечательный рассказчик! Слушать его интересно и увлекательно. Это не монотонная скучная лекция, а продуманное и приятное погружение в историю старой Казани. На сайте Tripster более 260 положительных отзывов о его экскурсии, и мы также поставили ему пятерку!

У Сергея есть около семи вариаций данной экскурсии. Мы выбрали обзорную по Казанскому Кремлю с посещением двух главных храмов: Благовещенского собора и мечети Кул-Шариф. Дополнительно оплачивается вход на территорию Казанского Кремля: 100 руб./чел. для взрослых, 70 руб. для школьников. Если пойдёте в Кремль без экскурсовода, то вход бесплатный. Бесплатный вход на территорию Кремля, в т.ч. для групп, после 20:00.

Есть и групповые обзорные экскурсии по Кремлю с посещением казанской мечети. Стоят они дешевле, цены от 600 рублей, но людей в группе будет больше. Проводят их другие гиды, не Сергей. На таких экскурсиях вы узнаете краткую историю Кул Шариф и сделаете фото внутри мечети.

Мечеть Кул Шариф краткое описание

Бирюзовые минареты высотой в полсотни метров гордо возвышаются по четырем сторонам мечети Кул Шариф в Казани, радуя глаза жителей и гостей города. Внутри мечети Кул Шариф тоже очень красиво – просторный арочный купол покрыт светло-синими витражами, с татарскими узорами. Над головами посетителей парит люстра размером более 5 метров. Различные драгоценные и полудрагоценные камни, мрамор, стекло, горный хрусталь – все это составляет богатый интерьер мечети, и заставляет любоваться каждым метром ее огромного внутреннего пространства. Картины на потолке мечети были созданы самыми талантливыми казанскими мастерами, многие из которых входят в Художественный фонд республики Татарстан.

В музее исламской религии, который действует при мечети Кул Шариф в Казани, туристы могут найти для себя много интересных вещей – различные предметы для молитвы, редкие издания Корана, и даже уменьшенную копию религиозной святыни Каабы. Часто проводятся литературные выставки, связанные с памятниками мусульманской литературы, а также произведениями известных философов исламского мира. Кроме того, в музее есть отдел целиком и полностью посвященный мусульманским женщинам, представлена информация о наиболее известных из них, национальная одежда, платья и украшения. Темы экскурсий проводимых для туристов в мечети Кул Шариф обычно касаются роли исламской религии в жизни казанского общества, и вообще темы религии в целом.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

  1. Казанский Кремль
  2. Дворец Земледельцев
  3. Казанская Ривьера
  4. Кремлевская набережная
  5. Башня Сююмбике
  6. Благовещенский собор Казани
  7. Улица Баумана
  8. Казанский Богородицкий монастырь
  9. Остров-град Свияжск
  10. Мечеть аль-Марджани
  11. Старо-татарская слобода
  12. Центр Эрмитаж-Казань

Кремлевская улица и площадь Первого мая

За домами виднеется нарядный Петропавловский собор, построенный в 1723-1726 годах в стиле нарышкинского барокко.

Петропавловский собор

Впереди виднеется белоснежная Спасская башня Казанского кремля.

Кремлевская улица и площадь Первого мая

Проходим мимо красивого дома в стиле модерн. Прежде он принадлежал казанскому печатнику Ивану Николаевичу Харитонову. Сейчас здесь располагается Управление жилищной политики.

Дом печатника Харитонова

Уличный таксофон

На площади Первого мая, расположенной около Кремля, остановимся у памятника Мусе Джалилю (1906-1944). Он был установлен в 1966 году, когда отмечалось 60-летие со дня рождения великого татарского поэта. О его трагической смерти напоминает колючая проволока, опутывающая памятник: в августе 1943 года он был арестован гестапо за организацию и участие в подполье, а 25 августа 1944 года казнен.

Памятник Мусе Джалилю

Памятник Мусе Джалилю и колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря

С другой стороны площади, на месте, где некогда стоял Гостиный двор, расположено нарядное здание Национального музея Республики Татарстан.

Национальный музей республики Татарстан

Национальный музей республики Татарстан

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Галеевская мечеть

Адрес: ул. Габдуллы Тукая, 40, остановка – «Улица парижской коммуны»

Цена билета: бесплатно

Галеевская мечеть была построена в 1800-ых годах на средства одного неизвестного казанского купца. Название она получила в честь имама, который в будущем стал учредителем медресе «Мухаммадия» при мечети.  В период своего существования мечеть несколько раз полностью меняла свой облик. В 17 веке к ней пристроили центральную часть, состоящую из вестибюля и 2 залов для молитв. В 1882 году появилась еще одна пристройка на средства местного купца. Через 2 десятка лет мечеть была расширена, благодаря чему появилась многоскатная крыша, значительно видоизменился вид минарета.

Из-за антирелигиозной политики правительство Казани в 30-ые года 20 века закрыло мечеть. Долгое время она пустовала, после  чего использовалась не по назначению. Только в 1997 мечеть вернули мусульманам. Была проведена масштабная реконструкция, которая возродила этот памятник татарской культуре.

Архитектура

Всё здание представляет собой не только мечеть, а целый архитектурный комплекс в 5 уровней. В нём есть:

  • Музей исламской культуры и истории на цокольном этаже, вход с южной стороны. Здесь также расположено помещение для омовения.
  • Главный проход с северной стороны в молельную для мужчин на 1 этаже.
  • На втором ярусе построено два балкона для проведения экскурсий. Тут же женская часть для молитв.
  • Выше находится комната для свадебного обряда и кабинет имама.
  • На территории есть библиотека и книжное издательство.
  • В отдельном здании рядом – пожарная часть.
  • Перед основным входом – молельная площадь.

@gorynnych

Религиозный объект имеет шесть минаретов. Это башни, с которых верующих призывают к молитве. Четыре главных 58 м в высоту. Большой голубой купол 39 м высотой и 15 м в диаметре. Сооружение сделано из двух квадратов, которые пересекаются под углом в 45 градусов. Они образуют мусульманский знак «Благословление Аллаха».

Не забудьте посетить достопримечательность при искусственном освещении. Кажется, что строение парит над землёй. Ещё свет красиво отражается от мрамора и даёт розоватый отлив. Внешняя отделка сделана белым мрамором, а шпиль и купола окрашены в голубой цвет. Поэтому местные жители называют её «Голубая мечеть». Фасад по периметру украшен исламскими надписями, созданными из металла с бронзовым отливом.

@faridashh

Строительство новой мечети

Почти четыре с половиной сотни лет о старой казанской мечети напоминали только немногочисленные исторические документы, народные предания и стихи. Советская власть вела борьбу с любой религией, поэтому о возрождении храма не могло быть и речи. Только в середине 1990-х годов, когда отношение к Церкви изменилось, был поставлен вопрос о строительстве в Казанском кремле новой мечети.

Общий вид мечети Кул-Шариф

На воссоздание исторического храма ушло почти 10 лет. Стройка проходила с 1996 по 2005 годы. Никто не знал, где стояла старая мечеть, поэтому Кул-Шариф решили возвести на территории, которая раньше принадлежала Юнкерскому училищу. Деньги на храм внесли более сорока тысяч граждан и организаций Татарстана.

Чтобы точно определить ориентацию мечети на Мекку, строители использовали навигацию на космическом спутнике. Храм открыли в середине лета 2005 года, когда жители города отмечали 1000-летие Казани.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Описание и история

С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.

Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.

В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.

В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.

В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.

Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.

Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.

Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов. 

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник. Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс. Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector