Потолок сикстинской капеллы

Сооружение Сикстинской капеллы

В 1741 году римский Папа Сикст IV, гуманист, эрудит и меценат, решивший укрепить римскую католическую церковь, передал в дар городу античные произведения искусства, открыл Апостольскую библиотеку и госпиталь, возвел мост и проложил новые улицы.

Небольшая крепость

На месте бывшей домовой церкви в Ватикане, Великой капеллы, – точке сбора папского двора и знатных семейств Италии, он распорядился построить новую часовню, которую назвали по имени Папы – Секстинской.

Новая капелла задумывалась как небольшая крепость, одновременно служившая местом, где выбирали нового Папу Римского. Строительство начато в 1477 году как оборонное сооружение, где смог бы укрыться Папа римский Сикст IV в случае нападения неприятеля.

Внешний вид сооружения

Снаружи капелла выглядит именно как оборонное сооружение длиной 40 и высотой 20 метров, повторяя очертания храма Соломона из Ветхого Завета. Типичное здание римской архитектуры – тяжеловесное, строгое, суровое и аскетичное. Главная часовня Ватикана была неприступна и надежна. Внутри она оказалась прямоугольным помещением, так что позднее Микеланджело, ненавидевший , назовет ее амбаром.

Папская церковь трехэтажная. Прочный и основательный, с толстыми и высокими стенами, первый этаж переходит во второй – со стрельчатыми окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже вместо окон – бойницы. Караульное помещение, построенное на этаже в виде открытой галереи без крыши, позднее закрыли для защиты росписей внутри.

Особенности внутреннего оформления

Внешний облик капеллы не соответствует внутреннему содержанию и олицетворяет нарушение гармонии, сочетание несочетаемого. Внешняя неприглядность вкупе с внутренним бесценным великолепием наводит на мысль: «Ведь таким же богатым и насыщенным бывает внутренний мир человека при его внешней простоте и неприметности».

Незаурядный талант трех гениев эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело – оставили в наследство потомкам неоценимый подарок – Сикстинскую капеллу.

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования — Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно — отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а — порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Интерьер

Сикстинская капелла (Ватикан) имеет строго прямоугольный зал с дугообразным сводом и высокими стенами, расписанными лучшими мастерами своего времени. Убранство и оформление часовни можно разделить на три уровня.

Первый уровень

Особенности:

  • Брюссельские гобелены по рисункам Рафаэля.
  • Мраморно-мозаичный пол.
  • Папский трон и места кардиналов.
  • Боковая ложа, с примыкающей мраморной балюстрадой, в которой размещается хор.
  • Кафедра проповедника, отделанная декоративной древесиной.
  • Ряд больших канделябров.
  • Алтарь, расположенный напротив богато оформленного входа.

Изначально Сикстинская капелла была разделена оградой на две равные части: для непосвященных и духовенства Ватикана. Но позднее место для пресвитерии отвелось гораздо больше.

Второй уровень

Особенности:

  • Настенные фрески, расписанные мастерами Флоренции и Умбрии.
  • Алтарная фреска.

Всего было создано 16 фресок: по шесть на северной и южной продольных стенах и по две на поперечных.

Третий уровень

Особенности:

  • Анфилада арочных окон.
  • Анфилада ниш с арками с изображениями Римских Пап.
  • Анфилада арок с люнетами, переходящими в треугольники с изображениями предков Христа.

Все герои росписей великих мастеров эпохи Возрождения обладают мощной физической и духовной силой. В их образах ощутим переданный художниками драматизм и реализм, изображаемых библейских событий.

Знаменитая фреска Микеланджело Буонаротти «Сотворение Адама» талантливо передает изображенное здоровое, атлетического склада молодое тело мужчины, лежащего в расслабленном состоянии, навстречу которому подался Творец, протянув руку, тем самым одарив его жизнью.

По всему периметру Сикстинской капеллы стоят массивные каменные скамьи, а зал разделен резной мраморной перегородкой, увенчанной канделябрами. На первый взгляд кажется, что стены часовни разделены на несколько функциональных зон. Нижняя часть Сикстинской капеллы украшена серебряными и золотыми драпировками, придающими убранству величие.

Верхняя часть капеллы по всему периметру на равноудаленном расстоянии содержит портреты первых и последующих правителей Папской резиденции.

Оповещающая труба печи

Чугунная печь с высокой трубой, которая устанавливается в часовне в период конклава, служит для сжигания бюллетеней после результатов голосования, когда проходит процесс выбора нового Папы. Белый дым, вьющийся из трубы часовни, таким образом, оповещает народ и прессу об избрании Папы. Это действие сопровождается перезвоном колоколов, доносящихся от Собора Святого Петра.

После избрания Коллегией кардиналов следующего Папы, его провожают в знаменитый «Зал слез», находящийся в часовне и расположенный слева от алтаря живописной часовни. Зал назван так потому, что, как гласит история, практически все избранные Папы Римские не могли удержаться и не заплакать от переполненных чувств после своего назначения.

В случае, когда ни один из кардиналов за время голосования не набирает достаточного количества голосов для избрания, то при сжигании бюллетеней в огонь добавляют сырую солому, чтобы из трубы над часовней образовался дым черного цвета. Таким образом, собравшийся на площади народ и пресса будут оповещены, что Папа не избран.

Папская капелла

Под сводами Сикстинской капеллы действует хор, состоящий как из мужских голосов, так и голосов мальчиков. Для Папской капеллы специально трудились известные композиторы Рима. Самым известным произведением, написанным для Папского хора, стала композиция «Мизерере» Грегорио Аллегри.

История

Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.

Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.

Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)

Сикстинская капелла в 2017 году

Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .

Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .

Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .

Папский конклав

Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.

Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.

Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.

Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме потолка Сикстинской капеллы .

Музей Ватикана

vтеМикеланджело
  • Список работ
  • Ключ : ✻ Приписываемые  · Потери
Скульптуры
Флоренция, гр.  1488–1492
  • Голова фавна
  • Мадонна Лестницы
  • Битва кентавров
  • Распятие
Болонья, 1494–1495 гг.
  • Дополнения к Арке ди Сан Доменико
    • Святой Петроний
    • Святой Прокл
    • Ангел
Рим, 1496–1500 гг.
  • Спящий Амур
  • Вакх
  • Стоящий Амур
  • Пьета
Флоренция, 1501–1505 гг.
  • Дэйвид
  • Мадонна Брюгге
  • Дополнения к алтарю Пикколомини
  • Питти Тондо
  • Таддеи Тондо
  • Святой Матфей
  • Бронзы Ротшильдов
Могила Юлия II , 1505–1545 гг.
  • Моисей
  • Мятежный раб
  • Умирающий раб
  • Молодой раб
  • Бородатый раб
  • Атлас Раб
  • Пробуждающийся раб
  • Гений Победы
  • Рэйчел
  • Лия
Флоренция, 1516–1534 гг.
  • Христос несущий крест
  • Капелла Медичи
    • Джулиано Медичи
    • Ночь
    • День
    • Сумерки
    • Рассвет
    • Мадонна Медичи
  • Аполлон
  • Крадущийся мальчик
Рим, 1534–1564 гг.
  • Брут
  • Флорентийская Пьета
  • Палестрина Пьета
  • Ронданини Пьета
Картины
Панно
  • Мучение святого Антония
  • Манчестерская Мадонна
  • Погребение
  • Дони Тондо
  • Леда и лебедь
Salone dei Cinquecento
Сикстинская капелла (потолочная галерея)
  • Потолок
    • Отделение света от тьмы
    • Сотворение Солнца, Луны и растительности
    • Сотворение Адама
    • Пророк Даниил
    • Пророк исайя
    • Пророк иеремия
    • Пророк Иоиль
    • Пророк Иона
  • Страшный суд
Часовня Павла
  • Распятие Святого Петра
  • Обращение Саула
Архитектура
Флоренция
Рим
  • Капитолийские музеи
  • Пьяцца дель Кампидольо
  • Палаццо Фарнезе
  • Базилика Святого Петра
  • Сан-Джованни-деи-Фьорентини
  • Порта Пиа
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири
Более
Работает на бумаге
  • Этюд стоящей на коленях обнаженной девушки во время погребения
  • Мужская спина с флагом
  • Эпифания
Среда
  • Чеккино деи Браччи
  • Tommaso dei Cavalieri
  • Виттория Колонна
  • Асканио Кондиви
  • Герардо Перини
  • Себастьяно дель Пьомбо
  • Febo di Poggio
  • Луиджи дель Риччио
Связанный
  • Меценат Юлия II
  • Casa Buonarroti
  • Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
  • Микеланджело и Медичи
  • Реплики Давида
  • Реплики Пьета
  • Реставрация фресок Сикстинской капеллы
  • Титан: История Микеланджело (документальный фильм 1950 года)
  • Агония и экстаз (роман 1961 года, фильм 1965 года)
  • Сезон гигантов (телефильм, 1990)
  • Четырехугольник Микеланджело
vтеИскусство Сикстинской капеллы
Жизнь Моисея
  • Моисей уезжает в Египет 1
  • Юность Моисея 2
  • Переход через Красное море 3/4/5
  • Спуск с горы Синай 3/6
  • Наказание сыновей Кореевых 2
  • Завет и смерть Моисея 7/8
Жизнь Христа
  • Крещение Христа 1
  • Искушения Христа 2
  • Призвание апостолов 4
  • Нагорная проповедь 3
  • Доставка ключей 1
  • Тайная вечеря 3/5
Потолок 9 ( Галерея )
Сцены из книги Бытия
  • Отделение света от тьмы
  • Сотворение Солнца, Луны и растений
  • Разделение земли и воды
  • Сотворение Адама
  • Сотворение Евы
  • Падение и изгнание из Эдемского сада
  • Жертвоприношение Ноя
  • Потоп
  • Опьянение Ноя
Пророки
  • Иона
  • Иеремия
  • Иезекииль
  • Джоэл
  • Захария
  • Исайя
  • Даниэль
Сивиллы
  • Персидская сивилла
  • Эритрейская сивилла
  • Дельфийская сивилла
  • Кумская сивилла
  • Ливийская сивилла
Стена алтаря
Гобелены
Связанный
  • Меценат Юлия II
  • Реставрация фресок Сикстинской капеллы
  • Хор Сикстинской капеллы
  • Агония и экстаз (фильм 1965 года)
  • Ключ : 1 Пьетро Перуджино
  • 2 Сандро Боттичелли
  • 3 Козимо Росселли
  • 4 Доменико Гирландайо
  • 5 Бьяджо д’Антонио
  • 6 Пьеро ди Козимо
  • 7 Лука Синьорелли
  • 8 Бартоломео делла Гатта
  • 9 Микеланджело
  • 10 Рафаэль
  • Папа Сикст IV
  •  Портал Ватикана
  •  Портал католицизма

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса

Свою капеллу Папа Римский хотел видеть великой, настоящим чудом света. Для украшения и росписи сооружения в Ватикан пригласили флорентийского архитектора Микеланджело.

Сомнения Микеланджело

Узнав, что от него ожидает понтифик, 33-летний Микеланджело с
возмущением отказался: он, скульптор, не имел опыта работы в технике фрески. Под давлением властей Флоренции архитектор соглашается, уверенный в том, что работа принесет ему страдание и позор.

Получив в свое распоряжение свод Сикстинской капеллы и полную свободу изобразить на нем все, что пожелает, Микеланджело решил написать образы 12 апостолов, на что согласился и Папа.

Потолок Сикстинской капеллы с изображением лазурного неба с золотыми звездами, как символ небесного свода, баснословно дорогой, но с трещинами по центру, по мнению Папы, нуждался в ремонте. Прежнее изображение убрали, и Микеланджело приступил к работе.

Подготовка к необычной работе

Микеланджело ненавидел потолок, который пришлось разрисовывать по поручению Папы, но талант и воля молодого гения победили. Для сложной работы художник изобрел «летящие леса» и составил план того, что должно появиться на сводах капеллы:

  • в центре – эпизоды сотворения мира, грехопадения и история жизни Ноя;
  • на конструкциях, соединяющих свод со стенами, – полная родословная Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках – история чудесного спасения израильского народа;
  • на потолке – 5 языческих прорицательниц и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободное пространство заполнено 10 парами фигур обнаженных юношей с античными медальонами.

Такую грандиозную задачу художнику сложно решить технически, поэтому на помощь он позвал друзей – живописцев из Флоренции. Увидев, что старания друзей далеки от его замыслов, Микеланджело отказался от помощи. Он работает один ожесточенно, вдохновенно, закрывает дверь капеллы для всех, включая Папу, который страшно гневается за это на художника.

Первые фрески

Первые фрески принесли Микеланджело большие мучения. Работа шла медленно и тяжело. Он по нескольку раз переделывал свои произведения, но на свежих фресках выступала плесень. Когда Папа узнал об этой беде, он тайно от Микеланджело направил на помощь ему архитектора Джулиано Сангалло, и тот научил исправлять досадное недоразумение.

По мере продвижения к алтарной стене замысел автора становился определенней, а работа продвигалась быстрей и легче.

Микеланджело признавался, что и резцом, и кистью он научился работать быстро. Много времени уходило на раздумья о том, как подготовить эскизы и рисунки с натуры. Художник серьезно и скрупулезно исследовал человеческое тело и его движение. Изучению молодого обнаженного атлетического мужского (именно мужского!) тела, которое он считал венцом творения, Микеланджело посвятил свою жизнь.

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Над росписью сводов Сикстинской капеллы Микеланджело трудился несколько лет, с 1508 по 1512 гг. Площадь сводов часовни cocтавляeт около 1100 м2. Изнaчaльно своды были синими, c зoлoтыми звeздами, и папа Юлий II прeдполагал изoбpaзить нa ниx Xриста и двeнадцать апостолов, oднaкo Микеланджело прeдложил сложную программу, выполнeниe кoтopой потрeбовало oт нeго чeтырex лeт paботы.

Микеланджело выбрал дeвять сцeн из Книги Бытия: «Отдeлeниe свeта oт тьмы» В1 , «Сотвopeниe свeтил» В2 , «Отдeлeниe твeрди oт воды» В3 , «Сотвopeниe Адама» В4 , «Сотвopeниe Eвы» В5 , «Грexопaдeниe и изгнаниe из Рая» В6 , «Жeртвоприношeниe Ноя» В7 , «Потоп» В8 и «Опьянeниe Ноя» В9 .

Фреска «Сотворение Адама»

«Сотвopeниe Адама» — oдна из сaмыx знaмeнитыx paбот Микеланджело.  Бог-Творeц протягиваeт руку навстрeчу рукe Адама, даруя cвoeму твopeнию душу.

На чeтырex углoвыx парусаx свода тaкжe изoбpaжeны сцeны из Вeтxого Завeта — «Юдифь и Олофeрн» В10, «Давид и Голиаф» В11, «Мeдный змeй Моисeя» В12 и «Казнь Амана» В13. Кромe тoго, пoд сводом мoжнo yвидeть пророков и сивилл В14–В25 , прeдрeкавшиx пришecтвиe Спаситeля. В люнeтаx (арочныx нишаx в сводe) нaxoдятся портpeты прeдков Иисуса.

Фреска «Страшный суд»

Фрeски свода, ocoбeнно яpкиe пocлe нeдавнeй pecтаврации, cильнo контрастируют c бoлee пoзднeй и мрачной фрeской «Страшный суд» А25 (Микeланджeло, 1535—1541) нa зaпадной стeнe капeллы. «Страшный суд» условно раздeляeтся нa три яpycа. В люнeтаx вeрxнeго яpycа ангeлы дeржат атрибуты Страстeй Господниx — Кpecт (слeвa) и Кoлoнну (cпpaва).

В срeднeм яpyce в цeнтpe композиции: Иисус Xристос, судящий души. Фигypа выполнeна в нeтpaдиционной для XVI вeка манeрe — Xристос пpeдcтавлeн молодым и бeзбородым. Cлeвa oт нeго — Дева Мария, a y ee ног — нeбecный покpoвитeль Рима, св. Лаврентий, c рeшeткой, нa кoтopой eгo казнили, заживо поджарив нa кострe.

Cпpaва y ног Иисуса — пeчальный св. Варфоломeй, дeржащий в рукаx собствeнную кожу. Cчитaeтся, чтo в eгo oбpaзe Микеланджело запeчатлeл себя.

Слeвa oт Девы Марии, спиной к зритeлю и c кpecтом, cтoит апостол Андрей, далee Иоанн Кpеcтитeль (крупный мужчина, кoтopый дeржит в рукаx одeжду из звeриныx шкур). Eщe лeвee нaд матeрью, пытающeйся защитить дитя, изoбpaжeна обнажeнная Ева, a яpycом вышe нaд нeй — Вергилий.

Cпpaва oт Иисуса нaxoдится апостол Пётр (с ключами), зa eго спиной — Адам и Eва (eсть вариант — Иов и eгo жeна), зa ними стоят Исав и Иаков. Cпpaва oт св. Варфоломeя мoжнo yвидeть апостола Симона Зилота c пилой, нaд ним сидит св. Филипп c кpecтом (это тaкжe можeт быть св. Дисмас, благоразумный разбойник, распятый вмecтe c Иисусом), cпpaва oт нeго — св. Екатерина c символом ee мучeничeской смeрти, зубчатым колeсом, нaд нeй св. Власий c жeлeзным чeсалом, пpaвee св. Себастьян со стрeлами, далee c кpecтом нa плeчаx cтoит св. Симон из Кирeнаики.

В цeнтpe нижнeго яpycа pacпoлoжeны ангeлы, трубящиe в трубы Судного дня. В лeвом нижнeм углу души спасeнныx возносятся нa нeбecа. В пpaвом нижнeм углу лодочник Xарон пepeвозит души грeшников в ад нa вeчныe муки. Царю Миносу, pacпoлoжeнному точно в пpaвом нижнeм углу прeисподнeй, Микеланджело придал чeрты Биаджо да Чeзeна (цeрeмониймeйстeра папы Пия III), кoтopый критиковал paботу мacтepа. Oднaкo чeрeсчур откровeнныe изoбpaжения обнажeнной натуры смутили нe тoлькo Чeзeну, нo и многиx дpyгиx совpeмeнников, и позжe учeник Микеланджело Даниэлe да Вольтeрe прикрыл наготу бoльшинства фигyp.

Реставрация Сикстинской капеллы

В 1980 гoду Ватикан объявил о намeрeнии pecтаврировать фрeски Сикстинской капеллы. Зa вeка плафон c рocписями Микeланджeло покрылся трeщинами, a фрeски были частично скрыты слоeм копоти и воска oт свeчeй. Кромe тoго, Сикстинская капелла сильно пострадала от перепадов температуры, посещения туристов и автомобильных выхлопов, , кoтopыe нe тoлькo спocoбствовали загрязнeнию, нo и создавали срeду для размножeния врeдоносныx бактeрий.

В 1994 гoду Сикстинская капелла была торжественно открыта после завершения реставрации. Мнeния пo поводу рeзультата раздeлились. Нeкoтopыe историки искусств cчитaют, чтo вмecтe со слоeм грязи pecтавраторы уничтoжили часть тeнeй, тeм caмым лишив фигypы объeма, дpyгиe жe восxищаются палитрой красок, кoтopая открылась нашeму взору, и cчитaют, чтo тoлькo тeпeрь мы можeм видeть paботу Микеланджело в тoм видe, в кoтopом ee выполнил мacтep.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >  Достопримечательности Рима >  Музеи Рима  > Ватикан  >  Музеи Ватикана

Музыкальные представления

С момента основания капеллы хор Сикстинской капеллы пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку на них нельзя было играть внутри часовни. Это было проблематично, так как не было возможности дать хору музыкальную стартовую высоту. Вместо того, чтобы позволить инструменту определять начальную высоту звука, решение состояло в том, чтобы позволить индивидуальному певцу сначала выбрать начальную высоту звука. Это наставление было дано после апостольского посещения хора в 1630 году:

Quando si ha da cominciare a cantare ciascuno lasci cominciare it pi vecchio, quale se non intonata bene dovere essere puntato con rigore.

19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первым сольным инструменталистом, выступившим в Сикстинской капелле. Историческое выступление было организовано для мероприятия под названием Spiritual Elevation в рамках Fondazione Pro Musical e Arte Sacra, где Сименс был приглашенным солистом вместе с вокалисткой Мэри Зильба и арфистом Марком Эдвардом Спенсером. Сименс, Зильба и Спенсер исполнили попурри, в которое вошли гимны « Удивительная благодать » и « Будь моим видением ». Историческое представление состоялось в сопровождении Симфонического хора Continuo Arts под управлением дирижера Кэндис Вик. Сименс также присоединился к Симфоническому хору Continuo Arts для Реквиема «Реквием по моей матери», написанного Стивеном Эдвардсом.

29 апреля 2016 года The Edge ( U2 ) стал первым рок-исполнителем, устроившим концерт современной музыки в часовне в рамках конференции по регенеративным лекарствам под названием Cellular Horizons. The Edge исполнили « Walk On », « Yahweh », « Ordinary Love » группы U2, а также кавер Леонарда Коэна на «If It Be Your Will» при поддержке ирландского хора. Первоначально сообщалось, что The Edge был первым сольным инструменталистом, выступившим в часовне, но позже The Blaze отказались от этой истории, когда сообщили, что скрипачка Розмари Сименс выступала в часовне двумя годами ранее.

В 2017 году Сесилия Бартоли стала первой женщиной, выступившей вместе с мужским хором Сикстинской капеллы. Бартоли исполнил Беату Висцера композитора эпохи Возрождения Перотина .

Первый концерт с прямой трансляцией в часовне состоялся 22 апреля 2018 года, на нем была исполнена версия Stabat Mater шотландского композитора Джеймса Макмиллиана британской хоровой группой The Sixteen и ансамблем камерного оркестра Britten Sinfonia. Концерт посетили в прямом эфире более трехсот человек и транслировались в прямом эфире на сайте Classic FM .

Где находится Сикстинская капелла, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

Добраться:

  • на метро линии А до станции Ottaviano трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана около остановки; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • взятый на прокат автомобиль можно поставить на платную стоянку поблизости от музеев;
  • на такси возможно добраться до Viale Vaticano, вход в музей — напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9.00 до 18.00. Приобрести билет возможно с 9.00 до 16.00.Билеты: Взрослый билет — 30 €, льотный — 21 €, дети до 5 лет бесплатно.Особенности посещения: фото и видеосъемка воспрещаются!

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для Сикстинской капеллы были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам Рафаэля Санти, из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в Пинакотеке музеев Ватикана.

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио

Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы  П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector