Система образования во франции

Программы финансовой поддержки

Существует несколько типов финансовой поддержки, которую могут попытаться получить иностранные студенты, планирующие обучение во Франции. Их можно разделить на три группы:

  • правительственные стипендии и гранты (правительства Франции, правительства родины студента, региональные и совместные программы);

  • программы, финансируемые Европейской Комиссией (программа стипендии Erasmus Mundus);

  • программы учебных заведений.

Некоторые программы предусматривают выплату денежной стипендии, другие — покрытие определённых расходов и содействие в обустройстве. Программы могут быть длительными или краткосрочными (семестровыми). Решение о присуждении стипендии принимается на конкурсной основе. Сроки и порядок обращения за финансовой поддержкой у каждой программы различаются.

Стипендии и гранты помогут получить образование во Франции

Для россиян действует несколько местных программ:

  • президентская стипендия в рамках проекта «Глобальное образование» — поддержка для студентов, зачисленных в ведущие вузы Франции;

  • «Анри Пуанкаре» — совместная программа Посольства Франции и Республики Татарстан;

  • «Франсуа Жакоб» — совместная программа совета ректоров вузов Самарской области и Посольства Франции.

Кроме того, граждане стран, входящих в СНГ, могут участвовать в конкурсе на получение стипендий по стипендиальной программе Посольства Франции или же по таким знаменитым программам:

  • N+I (инженерный профиль);
  • Эйфель (экономика, политология, право, инженерия);
  • Коперник (экономика, естественные науки, инженерия).

Ознакомиться с программами на русском языке можно на сайте bgfrussie.ru, где представлены основные стипендии для россиян. Также форма поиска источников финансирования студентов есть на главной странице сайта КампюсФранс. Здесь можно найти порядка 200 программ, доступных для граждан стран бывшего СССР.

Как организована процедура поступления иностранцев и русских школьников в лучшие средние школы во Франции?

Чтобы успешно поступить в престижные школы Франции, иностранному подростку потребуется оформить официального опекуна — как для частной, так и для государственной школы.

Кроме того, при поступлении в рейтинговые школы Франции потребуется написание мотивационного письма, в котором указываются причины выбора определенного учебного заведения. После отправки пакета документов потребуется пройти тест по французскому языку и некоторым дисциплинам — список предметов для сдачи определяется профилем элитного лицея во Франции. В случае успешного прохождения программы полного среднего образования (сертификат ВАС) выпускник беспрепятственно поступает в топовые университеты Франции.

Как получают среднее образование

Средняя школа во Франции также делится на 2 уровня:

  1. Это либо лицей;
  2. Либо колледж.

Если посчитать, то получится, что получение среднего образования во Франции длится в общей сложности около 7 лет. Получить навыки в колледже обязан каждый с 6 по 3 класс. Да, именно так идет отсчет, дальше это объясняется. Чтобы это легче ему давалось, систему образования в школе разделили на 3 периода:

Адаптационный период – включает в себя шестой класс, где обучаются бывшие выпускники начального образования. Туда можно поступить без экзаменов. Главная задача этого периода — объединение учеников и собрание всех полученных знаний. В это же время малыши могут состоятельно выбрать предпочитаемый иностранный язык.

Центральный этап – состоит из пятого и четвертого классов. В этот период полученные навыки закрепляются и углубляются. Здесь школьники начинают более ответственно и продуманно относиться к определению со своей будущей профессией, так как центральный этап формирует навыки для выбора лицея. В пятом классе ученики уже получают определенный уровень знаний по языкам, физике, химии. Частные школы во Франции предлагают еще больше предметов для лучшего развития вашего ребенка.

Профессиональная ориентация – этот период называют третьим классом. Он уже непосредственно прямо подготавливает учеников к будущей работе. По итогу обучения все школьники сдают итоговый экзамен и получают диплом. Но он никак не способствует переходу в следующий класс.

Уже по окончанию всех этапов, школьники могут записываться в интересующий их лицей, а еще поступать в профессиональные лицеи, которые сразу приступают к подготовке кадров профессиональной пригодности.

Система среднего образования Франции

Французская система среднего образования считается одной из самых прогрессивных в мире. Стараясь дать детям самое лучшее, школы стремятся использовать новаторские подходы в педагогике и психологии. При этом общая структура образования остается традиционной для всех европейских стран, подписавших Болонское соглашение, и включает в себя 3 ступени.

Первая образовательная ступень – начальная школа – предполагает обучение в течение 5 лет по широкому кругу дисциплин. Средняя школа называется колледж: здесь учатся 4 года. Первый класс средней школы именуется адаптационным – обучение идет по общим предметам, дети начинают учить иностранный язык. Второй и третий год в колледже – центральный цикл – характеризуется большим числом предметов. Но самое главное, в это время школьники определяются с будущей профессиональной областью. Последний год в средней школе – это год профессиональной ориентации. Учеба идет по одному из трех направлений: общее образование, технический класс или профессиональный. По окончанию средней школы учащиеся сдают экзамен и получают аттестат Diplôme National du Brevet.

На этом обязательное образование заканчивается. Выпускники средней школы поступают в лицей – общего образования (те, кто хочет поступать в вуз) или профессионального (аналог российских ПТУ).

Длительность обучения в лицеях общего образования составляет 3 года. Первый год студенты учатся по общей программе, со второго – начинается специализация. Итогом третьего года становится экзамен BAC, который сдается либо по литературному профилю (L), профилю естественных наук (S) или экономики (ES).

Средний возраст

Карл Великий значительно увеличил количество монастырских школ и скрипторий (центров копирования книг) во Франции. В 789 году он опубликовал Admonitio generalis , приказав, чтобы каждое епископство организовало школу для нецерковных студентов, что делает Карла Великого — не без преувеличения — считаться отцом образования во Франции. Как и в других частях средневековой Западной Европы , грамотность была в основном на латыни . Церковные школы, связанные с аббатствами и соборами, развивались с 8 века и далее и находились под контролем католической церкви . Парижский университет был одним из первых университетов в Европе, созданный , возможно , еще в 1150. гимназий , часто расположенных в соборах, преподавал латинский язык и закон.

Университеты были официально созданы в 12 веке и позже, в том числе Université de Paris (1150), Université de Toulouse (1229), Université d’Orléans (1235), Université de Montpellier (1289), Université d’Avignon (1303), Université de Каор (1331 г.), Университет Гренобля (1339 г.), Университет Перпиньяна (1350 г.), Университет Ангелов (1364 г.), Оранжевый университет (1365 г.), Экс-университет (1409 г.), Университет Доля (1423 г.), Université de Poitiers (1431), Université de Caen (1432), Université de Valence (1452), Université de Nantes (1461), Université de Bourges (1464), Université de Douai (1559) и другие.

Коллеж

Коллеж
Возраст Имя Сокращенное название
11–12 Sixième 6 e
12–13 Cinquième 5 е
13–14 Quatrième 4 е
14–15 Troisième 3 е

Коллеж — это первая ступень среднего образования во французской образовательной системе . Ученика, посещающего колледж , называют collégien (мальчик) или collégienne (девочка). Учителя-мужчины и женщины на уровне колледжа и лицея называются professeur (во Франции не существует официальной женской профессиональной формы, хотя женская форма «professeure» появилась и, похоже, получает некоторое распространение). Город Париж называет колледж на английском языке « средней школой ».

Поступление в sixième происходит сразу после последнего года обучения в начальной школе , называемой Cours moyen deuxième année (CM2). Там нет входа экзамена в коллеж , но администраторы создали комплексную академическую экспертизу студентов , начиная с sixième . Целью экзамена является оценка уровня учащихся, окончивших начальную школу.

Учебный план

Тема Замечания Начиная с
Гуманитарные науки и языки
Французский язык и литература Особенности французских и переведенных иностранных произведений; концентрируется на грамматике и правописании 6 e
История и география Французский, но включает зарубежную историю и географию 6 e
Первый иностранный язык 1 Известный как Première langue vivante (LV1) 6 e
Второй иностранный язык 1 или французский региональный язык Deuxième langue vivante (LV2) 6 e или 5 e
Искусства и ремесла 6 e
Музыкальное образование 6 e
Гражданское Гражданское образование 6 e
1 Доступные иностранные языки: английский , немецкий , арабский , испанский , итальянский , португальский и русский ; другие языки доступны в зависимости от региона. Большинство учеников изучают английский как первый иностранный язык и испанский, итальянский или немецкий как второй иностранный язык.
Естественные и прикладные науки
Математика 6 e
Биология и геология Sciences de la vie et de la Terre (SVT) 6 e
Технология 6 e
Физика и химия 6 e
Обязательные курсы
Физическая культура 6 e
Дополнительные курсы
латинский 5 е
Древнегреческий 3 е

В таблице справа представлена ​​подробная информация об учебной программе французского языка. Наряду с 3-4 часами физического воспитания в неделю, типичная учебная неделя состоит примерно из 26 часов занятий. Французский язык и литература занимают больше всего времени, 4-5 часов в неделю, затем 4 часа в неделю по математике ; остальные предметы занимают 1-3,5 часа в неделю.

Учебная программа разработана Министерством национального образования Франции и применима ко всем колледжам Франции, а также к учреждениям, зависящим от AEFE . У академий и отдельных школ мало возможностей для адаптации учебных программ. Учителя составляют учебные планы в соответствии с четкими государственными правилами в области образования и соответственно выбирают учебники , и в каждом крупном французском издательстве есть филиал с учебниками.

Процесс и цель

Обычно каждый предмет преподает другой профессор или учитель; большинство учителей преподают в нескольких возрастных группах. Учащиеся колледжа остаются в одном классе в течение всего учебного года и по всем предметам (за исключением дополнительных курсов, таких как иностранные языки, где учащиеся из нескольких классов смешиваются), поэтому каждая годовая группа делится на столько классов, сколько необходимо. Твердая вера в преподавание в классах со смешанными способностями означает, что стриминг встречается редко.

Размеры классов варьируются от школы к школе, но обычно составляют от 20 до 35 учеников. Каждый класс имеет Professeur основной (главный учитель или класс Репетитор) , который действует в качестве связующего звена между преподавательским персоналом, администрацией и учениками.

В конечном итоге перед колледжем стоит задача подготовить учащихся к продвинутым предметам лицея . В конце Troisième класса, студенты сидят в Ле Diplôme национального их бревет , в окончании срока КОЛЛЕДЖА экспертизу . Бревет не требуется для входа в лицей , и передавая это не гарантирует , что ученик будет прогрессировать в школу более высокого уровня.

Во время последнего консилиума года, проводимого в июне, учителя и администрация решают, сможет ли ученик перейти в следующий класс. Принимая решение, они оценивают навыки , участие и поведение учащегося . Возможен один из трех исходов:

  1. Учащийся переходит в следующий класс.
  2. Может потребоваться его удвоение (повторение года).
  3. В определенных случаях ему или ей могут предложить пропустить класс и повысить до двух классов.

Учащийся, которого попросили повторить оценку, может обжаловать указанное решение. Решение апелляционного совета окончательно.

Таблица: самые известные французские вузы

Наименование учебного заведения Количество учащихся Особенности учебного заведения
Парижский университет (Сорбонна) 130000 Основан в 1253. Самый знаменитый и крупный вуз Франции. В 1970 разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых стали его преемниками, сохранили единую инфраструктуру и образовательные традиции. Среди выпускников — М. Цветаева, О. де Бальзак, О. Мандельштам. Основные направления подготовки — право, литература и театральное искусство, гуманитарные науки, медицина, иностранные языки.
Страсбургский университет 46000 Основан в 2009 в результате объединения университетов Луи Пастера, Марка Блока и Роберта Шумана. Среди выпускников университета нобелевские лауреаты, выдающиеся исследователи, врачи, политики, общественные деятели. Популярные направления подготовки — медицина, менеджмент, гуманитарные, социальные и экономические науки. Занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира.
Университет Монпелье 44000 Основан в 1289. Шестой по величине вуз Франции. Самыми популярными направлениями обучения являются медицина, фармацевтика, стоматология, политология, экономика и право. Университет владеет обширной коллекцией картин европейских художников.
Университет Экс-Марсель 74000 Основан в 2012 году в результате слияния университетов Прованса, Поля Сезана и Средиземноморской Академии. Самые популярные направления подготовки — менеджмент, политология, экономика, наука и технологии. Входит в ТОП-10 лучших французских университетов (по мнению агентства CWUR) и в ТОП-100 вузов мира (по мнению Reuters).
Университет Лилля 130000 Основан в 1559. В 1970 был разделён на 3 независимых университета, которые находятся на территории студенческого городка «Лилль». С 2014 года запущен процесс слияния вузов. Основные направления обучения — юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация. Преподавателями вуза были многие известные люди, такие как Луи Пастер, Рене Кассэн (лауреат Нобелевской премии), Жак Ле Гофф, Поль Паскаль.

Фотогалерея: французские высшие учебные заведения

Сорбонна — самый крупный и старый университет Франции Страсбургский университет занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира Университет Монпелье — шестой по величине вуз Франции Университет Экс-Марсель входит в ТОП-100 лучших университетов мира по мнению агентства Reuters Основные направления подготовки Университета Лилля — юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация

Результаты

В России сдача ЕГЭ — настоящее испытание и для детей, и для родителей. Ведь от набранного количества баллов зависит ваше поступление в вуз. Во Франции ситуация намного спокойнее. Конечно, сдача БАКа — значимый этап в жизни, и результаты экзаменов очень важны. Но на момент сдачи выпускных экзаменов ученик, как правило, уже знает, куда пойдет учиться, так как обычно к этому времени он уже получил подтверждение о своем зачислении. Можно сказать, что это и есть основное отличие французского БАКа от российского ЕГЭ. Выпускные экзамены во Франции лишь подтверждают ваше право поступить в ВУЗ.  А вопрос о поступлении решается на основе результатов в течение двух лет учебы. 

Среднее образование во Франции: школы, лицеи и колледжи

Среднее школьное образование во Франции для русских и иностранных студентов включает несколько ступеней, как и на территории других стран зарубежья: начальные, средние и старшие классы. Учеба в школе начинается с 6 лет: на начальном этапе среднего образования ребята изучают стандартный перечень таких дисциплин, как чтение, письмо, основы математики. Учебное расписание имеет полуинтенсивную нагрузку.

С 11 до 15 лет начинается вторая ступень среднего образования – middle school, или collège на французский манер. Здесь учебная программа включает четыре года изучения стандартного перечня общеобразовательных дисциплин — это обязательное образование для всех граждан страны и приезжих студентов. В 13-14 лет школьники и подростки делают первый выбор, связанный с будущей специализацией – это учеба во Франции после 6, 7, 8, 9, 10 класса. В программу добавляется физика и химия, а также латынь в качестве факультатива, обязательно идет изучение второго иностранного языка.

Завершающим этапом среднего образования во Франции является lycee (лицей), он же имеет статус подготовки и перехода к высшему образованию. Французский лицей – аналог старших классов российских школ. Здесь подростки уже получают профильное образование по выбранному направлению – техническому или гуманитарному, список изучаемых дисциплин подбирается соответственно. При этом лицей считается необязательным этапом обучения – вместо него можно уже пойти работать, а для тех, кто продолжает учёбу, она длится до 18 лет. Завершающим этапом становится сдача итоговых экзаменов и получение аттестата французского образца – diplôme national du brevet.

Французские лицеи подразделяются на три вида:

  • Общие – 3 года обучения
  • Технологические – 3 года обучения
  • Профессиональные – 2 года обучения, аналог российского ПТУ.

Когда срок обучения в лицее подходит к концу, подростки и школьники сдают итоговые экзамены и получают документ о среднем образовании французского образца.

Тип документа

Где можно получить

Что дает

Аттестат ВАС

Выдается после обучения в общеобразовательном или технологическом лицее

С таким документом учащийся может поступить на обучение в высшую школу

Сертификат BEP

Выдается после завершения профессионального лицея

Дает право начать трудовую деятельность в сфере обслуживания

Большинство выпускников отдают предпочтение аттестату первого типа, поскольку хотят продолжить обучение в университете. Французские высшие школы предлагают широкий выбор образовательных программ – большой популярностью здесь пользуются дизайнерские специальности. В местных вузах доступны и редкие специальности – например, аэронавтика или космонавтика.

Получить среднее и высшее образование во Франции можно на одном из двух языков – английском или французском. Классические учреждения выдают национальный аттестат, а вот международные школы обучают преимущественно по британской системе, поэтому вес учебный процесс идет на английском соответственно. На территории Франции даже есть несколько русских школ, которые очень востребованы среди иммигрантов.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Российские учителя знают: профориентация в российских школах отсутствует на законодательном уровне. Система профессиональных центров и организованной практики по определенным профессиям, хорошо развитая в 1980-х годах, была разрушена в 1990-е. Сейчас всё, что могут предложить школы в помощь детям, — это тестирование психологами на предмет предрасположенности к той или иной профессии и развлекательные экскурсии на соседние заводы.

Программы в старших классах стандартные, и ученики 10-ых и 11-ых классов занимаются всем и сразу, несмотря на выбранную специальность и предметы для сдачи ЕГЭ. Исключение составляют профильные школы, но и там ненужные ученикам предметы не всегда исчезают из программы в старшей школе, а часто лишь занимают меньшее количество часов.

Во Франции профориентация в старшей школе (лицее) — приоритет. В лицеях школьники обязательно выбирают специализацию: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки, в частности, технологии, медицина или лабораторные исследования. И бакалавриат, соответственно, бывает трех типов: общий, технический и профессиональный. Разумеется, выбор предметов в старших классах определяется дальнейшим направлением образования: будущие инженеры не мучаются над классическими романами, а выбравшие юриспруденцию не списывают физику на контрольных. Предметов в старшей школе больше, чем в российской школе, но подход к их выбору более гибкий, чем у нас.

История и особенности французской образовательной системы

Образование во Франции берет свое начало еще в средних веках. При этом система постоянно совершенствуется с появлением новых открытий. На сегодняшний день она является одной из лучших в мире, поскольку позволяет оптимально сочетать теорию и практические занятия.

Формирование системы образования в том виде, в котором она представлена сейчас, началось в 19 веке. Тогда был принят «закон Ферри», обязующий детей обязательно учиться до 12 лет. Заключительный этап был произведен в 1959 году, когда была утверждена единая схема. После детского сада ребенок переходит к школьному образованию, которое разделено на 3 этапа:

  1. Первичное - с 6 до 11 лет.
  2. Средняя ступень - с 11 до 14 лет.
  3. Старшая школа - с 15 до 18 лет.

Вся система образования во Франции подчиняется национальному министерству и является централизованной структурой. Около 20 % заведений занимают частные места, в которых обучаются около 5 миллионов студентов.

Начальное образование

Воспитание детей до получения первичного образования в республике имеет мало отличий от российского. Стандартно ребенок может начать получать дошкольное образование во Франции в два года. В садах детей разделяют на 2 группы, в зависимости от возраста:

  1. До четырех лет включительно воспитанники в основном занимаются развивающими играми.
  2. С пяти лет к играм добавляются занятия, развивающие моторику. К таковым можно отнести рисование, литературу и лепку. Помимо этого, начинается подготовка к начальной школе.

В дошкольных учреждениях педагогическим работникам запрещается ругать детей и повышать на них голос.

Важным аспектом является тот факт, что по средам французские сады не функционируют. Это связано с тем, что данный день недели принято посвящать домашним и религиозным ценностям. В самих образовательных учреждениях теология не преподается.

Среднее образование

Начальным заведением в среднем образовании становится колледж, в который дети поступают в 11 лет. При этом образовательное учреждение выбирается исключительно в зависимости от района проживания ученика. Таким образом ребенок становится несколько ограниченным в передвижениях.

Нюансом французских колледжей является тот факт, что отсчет классов производится в обратном порядке. Таким образом, выпускник школы переходит в шестой класс, а обучение заканчивается в третьем. При этом учеба включает несколько циклов:

  1. В течение шестого класса ученики привыкают к новой обстановке и методам обучения. Параллельно проводится изучение таких предметов, как математика, история правописание и французский язык. Данный период называется адаптационным.
  2. Следом идет центральный период, во время которого к основным предметам добавляются физика с практикой, химия с опытами, иностранные языки и латынь.
  3. В последний год начинается ориентационный этап. Во время его прохождения ученик определяется со специальностью, на которую он будет делать упор при дальнейшем образовании.

После обучения в колледже начинается старшая школа, именуемая лицеем. В данном учреждении школьник также будет учиться в течение трех лет с обратной нумерацией классов:

  • второй;
  • первый;
  • выпускной.

Все лицеи разделяются на две большие группы, приведенные в таблице. Каждый из них предусматривает подготовку к получению образования в высших заведениях.

Вид лицея Подразделения
Общеобразовательный Филология (Журналистика)
Экономика
Социальное подразделение
Естественно-научное
Технологический Сервис
Лабораторно-исследовательское
Научно-промышленное
Медико-социальное

Высшее образование во Франции

Те ученики, что обучались в технологических и общеобразовательных учреждениях, могут рассчитывать на высшее образование во Франции. Отличительной чертой данного этапа является большое разнообразие специальностей и дисциплин.

История

Жюль Ферри

Наполеон начал систему французского университета и среднего образования. Гизо запустил элементарную систему. Состоялись ожесточенные бои за то, должна ли католическая церковь играть доминирующую роль. Современная эра французского образования начинается в конце 19 века. Жюль Ферри , министр народного просвещения в 1841 году, широко известен тем, что создал современную школу ( l’école républicaine ), требуя ее посещения всеми детьми в возрасте от 6 до 12 лет, как мальчиками, так и девочками. Он также сделал публичное обучение обязательным, бесплатным и светским ( laïque ). С этими законами, известными как французские законы Люббера, Жюля Ферри и некоторые другие, Третья республика отменила большинство законов Фаллу 1850–1851 годов, в которых важную роль отводилось духовенство.

Учебная программа французского языка в основном делала упор на произведения французских писателей европейского происхождения. Ферри и другие считали литературу клеем французской идентичности

Этническая и культурная демография студентов не принимала во внимание стремление передать студентам «общую культуру».

Как и литература, историческое образование рассматривается как решающее значение для формирования идентичности молодых людей и интеграции иммигрантов во французскую идентичность. Взгляды Ферри продолжают оказывать влияние и сегодня. Отчеты министерства подтверждают, что правило школ по продвижению «общей культуры» становится еще более важным из-за растущего разнообразия учащихся. По данным министерства, историческое образование во Франции в течение одного столетия сделало возможным «интеграцию детей итальянцев, поляков, африканцев и португальцев».

Как устроиться на работу после вуза во Франции

Несмотря на официальное признание французских дипломов, многие европейские работодатели не доверяют им из-за отсутствия вступительных испытаний и низкой стоимости учёбы. Поэтому выпускники вузов имеют больше шансов устроиться на работу именно во Франции. В приоритете — иностранцы, окончившие специализированные высшие школы. Так, к примеру, выпускнику высшей государственной школы по её окончании может быть предложено заключить контракт с одной из государственных структур на срок до 10 лет.

Возможность подрабатывать

Студенты-иностранцы имеют возможность подрабатывать в период учёбы. По студенческой визе работать нельзя, для этого дополнительно необходимо оформлять рабочее разрешение через префектуру по месту жительства. В течение года допустимо работать не более 844 часов. В период учёбы количество рабочего времени может составлять не более 20 часов в неделю, а в каникулы — 40. Многие студенты находят работу во Франции только на лето.

Программы стажировки и учебы по обмену

Иностранные студенты имеют шанс попасть на стажировку или участвовать в программах по обмену. Наиболее известным проектом является Internship in France. Но можно искать варианты и на сайтах поиска работы. Длительность стажировки может составлять от 1 до 6 месяцев. По закону компания не может платить стажеру меньше официального МРОТ — 1498 евро. Французские работодатели заинтересованы в открытии стажерских вакансий из-за налоговых льгот.

Как правило, стажировки направлены на студентов старших курсов, специальности которых связаны с туризмом и ресторанно-гостиничным бизнесом. Стажёры могут не только подтянуть разговорный французский язык и подработать порядка €500 ежемесячно, но и получить бесценный опыт. Наиболее успешным из них предлагается в дальнейшем заключить контракт на постоянной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector