Система образования в японии
Содержание:
Университеты и колледжи
Главный критерий при выборе университета – престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.
Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там “низовые” женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.
Поступление в японский университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.
К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.
Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них – иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).
Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.
В отличие от школы, обучение в японском университете – время относительной “халявы”. Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает – нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.
После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.
Школы в Японии
Школа для ребенка – чрезвычайно важный момент. Здесь происходит их превращение из Божества в Слугу, а окончание учебного заведения символизирует переход во взрослую жизнь. Дисциплина и традиции – ключевой слоган учащихся в Японии
Также очень важно искреннее желание учиться. Для обучения в хорошей школе с шести лет следует изначально поступить в хороший садик
Далее следует обучение в средней и старшей школе, после чего открыта дорога в престижное высшее учебное заведение. Начальная школа в Японии – бесплатная, есть также и частные заведения, где уровень преподавания намного лучше. Среднестатистический день обычного японского школьника выглядит приблизительно следующим образом:
- уроки в школе с утра;
- занятия в клубах либо при самом заведении («дзюку»);
- возвращение домой и сон.
Кроме обычных занятий, начальная школе предусматривает уроки каллиграфии и развитие в сфере искусств. В общем дети учат государственный язык – современный и древний, также у них есть занятия по этике, социологии, политологии, экономике, и по разым ремеслам.
Высшее образование
Система высшего образования в Японии похожа на европейскую и американскую системы. После четырёх лет обучения студент получает степень бакалавра и может либо искать работу, либо продолжать научную деятельность.
Для тех, кто после средней школы пошёл в старшую, есть возможность перейти сразу на третий курс. Потому что на первых двух студенты, как правило, определяются с интересным направлением, а с третьего уже начинается специализация.
Высшее образование в Японии можно получить в частных и государственных вузах. Но все стремятся поступить в государственные. Для этого есть несколько причин:
- считается, что там более качественное образование;
- диплом даёт преимущество при устройстве на работу;
- цена за обучение значительно ниже.
Для сравнения обучение на медицинском факультете в университете Токио обойдётся в 3,5 миллиона иен (1,3 миллиона рублей) за шесть лет учёбы. А обучение в частном университете по той же специальности — больше 30 миллионов иен (больше 21 миллиона рублей).
При этом поступить в государственный вуз очень сложно. Если для учёбы в частном университете достаточно показать результаты Центрального экзамена, сдать вступительные и стабильно платить раз в год прописанную сумму, то для государственного вуза помимо всего вышеперечисленного придётся написать мотивационное письмо и стать лучшим среди остальных абитуриентов, пройдя сумасшедший конкурс.
Ещё один интересный факт: в университетах Японии также нет утверждённой программы. Студенты сами выбирают интересные для них предметы, но не более 25. Считается, что при большем количестве студент не в состоянии концентрироваться и качественно обучаться, а меньший список предметов не позволит набрать нужное количество кредитов для успешной учёбы.
Система оценок в японских университетах
Уровень образования в Японии очень высок, потому что университеты предъявляют к своим студентам высокие требования. Так, лучшие учреждения страны устанавливают для учащихся количество кредитов, которые они должны набрать за весь период обучения. Каждый предмет даёт два балла. Также на успеваемость влияет посещаемость, написание работ, результаты тестирования и экзамены.
Оценки выставляют по пятибалльной шкале:
- высший балл — А;
- средние баллы — B, C, D;
- низший балл, при котором требуется пересдать предмет — F.
Экзамены в университетах проходят только письменно и по материалу всего курса. Поэтому готовиться и повторять материал нужно постоянно. При малейшем подозрении на списывание или плагиат, можно лишиться всех заработанных за год баллов и даже вылететь из университета.
К труду, как и к постоянному обучению, японцев также приучают с детства. Ни в школе, ни в университете нет уборщиков. Всю территорию ученики и студенты убирают сами.
Трудоустройство для студентов
Огромный плюс многих университетов страны Восходящего Солнца — учебное заведение на старших курсах само ищет рабочие места для своих студентов. От количества трудоустроенных зависит рейтинг вуза и дотации, на которые он может рассчитывать от государства.
Также многие компании выбирают самых перспективных студентов уже на первом курсе и помогают с оплатой учёбы, чтобы после получения диплома этот специалист пришёл на работу именно к ним.
Раньше японцы работали всю жизнь на одном месте. Потеря работы была страшной трагедией — ведь шанс найти новую близился к нулю. Но в современной Японии эта традиция постепенно уходит в прошлое, а люди при желании могут менять места и специализации.
Информация о системе получения знаний
Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.
Кратко система образования в Японии состоит из периодов:
- Дошкольное воспитание.
- Начальная школа.
- Среднее обучение.
- Старшее учреждение.
- Высшее образование.
Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:
- Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
- Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
- Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.
Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.
Дошкольное воспитание
Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:
- Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
- Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.
Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.
Начальная школа
Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.
Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.
На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.
Среднее обучение
На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.
В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.
Старшее учреждение
Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.
Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.
Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.
Высшее образование
В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.
На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.
Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.
Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.
Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.
Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.
Стипендии для иностранцев
Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.
Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).
Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).
Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам
Программы стажировки
В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:
- конкурс анкет;
- экзамен по японскому языку;
- собеседование.
Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.
С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.
Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор
Условия получения студенческой визы
По факту зачисления на учёбу в Японии, учебное заведение должно обратиться от имени иностранца в региональное Бюро иммиграции по вопросу оформления его статуса пребывания. Оформленный документ высылается по месту жительства студента в его стране. Далее останется только обратиться с этим документом в японское посольство за студенческой визой. Однако на основании имеющегося документа можно получить визу непосредственно в момент выезда, обратившись в таможенную службу аэропорта.
Студенческая виза может выдаваться на 2 года и более
Не исключается самостоятельное оформление студенческой визы без получения документа о предоставлении статуса. Но этот процесс может затянуться на длительное время, так как придётся отправлять на обработку в Японию большой пакет документов. Начиная с 2012 года вступили в силу некоторые изменения. С этого момента студентам выдаётся карта резидента (Resident Card), которая действует всё время до полного завершения обучения. Больше не требуется обращаться к властям за разрешением на повторный въезд в случае временного отъезда из страны. Время действия визы может составлять:
- 4 года 3 месяца,
- 4 года,
- 3 года 3 месяца,
- 3 года,
- более короткий срок (для аспирантов).
Образование для иностранцев
Уровень образования в Японии очень высок, поэтому многие иностранцы хотят получить образование в этой стране. У иностранцев есть два выхода для получения образования:
- Полноценное образование в университете (от 4 до 6 лет). Обучение стоит, в среднем, 6-9 тысяч долларов, но главный вопрос — это сдача экзаменов. Иностранцу придется потрудиться не только с японским языком, но и со вступительными экзаменами.
- Краткосрочный (двухлетний) курс образования в ВУЗе. Тут все намного проще и дешевле — нужно знать хотя бы английский язык.
Для тех, кто хочет получить образование после вуза, необходимо апостилировать собственный диплом перед его подачей в Японию. Страна является участницей Гаагской конвенции, поэтому можно использовать не легализацию, а апостиль.
Для всех студентов, вне зависимости от страны, в вузах предоставляются равные возможности. Если человек способен отлично сдать все экзамены и оплатить обучение, не будет никаких препятствий в получении диплома в Японии.
Ютори кёику– не воплотившийся идеал
Суть концепции «свободы» в образовании изначально была неплоха. Проблемы появились из-за отсутствия правильного понимания данной концепции у родителей и преподавателей, а также несрабатывания конкретных мер по её внедрению в образовательных учреждениях.
Послевоенная система образования в Японии ориентировалась преимущественно на цумэкоми – запоминание большого количества информации, и не уделяла должного внимания развитию самостоятельной мотивации к учёбе и способности к суждениям. Недостатки данной системы и послужили поводом резкого смена курса с переходом на более свободный стиль обучения ютори. Как уже говорилось, это привело к сокращению учебных часов и введению интегрированных уроков, нацеленных на диверсификацию учебного процесса, разработка которых поручалась самим учебным заведениям. Также в рамках программы ютори появилась система уроков по выбору, предназначенная для развития индивидуальности и проведения занятий с углублённым изучением материала.
Однако для получения отдачи от самостоятельно разрабатываемых школами интегрированных уроков потребовалось неожиданно много усилий. Кроме того, уровень таких уроков во многом зависел от способностей и личных качеств каждого преподавателя, поэтому между школами появился серьёзный разрыв. Зачастую интегрированные уроки использовалось для подготовки к спортивным праздникам, экскурсиям и другим школьным мероприятиям. Ситуация с проведением уроков по выбору была не менее сложной. В школах недоставало необходимых площадей и оборудования, у детей не всегда была возможность выбрать любимый предмет, у преподавателей не хватало знаний для проведения углублённых занятий. Иными словами, концепция была хороша, но трудно поддавалась практическому воплощению.
С точки зрения школ, их оставили один на один с проблемой реализации изначально нереализуемой теории, лишь увеличившей нагрузку на преподавателей. Реформа сократила количество учебных часов, и чтобы обеспечить качественное овладение необходимым минимумом знаний, школам пришлось вводить дополнительные занятия, проведение которых легло на плечи самих преподавателей. Отсутствие твёрдой базы знаний делало невозможным развитие самостоятельного мышления, то есть препятствовало реализации одной из главных целей реформы.
Безусловно, послевоенная система образования внесла значительный вклад в развитие японского «экономического чуда». В период роста экономики система заучивания большого количества знаний, позволявших найти правильный ответ на заданный вопрос, функционировала безотказно. Однако зрелая экономика и быстро меняющееся многоликое общество стали предъявлять новые требования, в числе которых были способность к критическому мышлению и самостоятельность. С этой точки зрения радикальная реформа ютори соответствовала духу времени, к тому же, повторяю, её концепция изначально была неплохой.
Новая учебная программа, введённая с 2011 года в начальной, и с 2012 года – в средней школе, унаследовала философию «свободного» обучения, однако предусматривала конкретные меры для решения возникших ранее задач. С этой точки зрения данную реформу можно считать значительным шагом вперёд – она основана на концепции сбалансированного развития и сочетает в себе приобретение базовых знаний по всем учебным предметам с развитием мышления, речи и способности выносить суждения на основе полученных знаний.
Сильной стороной этой реформы считаю возможность развития речевой деятельности учащихся не только на уроках родного языка, но и на всех предметах. Увеличение количества нуклеарных семей, ослабление связей между людьми в местном сообществе, распространение общения с помощью электронных сообщений на мобильных телефонах и другие особенности современной социальной среды значительно ослабляют коммуникативные навыки детей, и с этой точки зрения школе отводится значимая роль подготовки будущего поколения с помощью в том числе диверсификации возможностей для речевого общения.
История
За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.
В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.
Учебный год в Японии начинается в апреле.
В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.
Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.
После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.
Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.
Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.