Сикстинская капелла
Содержание:
- Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»
- Сикстинская капелла
- Фреска «Страшный суд» Микеланджело
- Украшение
- Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны
- Фреска «Сотворение Адама» (1511 г.), Микеланджело (La creazione di Adam)
- Хор
- Интересные факты и тайны
- Что первично – дух или материя?
- Необычные детали Сикстинской Мадонны
- Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.
Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»
Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонарроти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.
Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того, как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим. Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.
Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.
Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.
Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов, которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.
Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.
При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими. Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.
Примечателен тот факт, что на одной из фресок, в частности изображающей «Мученичество святого Варфоломея», Микеланджело придал Варфоломею собственные черты. А вот в роли царя Миноса, имеющего ослиные уши, Микеланджело изобразил самого злостного критика своих работ – Бьяджо да Чезена.
А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.
Работа продвигалась медленно из-за состояния здоровья мастера: ему приходилось подолгу стоять в неудобных позах, запрокинув голову, при этом частички краски и пыли попадали художнику в глаза и уши. Несмотря на то, что состояние здоровья и многочисленные инфекции сказывались на скорости работ, Микеланджело не допустил к фреске ни одного своего помощника, выполняя все работы самостоятельно.
Больше полезного и интересного о знаменитой Сикстинской капелле вы можете увидеть в этом видеоролике:
https://youtube.com/watch?v=7DaK0UzEAGE
Сикстинская капелла
Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.
Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.
Потолок Сикстинской капеллы
Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.
Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:
Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»
Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512
Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».
Но вы также должны осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.
Фреска Микеланджело «Страшный Суд»
Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.
Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».
Микеланджело «Страшный суд», 1536-1541
Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.
На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса
Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс. С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством
Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке
С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.
Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.
Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.
Пол Сикстинской капеллы
Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок
Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках
Здесь я рассказал про основные особенности капеллы. Если вы хотите узнать о ней подробнее, то переходите на полную статью про Сикстинскую капеллу.
Фреска «Страшный суд» Микеланджело
В 1532 году, спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541 гг. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.
Фреска Микеланджело «Страшный суд»
Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.
Советуем прочитать:
«Страшный Суд» Микеланджело: секреты знаменитой фрески
И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года.
Пол Сикстинской капеллы
Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!
Отели рядом с Ватиканом
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Смотреть отели
Украшение
Схема части вертикального фрескового убранства Сикстинской капеллы
История
Первым этапом украшения Сикстинской капеллы была роспись потолка в синий цвет, усыпанная позолоченными звездами, с декоративными бордюрами вокруг архитектурных деталей подвесов. Его полностью заменили, когда Микеланджело приступил к работе над потолком в 1508 году .
Самой ранней частью нынешней схемы фресок являются боковые стены. Они разделены на три основных яруса. На центральном ярусе стен расположены два цикла картин, дополняющих друг друга, «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа» . Они были заказаны в 1480 году Папой Сикстом IV и выполнены Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и их мастерскими. Первоначально они проходили по всему периметру стен, но с тех пор были заменены на обеих торцевых стенах.
Возможно, над проектом руководил Перуджино, который прибыл в часовню раньше флорентийцев. Вероятно, что комиссия Гирландайо, Боттичелли и Роселли была частью проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работу в Сикстинской капелле весной 1481 года.
Под циклами Жизни Моисея и Жизни Христа нижний уровень стен украшен фресками из серебра и золота. Над повествовательными фресками верхний ярус разделен на две зоны. На нижнем уровне окон находится Галерея Пап, написанная одновременно с Житиями . Вокруг арочных оконных проемов расположены области, известные как люнеты, в которых изображены предки Христа , нарисованные Микеланджело как часть схемы потолка.
Потолок был заказан Папой Юлием II и расписан Микеланджело в период между 1508 и 1512 годами. Первоначально заказ состоял в том, чтобы нарисовать двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих свод; однако Микеланджело потребовал полной свободы действий в графическом содержании схемы. Он написал серию из девяти картин , показывая Бог Сотворение мира , отношения Бога с человечеством , и падение человечества от Божией благодати . На больших парусах он нарисовал двенадцать библейских и классических мужчин и женщин, которые пророчествовали, что Бог пошлет Иисуса Христа для спасения человечества, а вокруг верхних частей окон — предков Христа .
В 1515 году Папа Лев X поручил Рафаэлю разработать серию из десяти гобеленов, которые повесили бы вокруг нижнего яруса стен. Гобелены изображают события из Жития Св. Петра и Жития Св. Павла , основателей христианской церкви в Риме, как описано в Евангелиях и Деяниях Апостолов . Работы начались в середине 1515 года. Из-за их большого размера изготовление драпировок осуществлялось в Брюсселе, и четыре года занимались ткачами в мастерской Питера ван Альста . Гобелены Рафаэля были разграблены во время разграбления Рима в 1527 году и либо сожжены из-за содержания в них драгоценных металлов, либо были разбросаны по Европе. В конце 20-го века набор был повторно собран из нескольких дополнительных наборов, которые были сделаны после первого набора, и снова выставлены в Сикстинской капелле в 1983 году
Гобелены продолжают использоваться на отдельных церемониях особой важности. Полноразмерные подготовительные мультфильмы к семи из десяти гобеленов известны как Карикатуры Рафаэля и находятся в Лондоне.
На этом этапе декоративная схема отображала последовательный иконографический узор. Ряд Пап, который в схеме, задуманной Папой Юлием, должен был появиться сразу под Двенадцатью Апостолами, подчеркивал бы апостольское преемство . Утверждалось, что настоящая схема показывает, что два Библейских Завета слились воедино, чтобы показать Ветхий, предсказывающий и формирующий Новую, синтезирующую логику христианской Библии.
Это было прервано еще одним поручением Микеланджело украсить стену над алтарем Страшным судом , 1537–1541 гг. Картина этой сцены потребовала стереть два эпизода из Житий , Рождества Иисуса и ; несколько Пап и две группы Предков .
Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны
Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.
Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.
Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.
Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.
Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.
Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим
На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.
Фреска «Сотворение Адама» (1511 г.), Микеланджело (La creazione di Adam)
На фреске Господь как будто не просто создает Адама, но наделяет его творческим началом. Замечено, что
Господь изображен на фоне фигуры, напоминающей структуру человеческого мозга, с той степенью проработанности,
как это было известно современникам Микеланджело в эпоху Возрождения.
Считается, что таким образом художник планировал показать, что настоящий человек —
это лишь интеллектуальное существо, наделенное способностью к художественному и мыслительному творчеству.
В этом смысле — фреска «Сотворение Адама» — это в первую очередь символ интеллектуальной собственности и
творческого начала, наделяющего человека божественной искрой.
Хор
Хор Сикстинской капеллы
Основная статья: Хор Сикстинской капеллы
При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale; часто именуется просто «Сикстинской капеллой», итал. capella Sistina) — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471 году (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483 года. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж. М. Нанино и другие. Несколько крупных композиторов эпохи Возрождения, работавших здесь в XVI — первой половине XVII веков, объединяются понятием Римской школы. Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века.
Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы, но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. Единственное, что связывает его с историческим прототипом — гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения.
Интересные факты и тайны
Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования — Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.
Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно — отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».
Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а — порождением высшего разума.
Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»
Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.
Что первично – дух или материя?
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Необычные детали Сикстинской Мадонны
Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.
Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?
Причём тут зелёный занавес?
Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.
Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.
Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.
Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.
Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан
Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.
Почему картину сослали в Пьяченца?
Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?
Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.
Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.
Популярные ангелочки Рафаэля
Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.
На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.
Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.
О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.
Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).
Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).
Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).
- Отделение света от тьмы;
- Сотворение солнца и луны;
- Отделение тверди от воды;
- Сотворение Адама;
- Сотворение Евы;
- Грехопадение;
- Жертвоприношение Ноя;
- Всемирный потоп;
- Опьянение Ноя.
Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.
Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.
На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):
- Наасон Naason(люнет);
- Иессей, Давид и Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
- Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
- Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
- Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
- Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).
На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):
- Аминадаб Aminadab (люнет);
- Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
- Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
- Озия, Иотам и Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
- Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
- Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).
А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.
С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.
С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.
На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.
Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.
На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.
Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.