Храм спаса на крови в санкт-петербурге

Царь-Освободитель

Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2020 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.

Они следующие:

  1. Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
  2. Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
  3. Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
  5. Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
  6. Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
  7. Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
  8. Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
  9. Посетители должны соблюдать порядок.
  10. Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.

Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.

Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.

История прихода храма

Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!

До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.

Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.

Архитектурный стиль

Храм в Питере Спас на Крови — строение русского зодчества конца 19 столетия. Здание опирается на четыре столпа и отличается от других строений церквей строгостью соотношений и сплетением цветовых комбинаций. В центральной части высится шатер в форме восьми граней, а по сторонам пять куполов луковичной формы.

Основной шатер меньше окружающих, что создает вид устремление его вверх. Купола покрыты золотой ювелирной эмалью на медных пластинках, при этом узоры разнообразные. Строение имеет девять разных по размеру куполов. Именно эта композиция делает собор похожим на строение церкви Василия Блаженного в Москве.

Восточную часть украшают золоченые купола, на западе колокольня как символическая часть места гибели царя, которая немного врезается в канал набережной. В ее укреплении на канале применили не деревянные опоры, а бетон. Поэтому в соборе нет главного входа, а устроены крыльца притворы в виде терема.

В архитектурном ансамбле использованы символические значения. Например, высота центрального купола 81 метр, что означает год гибели царя, а глава колокольни высотой 63 метра количество прожитых лет императора.

Храм привлекает внимание красотой и числом украшений:

  • наличники,
  • кокошники,
  • изразцы,
  • цветная черепица.

Внутреннее украшение поистине уникальное в мозаичном исполнении великими художниками того времени. В оформлении участвовали больше тридцати художников, оно длилось десять лет. Живопись выполнена по эскизам Васнецова, Харламова, Рябушкина, Новоскольцева.

Использована большая коллекция самоцветов. Это мозаичная композиция крупнейшая в Европе занимает территорию храма более 7000 квадратных метров. Все узоры выполнены одним мозаичным покрытием и орнаментом на высокохудожественном уровне и восхищают своим единством.

Иконостас был изготовлен в итальянской мастерской Италии из мрамора разных цветов и украшен крестами из горного хрусталя. Иконы чеканились из серебра и оформлялись мозаикой.

В соборе хранится композиция места, где был убит царь. Это фрагмент решетки, тротуарные плитки, булыжник с мостовой. В стеклянном хранилище макет собора.

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.
  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Бесплатное посещение возможно в основное рабочее время музея и не распространяется на вечернее или ночное посещение музея и экскурсии, посещение экспозиции «Музея камня», а также на культурно-массовые мероприятия, проводимые вне основного рабочего времени.

園田祐

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

alina_merzliak

bondarenko__0505

cat_mamicheva

alla__vladimirovna

_bogdanov_igor

maria_gorkaya

poleznoe_spb

maria_neimeti

pavelziiz

elena_kov24

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций


Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков
Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева

Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Сень

Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место

Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней

Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного


Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на Крови


Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола


Собор Василия Блаженного — это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Его церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храме


Пять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.


Фасадные стены северной…


и южной боковых сторон…


завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды


увенчанные небольшими золочеными куполами луковичной формы


Самый высокий — центральный восьмигранный шатер — расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками

Колокольня


С западной стороны к храму примыкает двухъярусная 63-метровая колокольня, сооруженная на месте, где был смертельно ранен император


Ее купол — самый большой по размеру из всех глав собора, а стены украшены мозаичными гербами российских городов и губерний, олицетворяя всенародную скорбь по убиенному царю


Под колокольней, обозначая место мученической гибели, сооружен крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.


Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.


Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.


Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector