Ватикан. собор святого петра
Содержание:
Новый собор и архиепископ Юмбер
Пожар 2010 г. полностью уничтожил старое здание. Существует версия, по которой причастным к этому акту вандализма считали архиепископа Альберика де Юмбера. Он не раз высказывал мнение, что церковь выглядит слишком непрезентабельной. Спустя год, 6 мая 2011 г. было положено начало строительства нового здания. Архиепископ выступил как хороший организатор, собрав достаточно средств. Основные работы продолжались около ста лет и закончились к 1311 г. К этому времени был завершен неф и кровля, а фасад достроен до уровня, на котором расположена Галерея королей. Башни были возведены лишь в XV веке, южная достроена к 1435 г., а северная – к 1460 г.
Храм Сатурна
Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.
Храм Сатурна
Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни.
SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUITчто в переводе звучит как «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».
В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.
Внутреннее убранство
С богатым наружным декором собора контрастирует строгий интерьер. Внутренняя форма храма напоминает перевернутый вверх дном корабль, свод которого не опирается на стены. Нагрузку взяли на себя диагонально перекрещивающиеся «ребра» – столбы-устои и колонны. Пространство между «ребрами» заполняли легкой кирпичной кладкой.
Стены и витражи
Стены, освобожденные от нагрузки, прорезаны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. За счет распахнутых огромных окон интерьер храма – высокий и светлый. Обилие света создает ощущение легкости и воздушности сооружения.
Прорезанные поверхности стен и оконных проемов искусно покрывали картинами из кусочков цветного стекла – витражами, изображение на которых воспринимается на просвет. После росписи витражи обжигали в печи, после чего они намертво впивались в стекло.
Окна-витражи, выросшие ввысь и облегчившие тяжеловесные стены, полностью заменили стенные росписи в интерьере Реймского собора.
Окна-розы
Витражи в виде готической розы – это большие круглые окна, похожие на звезду или распустившийся цветок-розу, лепестки которой расположены симметрично. Роза – символ божественной красоты, сочетание цветов виража – красный, синий и желтый, для контраста – черные и белые оттенки.
На витраже большого окна-розы главного портала собора – «Успение Богородицы». В центре – Дева Мария, вокруг нее на 12 лепестках – ангелы, апостолы и святые. На внешнем круге розы – пророки и цари – предшественники Христа, встречающие богородицу в Раю.
На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре –Иисус, окруженный ангелами, рядом – Адам и Ева, Каин и Авель, выше – изображение Богоматери с Младенцем.
На витражах верхних окон – изображение королей на тронах, епископов и архиепископов, всего 36 изображений. Витраж большой розы южного фасада представляет Воскресение Христа, окруженного ангелами и апостолами.
Настенные стеклянные мозаики
Свет, преломляющийся сквозь витражи, вносит в пространство собора элемент чуда и таинства, вызывая священный трепет. Проникая сквозь череду украшенных витражами проемов в стенах, солнечные лучи наполняют храм чарующим светом. Кажется, будто Святой Дух спускается на верующих, проникая в собор волнами света.
Автор центральной капеллы витражей – Марк Шагал. В алтарной части центральной часовни – огромные расписанные окна, иллюстрирующие жертвоприношение Исаака и казнь Иисуса Христа через распятие.
Витражи воспроизводят родословие Иисуса Христа, сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также сцены из жизни французских монархов.
Стеклянная мозаика изображает пророков: Иоанна Предтечу, Исайа и Давида, а также сцену Крещения Господня. Здесь ангел извещает Иоакима и Анну о рождении Марии, Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.
Цветные изображения северного фасада повествуют о сотворении Богом мира, на западном – рассказывают о молитвах Девы Марии. Так витражи оттеняют и подчеркивают величие главного коронационного храма Франции.
Пол храма
Реймский собор украшал необычный пол из черного мрамора с именами архитекторов –создателей собора, и архиепископа, заложившего первый камень величественного здания.
По полу, символизирующему тяжелый путь паломников, прихожане проходили на коленях. В XVIII веке во время реставрации пол разобрали.
Реймский храм, отметивший в 2011 году 800-летний юбилей, демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота Нотр-Дам-де-Реймса – сокровище не только Франции, но и всего мира.
Сант-Андреа-аль-Квиринале
Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.
Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.
Брат-близнец собора Святого Петра
К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.
Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.
Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.
Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.
Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.
Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.
Что посмотреть на площади Святого Петра
Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.
Главные достопримечательности:
- Колоннада Бернини.
- Египетский обелиск.
- Фонтаны.
- Статуи и скульптуры.
Колоннада Бернини
Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.
Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.
Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.
Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.
Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.
Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.
Колоннада соединяется с собором двумя галереями:
- Константина Великого.
- Карла Великого.
Длина каждого этого крыла – 120 метров.
Колоннада Бернини.
Египетский обелиск
Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.
Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.
В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.
В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.
С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.
На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.
Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.
В Риме расположены 12 схожих обелисков.
Описание обелиска:
- высота штыка – 25,5 метров;
- материал – красный гранит;
- установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.
Египетский обелиск.
Фонтаны
С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:
-
Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.Он внёс в фонтан следующие изменения:
- изменилась высота достопримечательности;
- верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
- добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
- Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. Отличается от «Антика» только изображениями папской символикой.
Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.
Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.
Фонтан на площади Святого Петра.
Статуи и скульптуры на площади
Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:
- Статуя Святого Петра. Выполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
- Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.
Скульптуры были установлены в 1847 году.
Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.
Статуи святых на колоннаде.
Швейцарские гвардейцы
Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.
Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев. Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима
Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.
Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:
- у Бронзовых ворот на входе площади;
- у входа в собор (дальний угол слева на площади);
- за левой колоннадой;
- у ворот улицы Sant’Angelico.
Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.
Швейцарские гвардейцы.
Музеи рядом с площадью Святого Петра
Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.
Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.
Основные части музеев, которые стоит посетить:
- музей Пия-Климента;
- Сикстинская капелла;
- станцы и лоджии Рафаэля;
- музей Кьярамонти;
- Египетский музей;
- Этрусский музей;
- Ватиканская пинакотека.
Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.
Музеи Ватикана.
Описание
Архитектура
Фасад собора, выполненный в стиле барокко, достигает 118 метров в ширину и 48 в высоту. Аттик, украшенный 13 статуями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, опирается на колонны. Также лицевая часть декорирована часами, созданными и помещенными здесь в XVIII веке.
Позади колонн располагаются 5 ворот, открывающих здание. Каждые из них имеют свое название:
- Добра и Зла;
- Филарета;
- Смерти;
- Таинств;
- Святые врата.
Особое внимание следует уделить вратам Смерти, именно через них христиане провожают умерших понтификов. На фасаде также расположены две скульптуры: Карл Великий и император Константин
А настоящей жемчужиной внешнего вида храма является фреска «Навичиелла», выполненная рукой ДжоттодиБондоне в XIII веке
На фасаде также расположены две скульптуры: Карл Великий и император Константин. А настоящей жемчужиной внешнего вида храма является фреска «Навичиелла», выполненная рукой ДжоттодиБондоне в XIII веке.
Особое внимание следует уделить куполу храма, так как он считается ценным произведением искусства, выполненным Джакомо дела Порта. Это конструкция имеет высоту 133 метра от поверхности земли, диаметр 41,5 метров, а весит она 14 тысяч тонн
Полезно знать! Ввиду такой массивности и грандиозности купол начал разрушаться под влиянием погодных условий и ветра еще в XVIII веке, поэтому для того чтобы сохранить эту часть здания, его стянули между собой тугую цепи, придающие жесткость.Этот купол уже многие годы считается везде узнаваемым символом Ватикана. Внутри он декорирован картинами Джованни де Веки.
Внутреннее убранство
Внутреннее декор и убранство не оставляет равнодушных. Огромное пространство поделено между 3 нефами, отделяемыми друг от друга арочными сводами. В центральном нефе находится бронзовая статуя Святого Петра,к которой обращаются в поисках чуда паломники со всего мира.
В ходе многочисленных раскопок и исследований было установлено, что под полом на глубине находился древний некрополь. Одна из могил была очень почитаема, что дает сделать вывод, что в ней был захоронен апостол — Святой Петр.
В этом месте хранятся знаменитые и неповторимые произведения искусства. Даже полы собора хранят старину, ведь они содержат в себе части старой базилики, построенной еще в XIII веке.
Центральный неф:
- Украшением этого места более 50 лет занимался Лоренцо Бернини. Его работы здесь представлены в виде статуи римского центуриона Лонгина;
- Балдахин на 4 столпах;
- Кафедра, посвященная Святому Петру.
- В нишах нефа стоят скульптуры многих святых.
Правый неф:
- Здесь находится известная на весь мир работа Микеланджело – «Пьета» — Оплакивание Христа Богоматерью. Это произведение искусство располагается под защитным колпаком, которое оберегает его от негативного воздействия влаги, перепада температур и пыли.
- Памятник понтифику Льву XII;
- Мозаика Пьера Кристофари в капелле Святого Себастьяна;
- Усыпальница первой женщины, похороненной в этом соборе, Матильды Каносской;
- Часовня Святого Причастия.
Левый неф:
- Гробница Александра VII – работа Бернини;
- Часовня Крещения;
- Гробница понтифика Иннокентия VIII
Экстерьер собора Св. Петра в Риме
НЕ очевидные секреты проекта Бернини
Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).
Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.
Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.
План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.
3 в 1 или привет паломникам из Египта
В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.
От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.
Театральные подмостки Ватикана?
Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.
Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.
Фасад — «церковь бедных и для бедных»
В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.
За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).
Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.
Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке
Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:
- Санта-Мария-Маджоре,
- Св. Павла и
- Св. Иоанна Латеранского.
От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.
В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями
Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.
Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются
- Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
- Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
- и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.
Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.
Чем еще знаменит Notre-Dame de Reims
За длительный период существования собор часто становился местом действия значимых событий. В его стенах побывали и оставили о себе память знаменитые личности, главы государств и религиозных конфессий, ученые, военачальники и деятели культуры.
- В день крещения короля Хлодвига вместе с ним были обращены в христианскую веру 3 тыс. франков из числа его соратников и воинов.
- Память о себе оставила в Реймсе русская принцесса Анна, младшая из дочерей Ярослава Мудрого. Считается, что именно она передала храму старославянское евангелие, на котором принимали присягу будущие короли Франции. Предположительно и ее венчание с Генрихом I проходило в Реймсском соборе.
- Коронование Карла VII в 1429 г. в присутствии Жанны д’Арк стало поводом отдать должное национальной героине Франции. Перед главным фасадом возвышается конная статуя Жанна с поднятым к небу мечем, а внутри собора в одной из капелл установлена скульптура в образе смеренной Орлеанской девы.
- В 1717 г. во время путешествия по Европе собор посетил Пётр I. Ему представили стеклянницу со святым елеем и рукописное евангелие – уникальные атрибуты коронации. Петр поразил современников, сумев прочитать часть текста на неизвестном языке.
- Святая Стеклянница была публично разбита в 1793 г. членом Национального конвента Филиппом Рюлем на волне антицерковных настроений французской революции.
- Последний русский царь Николай II посетил собор в 1901 г. Его приезд был отмечен военным парадом.
- Во время войны 1914 г. собор был сильно поврежден. За счет пожертвований Джона Рокфеллера-младшего удалось полностью восстановить разрушенную кровлю.
- В июле 1963 г. в кафедральном соборе состоялась знаменитая «месса примирения», ставшая отправным моментом для подписания Елисейского договора. На церемонии присутствовали президент Франции Шарль де Голь и канцлер Германии Конрадом Аденауэром.
Реймсский собор – архитектурная жемчужина Франции, которую ежегодно приезжают посмотреть свыше миллиона туристов. Зданию в 1991 году присвоен статус всемирно значимого объекта культурного наследия.
Вклад Бальдассаре Перуцци
После смерти Браманте производство работ над собором Св. Петра было передано Джулиа-но да Сангалло и Рафаэлю. Последний не удовлетворился проектом Браманте и предложил свой вариант, в котором он отходил от постройки в виде равноконечного греческого креста и заменил его латинским удлиненным крестом, значительно развивая при этом входную часть и трактуя ее наподобие трехнефной базилики. Центральная же часть собора с боковыми крыльями по общему пятну сходна с планом Браманте. В этом проекте терялись законченность и централизованность композиции Браманте, пространственное решение утрачивало компактность, и сооружение в своей передней
части должно было приобрести низкую распластанную форму, что, в свою очередь, сказывалось на фасаде, который раздавался в ширину, купольная же часть отходила на задний план. Этим проектом художник возвращался к церковным постройкам раннего Ренессанса, отказываясь от тех результатов, которые были достигнуты Браманте.
В 1520 году умер Рафаэль. Бальдассаре Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Авторитет его как зодчего и живописца к этому времени значительно упрочился.
Перуцци нашел постройку в том же состоянии, в каком она была еще при жизни Браманте. Приступив к проектным работам, он отказывается от планов Джулиано Сангалло и Рафаэля и возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.
Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения от-
части должно было приобрести низкую распластанную форму, что, в свою очередь, сказывалось на фасаде, который раздавался в ширину, купольная же часть отходила на задний план. Этим проектом художник возвращался к церковным постройкам раннего Ренессанса, отказываясь от тех результатов, которые были достигнуты Браманте.
В 1520 году умер Рафаэль. Бальдассаре Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Авторитет его как зодчего и живописца к этому времени значительно упрочился.
Перуцци нашел постройку в том же состоянии, в каком она была еще при жизни Браманте. Приступив к проектным работам, он отказывается от планов Джулиано Сангалло и Рафаэля и возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.
Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения отдельных элементов, но схема и основной принцип остаются прежние.
В отличие от Рафаэля, Перуцци не стремился во что бы то ни стало придумать новое проекционное решение, а заботился об усовершенствовании идеи Браманте. В этом-то и заключалась заслуга Перуцци. Он понял, что Браманте стоял на правильном пути, что его проект — крупнейшее достижение архитектуры эпохи, как бы венчающее собой долгий путь эволюции церковного зодчества Италии. Перуцци находился под впечатлением силы замысла и величия композиции Браманте и ограничился лишь внесением в проект поправок, способствовавших, по его мнению, уяснению мысли своего учителя.
Однако, как уже отмечалось, и Перуцци не осуществил проекта в натуре и даже не довел его разработку до конца. Преемником его был назначен архитектор Антонио да Сангалло Младший.