Дом-музей гауди в барселоне

Антони Гауди

Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в городке Реусе, в 100 км от Барселоны, в Каталонии.

В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.

В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.

В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.

Архитектура Гауди

В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Смерть Гауди

Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.

Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.

Как добраться до парка Гуэль

Добраться до парка Гуэль на общественном транспорте не так удобно, в отличие от Bus Turistic, статью о котором я писал несколько ранее.

Так вот, мы ехали на метро до станции Lesseps, а затем пешком в горку. Подъем достаточно легкий, но наверное людям в возрасте будет тяжеловато.

Подъем к парку Гуэль

Далее будет эскалатор вверх, хотя для желающих подняться вверх пешком предусмотрена лесенка :-). Вообще конечно, молодцы испанцы, всё сделано настолько по уму и для людей, правда надо сказать, сделано это было еще до кризиса и в период глубокого упадка России. Однако, действительно молодцы, я больше не видел нигде, чтобы подъем в гору на улице был осуществлен по эскалатору. Фотки к сожалению не сделали…
Время подъема занимает примерно 15-20 минут; если вы поедете на автобусе Bus Turistic, то он Вас подвезет прямо ко входу в парк, что понятное дело намного удобней.

Парк Гуэля: как добраться, билеты, особенности посещения

Расходы на поддержание парка и реставрацию несёт на себе администрация города. Для выполнения этих функций власти Барселоны ввели для туристов входную плату. Билеты в парк Гуэля можно приобрести в местной кассе, так и на сайте парка в день посещения. Иначе билет аннулируется. При покупке билетов на сайте, покупателю приходит на электронную почту код QR, который можно распечатать или же показать при входе сотрудникам с экрана телефона. Этот способ немного экономнее. Количество посетителей, которые находятся в парке одновременно, ограничено, не более 4 сотен человек каждые полчаса. Добраться до парка Гуэля можно на туристическом автобусе либо на метро.

В сезоны наплыва туристов гиды рекомендуют совершать прогулки по парку в раннее утро. Так вы не только избежите очереди при входе, но и прогуляетесь во время утренней прохлады. В парковой зоне открыты кафе, но цены там завышены. Поэтому лучше взять бутылку холодной воды с собой. Время посещения ограничено — до 18:15 в зимнее время. А с мая по сентябрь парк открыт до половины десятого.

Парк Гуэль, как и многие другие творения великого архитектора Гауди, настоятельно рекомендуется для посещения. На территории парка можно обнаружить много оригинальных композиций, скульптур, которые поражают воображение. Массивные конструкции как будто бы не имеют веса, а стоят совершенно без опоры и ломают представление об архитектуре начала XX века. Большое удовольствие принесёт посещение парка Гуэля семьям с детьми.

Нравится +3 Не нравится -0Вы уже голосовали

История появления достопримечательности

В начале прошлого века состоятельный промышленник Эусеби Гуэль, пожелавший возвести модную в те времена зеленую жилую зону, приобрел 15 гектаров земли под строительство частных особняков. Он выбрал место, находящееся на расстоянии трех километров от каталонской столицы, с неровным ландшафтом и отсутствием какой-либо инфраструктуры. Часто бывавший в Англии меценат, обожавший книгу Т. Мора «Утопия», хотел, чтобы вдалеке от шумного мегаполиса появился идеальный город-сад для богачей, который бы утопал в зелени.

Предполагалось, что в коммуне, расположенной в экологически чистом районе, люди будут жить в гармонии не только с природой, но и с собой. Реализовать непростую задачу Гуэль доверил Гауди – известному архитектору, творчество которого обожал бизнесмен. Он дал полную свободу действий мастеру, и начались работы по созданию элитной жилой зоны: были укреплены и обустроены склоны холма, проложены подъездные пути, построены стены, окружающие территорию, возведены виллы для будущих обитателей зеленого оазиса.

Около 14 лет трудился испанский гений над осуществлением мечты предпринимателя, и за это время заброшенная территория превратилась в сказочный уголок. К сожалению, масштабный проект, который сулил хорошую прибыль, потерпел сокрушительное фиаско, и зажиточные горожане не оценили передовые идеи архитектора, создавшего в Барселоне парк Гуэль. Местные коммерсанты не раскупили виллы, а после смерти мецената его дети, не потянувшие финансовых затрат, были вынуждены продать комплекс властям, преобразовавшим его в муниципальный парк. Коммерческий провал превратился в одну из популярных достопримечательностей очаровательного города.

Достопримечательности парка

Все элементы парка одинаково важны и составляют единую целостную систему. Это характерно для всего творчества Антонио Гауди. Но все же некоторые объекты заслуживают особого внимания.

Наш ТОП-16 мест в Барселоне, скидки до 60% на отели и бесплатная страховка на год — в отдельной статье.

Изгибающаяся скамья в виде змеи

Скамейка в Парке Гуэль имеет несколько функций — ограждение террасы, сток воды и место для отдыха. Ее сооружение началось в 1909 г. При строительстве Гауди усаживал на еще не просохший раствор рабочих, тем самым фиксируя форму сидения пока материал твердеет. Но не только в этом приеме кроется таинственная притягательность этого объекта. Мозаичный узор из осколков керамики на первый взгляд кажется хаотичным, но здесь спрятано множество головоломок и составных изображений. Глубокий смысл несет и цветовая гамма — триединство зеленого, желтого и синего тождественное Вере, Любви и Надежде.

Храм 100 колонн

Зал дорических колон или «зал 100 колонн» Парка Гуэль на самом деле включает в себя 86 колонн. Здесь согласно проекту должны были базироваться приезжие торговцы, так как стационарную торговую площадь по договору размещать на территории парка было нельзя. Но этому не суждено было сбыться.

До того, как вход в зону Монументаль Парка Гуэль стал платным, здесь велась небольшая торговля сувенирами, но в 2013 г. она была прекращена. Сейчас зал 100 колонн часто используется для проведения концертов из-за неповторимой акустики.

Дорические 6-метровые колонны по периметру зала удерживают площадь, расположенную на следующем уровне. Это возможно благодаря их небольшому наклону и железным балкам. Кроме поддерживающей функции, полые колонны являются частью дренажной системы. Верхняя площадь покрыта камнями в несколько слоев, что выполняет роль фильтра. Дождевая вода, проходя через «фильтр», попадает в полость колонн и стекает в подземное водохранилище.

Потолок зала украшен 4 «солнечными» плафонами, олицетворяющими 4 времени года. Плафоны поменьше с вихрями и завитками отражают лунный цикл. Их 14.

Когда велось строительство, на этом месте был найден источник с минеральной водой. Гуэль начал ее продажу под маркой SARVA, чтобы хоть немного возместить убытки. На этикетках бутылочек было размещено фото зала дорических колонн и лестницы.

Лестницы по правую и по левую стороны ведут на театральную площадь парка.

Прогулочные аллеи и Птичьи Гнезда

Единую систему сообщения по всей территории Парка Гуэль Гауди назвал «Птичьи гнезда». Название обусловлено тем, что для строительства применялись местные виды камней причудливой формы. Сюда входят не только большие аллеи, но и широкие и узкие дорожки и тропинки. Галереи Парка Гуэль в два уровня с наклонными колоннами выступают из склонов и выглядят очень естественно.

Дорожки парка ведут к его тайным площадкам, украшенным искусственными пещерами, растительностью, беседками и фонтанчиками.

Парадная лестница

Парадная лестница устремляется вверх из прихожей парка. На ней размещено 4 площадки. На второй площадке установлен фонтан в виде медальона со змеиной головой.

Третья площадка увенчана знаменитым «драконом Гауди» — статуей саламандры, облицованной мозаикой. Ящерица в Парке Гауди раньше обладала острыми зубами, которые стерлись многочисленными туристами, не упускающими возможности дотронуться до произведения искусства.

Скамья на верхней площадке установлена так, что в летнее время затенена, а в зимнее находится под солнечными лучами. Завершается лестница зубцами, подобными зубцам на стенах крепости, и входом в зал дорических колонн.

Дом-музей Гауди

Розовый особняк, построенный по проекту Франческа Беренгера, долгое время служил великому Гауди и его семье домом. Под конец жизни Антонио Гауди переехал в мастерскую возле Саграда Фамилия, чтобы ни на минуту не отрываться от работы. В 1926 г. великий архитектор погиб, попав под трамвай. Через 37 лет, в 1963 г., особняк был учрежден как дом-музей Гауди в парке Гуэль.

Первый этаж посвящен предметам мебели, спроектированными Гауди. Их специально выкупили у владельцев.

Второй этаж особняка воссоздает интерьеры, в которых обитал архитектор со своей семьей. Спальня и личные вещи Гауди показывают, насколько мастер был погружен в работу. Личный комфорт был для зодчего далеко не на первом месте. Здесь же расположена практически нетронутая мастерская с макетами и набросками проектов Гауди.

Третий этаж включает библиотеку на 30 000 книг, записей, черновиков и документов великого мастера.

В саду особняка размещена экспозиция кованых фигур, также изготовленных по чертежам Антонио Гауди.

Оформить карту с бесплатной страховкой

Что здесь можно увидеть?

Подходя к парку Гуэля, первое, что бросается в глаза, это два фантастических павильона или домика, стоящих при входе. Это одни из первых построек по проекту Гауди. Им свойственны все те особенности, которые потом были присущи его творениям.

Первый павильон предназначался для администрации парка, а второй – для его привратника и охранника. Эти сказочные домики больше похожи на создания скульптора, а не архитектора.

В парке туристы увидят многие любимые символы Гауди – пятиконечный крест, мозаичную Саламандру, стилизованный флаг Каталонии и пр. Архитектор во многом опередил творчество художников сюрреалистов и абстракционистов.

Рынок в парке представляет собой колоннаду почти из 90 колонн и обладает прекрасной акустикой. Поэтому сюда частенько приходят местные музыканты и исполняют свои и чужие музыкальные произведения.

Потолок рынка украшен великолепной мозаикой и удивительной облицовкой из керамики. Здесь же установлена ливневая канализация, вода из неё используется для полива парка Гуэль. Трубы канализации проходят внутри колонн.

По всему парку устроена система дорожек и тропинок, ведущих к причудливым каменным аллеям, построенных Гауди и за свой необычный вид называющихся Гнездами птиц.

Эти Гнёзда устроены по склонам холма, на котором находится парк, и выступают, словно гнезда ласточек на речном обрыве. Они похожи на большие балконы, откуда можно осматривать окружающие красоты.

Парк Гауди снаружи и внутри: что посмотреть

Вход и павильоны

Парк Гуэль поражает воображение посетителей с первого взгляда. На входе с фигурными воротами из кованого металла установлены два сказочных домика-павильона, облицованные мозаикой в стиле тренкадис и украшенные множеством декоративных элементов. По замыслу архитектора, правый предназначался для административного офиса, левый должен был стать местом обитания привратника.

В наши дни в домике администрации размещен сувенирный магазин, второй павильон сохранен в качестве образца

Стоит обратить внимание на каждый элемент декора павильонов — сияющие на солнце крыши с фигурными башенками, отделанные керамической плиткой, облицовку фасадов, дымоходы в форме грибов, огромные окна в фигурных рамах, изящные балкончики, медальоны

Парадная лестница

Непосредственно у входа гостей парка встречает широкая парадная лестница, ведущая к центру композиции.

  • Нижняя часть лестница декорирована цветником с фонтаном и фигуркой любимого мифологического персонажа Гауди — облицованной мозаикой Саламандрой.
  • На средней площадке расположен медальон с флагом Каталонии и головой змеи. Лестница ведет к центральной части архитектурного ансабля — гипоксильному залу или Залу ста колонн.

Зал ста колонн

Зал ста колонн, который замышлялся как место встреч жителей города-сада, представляет собой обширную террасу, на которой установлено 86 массивных шестиметровых дорических колонн, поддерживающих потолок причудливой формы.

  • В облицованный светлой глазурованной мозаикой потолок вмонтировано четыре плафона с изображением солнца, которые должны были выполнять функции осветительных приборов.
  • Зал ста колонн часто используется в качестве концертной площадки благодаря великолепной акустике.

Верхняя терраса

Над Залом ста колонн расположена верхняя терраса, которая должна была стать рыночной площадью городка. Гауди не удалось воплотить в жизнь свой замысел, и вместо рынка на плоской крыше зала расположена большая прогулочная площадка с огромной каменной скамьей извилистой формы, в которой угадываются очертания морского змея.

Птичьи гнезда

От главной террасы отходит множество облицованных камнем прогулочных аллей, которые представляют собой единую систему сообщения между всеми частями парка.

  • Пешеходным дорожкам, тянущимся по склонам холма и складывающимся в общий причудливый узор, Гауди дал название «птичьи гнезда».
  • Дорожки ведут в укромные уголки парка, декорированные пышной растительностью, искусственными гротами, беседками, фонтанами.

Дом-музей Гауди

На конечном этапе строительства городка Гауди выкупил участок, на котором был возведен особняк, служивший в качестве образца, и поселился там с отцом и племянницей. Под конец жизни архитектор был вынужден переехать поближе к храму Саграда Фамилиа, над которым продолжал трудиться. В июне 1926 года гениальный зодчий погиб под колесами трамвая. В 1963 году бывшей резиденции Гауди был присвоен статус Дома музея архитектора.

Дом-музей Гауди представляет собой небольшой розовый особняк с многоуровневой крышей и башенкой, построенный по проекту ученика и друга архитектора Франческа Беренгера-Местрэса.

  • На первом этаже здания размещены предметы мебели, созданные по проектам Гауди, выкупленные у состоятельных горожан.
  • На втором этаже воссозданы интерьеры жилых помещений, в которых жил мастер и его маленькое семейство. Почти в первозданном виде сохранились мастерская с макетами и набросками проектов, несколько комнат и спальня Гауди. Архитектор жил в аскетичной обстановке и, по всей видимости, совсем не придавал значения личному комфорту. Личные предметы архитектора, выставленные на обозрение посетителей, свидетельствуют о его полном погружении в творчество.
  • На третьем этаже расположена библиотека, в которой содержится более 30 000 книг, документов, личных записей и черновиков Гауди.
  • Дом расположен в роскошном саду, где находится отдельная экспозиция фигур и решеток из кованого металла, созданных по проектам Гауди.

Архитектура и её особенности

Парк Гуэль включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурный стиль — модернизм. При строительстве Антонио Гауди столкнулся с множеством особенностей природного рельефа, однако не стал менять его и портить, а подстроился — он всегда вдохновлялся природой, и это можно отследить во многих его работах. Склоны холма, на котором расположен парк, были надёжно укреплены и обустроены, то же самое касается построенных зданий.

Не так давно даже были предприняты попытки реконструирования (всё-таки парку уже более 100 лет). Однако экспертиза показала, что здания находятся в таком же надёжном состоянии, как и когда их только построили. Ремонтные работы сразу же свернули.

Помимо этого, архитектор позаботился о ландшафте на территории: аллеи каменных деревьев обустроены так, что внутри есть цистерны и акведуки, собирающие дождевую воду и орошающие почву. На сегодняшний день богатство ландшафта поистине впечатляет!

В парке есть несколько входов, но главный ты точно не пропустишь. Стены, украшенные мозаикой, два сказочных домика, будто сошедшие с экрана какого-то волшебного мультфильма, а между ними — шикарная лестница, ведущая к залу 100 колонн (в котором колонн на самом деле 86), и знаменитая мозаичная ящерица. Всё это выглядит просто сногсшибательно и волшебно! 

Крышу зала 100 колонн (здесь архитектор планировал изначально разместить рыночную площадь) украшает та самая легендарная мозаичная скамья, выполненная в форме змеи. При создании этой скамьи Гауди снимал гипсовые слепки сидящего человека, благодаря чему она не только безумно красивая, но ещё и необычайно удобная.

Мозаика, которой выложены ящерица, потолки и крыши домов, нескончаемая скамья и многие другие элементы парка, добывалась всевозможными путями — на фабрике керамических изделий, на посудных мануфактурах и просто на улице. Рабочие собирали битые стёкла, бутылки, посуду, плитку, а гениальный архитектор создавал из этого шедевры. Именно Гауди впервые показал, что так было можно, и с тех пор мозаика — неотъемлемая часть архитектуры прекрасной Барселоны.

В парке есть аллея любви, которая выложена в форме половины сердца.

Устройство

Два павильона у входа в парк

Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. Правый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал, известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем (кат. Josep Maria Jujol i Gibert). Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.

«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк «от руки»

Гуляя по парку, можно предположить, что архитектор создавал это чудо без специальных расчетов, а как бы от руки. Все постройки здесь кажутся сказочными, нарисованными, они не имеют острых углов и прямоугольных форм.

У входа посетителей встречают два пряничных дома. Их вентиляционные трубы выглядят как два мухомора. За домиками – лестница. Она ведет в зал «ста колонн». Колонн в этом зале только 86, но зато какие! Барселонцы часто используют зал для концертов, потому что в нем отличная акустика. А, по задумке, он в нем должен был размещаться рынок для местных жителей. Интересно, что в колоннах спрятана система водоснабжения города-сада. Когда идет дождь, то вода по специальным желобам внутри колонн стекает в специальный бак, расположенный под землей.

За залом расположен театр в греческом стиле. Раньше здесь проводились муниципальные собрания. Периметр театра украшает знаменитая извилистая скамейка. Здесь можно и отдохнуть, и полюбоваться местными пейзажами, и, конечно же, сфотографироваться.

Несмотря на то, что лавочка сделана из камня, сидеть на ней очень удобно

Гауди принимал во внимание анатомические формы человека среднего роста, когда создавал этот свой шедевр. А мозаику выкладывал из битой посуды и бутылок, которые по его приказу на место строительства приносили рабочие

От центральной площади парка в разные стороны расходятся семь пешеходных аллей, которые часто называют «птичьими гнездами» из-за причудливых изогнутых форм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector