Работы рафаэля санти в риме
Содержание:
- Алтарная живопись, портреты и архитектура
- История создания
- Краткая история
- Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
- Станца Константина
- Заметки [ править ]
- Станца «Пожар в Борго»
- Где увидеть фрески?
- Зал Элиодора
- Интересные факты
- Станцы Рафаэля
- Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля
- Как добраться
- Sala di Costantino [ править ]
- Личная жизнь
- Станца д’Элиодоро[ | ]
- Станца делла Сеньятура
- Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
- Ретроспектива творчества художника: флорентийский период
- Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
- Смерть
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.
Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.
Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.
История создания
В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.
По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. «Долой варваров!» – воодушевлял Юлий II, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.
Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.
Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.
В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.
Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».
Краткая история
Великий художник приступает к работе и оформляет комнату за комнатой. Юлий II требовал все новых изменений, но работа над интерьерами затянулась надолго и Папа отошел в мир иной так и не увидев их завершения.
Фото: Jean-Pol GRANDMONT / Wikimedia Commons
Работы были продолжены и гений эпохи Возрождения усердно трудился, но объем работ был настолько велик, что Рафаэль вынужден был прибегать к помощи своих талантливых учеников, вплоть до своей смерти в 1520 году.
Оформление комнат было завершено в 1524 году. В дальнейшем они использовались различными папами с небольшими изменениями вплоть до Григория XIII.
Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
«Пожар в Борго » (Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo
) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго ».
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Станца Константина
Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.
Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».
Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.
Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.
Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.
Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.
Заметки [ править ]
- ^ http://www.travelingintuscany.com/art/raphaelrooms.htm
- ^ Роджер Джонс и Николас Пенни, Рафаэль, Нью-Хейвен, 1983, 113; Ингрид Д. Роуленд, «Ватиканский стан», в «Кембриджском компаньоне Рафаэля», изд. Марсия Б. Холл, Кембридж, 2005 г., стр. 111.
- ^ Джонс и Пенни, 117; Роуленд, 112.
- ^ Джонс и Пенни, 117; Джон Поуп-Хеннесси, Рафаэль, Лондон, 1970, 112; Роуленд, 113.
- ^ Джонс и Пенни, 118–121; Папа-Хеннесси, 115.
- ^ Джонс и Пенни, 118; Роуленд, 112–113.
- ↑ Рафаэль , Phaidon Publishers, 1948, стр. 24.
- ^ Рафаэль, Марсия Б. Холл (редактор), Кембриджский компаньон Рафаэля , Cambridge University Press, 2005, стр. 195.
- ^ Джонс и Пенни, стр. 74: «Казнь Афинской школы … вероятно, последовала заказнью Парнаса ».
- ^ М. Smolizza, Рафаэль у эль Amor. La Escuela de Atenas como protréptico a la filosofia , в Idea y Sentimiento. Itinerarios por el dibujo de Rafael a Cézanne , Барселона, 2007, стр. 29–77.
Станца «Пожар в Борго»
Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.
Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.
Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.
«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.
Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.
Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.
Где увидеть фрески?
- Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
- режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
- попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
- перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.
Зал Элиодора
Эта комната в станцах Рафаэля первоначально использовалась для частных аудиенций Папы и была украшена сразу после комнаты Подписей. Произошло это в 1511—1514 гг. Программа зала носит политический подтекст и в ней показываются разные исторические моменты от Ветхого
Фото: Wikimedia Commons
Завета до средневековой истории чудесной защиты, которую Бог даровал Церкви
Отметим, что интерьер зала отражал всю важность этого места. Тема росписи — покровительство Бога. Сюжет росписи «Изгнание Элиодора» взят из Ветхого Завета и говорит о том, как небесный всадник прогнал сирийского военачальника Элиодора, который желал захватить сокровища, хранящиеся в Иерусалимском храме
Фреска напоминала о том, что войско Юлия II одержало убедительную победу над французами, изгнав их из Папской области.
Заслуживает внимания и фреска «Освобождение Петра», которая показывает как ангел чудесным образом спасает апостола Святого Петра, пока охрана спит. Роспись «Месса в Больсене» — посвящалась событию XIII в. в небольшом городе Больсена, недалеко от Орвието.
Фото: Wikimedia Commons
Там в храме священник засомневался в божественном перевоплощении, но взглянув на платок, где была просфора, с ужасом увидел, что платок и руки в крови. Юлий II находится справа на коленях и является свидетелем этого чудесного явления. Справа снизу можно наблюдать нескольких кардиналов.
Встреча между Львом и Аттилой — последняя фреска, нарисованная в этой комнате. Она была завершена после смерти Юлия II, который являлся Понтификом с 1503 по 1513 год. Работа была продолжена и при его преемники Льве X.
Согласно легенде, чудесное появление святых Петра и Павла, вооруженных мечами, во время боя между папой Львом Великим и Аттилой заставило короля гуннов отказаться от вторжения в Италию и похода на Рим.
Фото: daryl_mitchell / Wikimedia Commons
Рафаэль размещает сцену у ворот Рима, но на самом деле историческое событие произошло на севере Италии, недалеко от Мантуи. Самого Атиллу, Рафаэль изобразил взирающим в небо, где он видит вооруженных апостолов Петра и Павла. Стоит отметить, что во время работы над этой фреской, Юлий II скончался и художник написал уже портрет Льва X.
Интересные факты
https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Станцы Рафаэля
В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.
Станца делла Сеньятура
Комната подписей, с итальянского станцы делла Сеньятура, была рабочим кабинетом пап, здесь подписывались многие важные документы. Эту комнату Рафаэль расписал первой из всех: в 1508-1511 годах.
Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:
- философия (фреска «Афинская школа»); Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля. Центральными фигурами являются Платон, воздевший руку к небу, и Аристотель, указывающий вниз. Они символизируют мир идей, обретающихся в высших сферах, но связанных с земным опытом.
- богословие («Диспут»); На фреске «Диспут» изображены Бог-отец, под ним — Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, ниже голубь, как символ Святого Духа, и апостолы, еще ниже — священнослужители и верующие.
- поэзия («Парнас»); На фреске «Парнас» присутствуют Аполлон в окружении девяти муз и поэтов разных эпох: Гомера, Данте, Горация и многих других.
- юриспруденция («Мудрость, Мера и Сила»). На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.
Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.
Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.
Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.
Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.
Станца д’Элиодоро
В 1511-1514 годах Рафаэль расписал вторую комнату, известную как «Зал Элиодора», на тему божественного покровительства. Тема фресок в этой комнате – защита земной церкви, которую гарантировали небеса.
Комната названа по сюжету одноименной фрески «Изгнание Элиодора», в которой повествуется, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из иерусалимского храма. В левой части картины присутствует папа Юлий II.
Другая фреска «Месса в Больсене» посвящена чуду, произошедшем в 1263 году, когда у неверующего священника хлеб обагрился кровью. На этой картине также присутствует папа Юлий II, преклонивший колена.
Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения.
Роспись четвертой стены называется «Папа Лев I останавливает Аттилу».
Станца дель Инчендио ди Борго
После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.
Лучшей фреской в третьей станце является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что в 847 году папа Лев IV остановил распространение огня, осенив крестным знамением спасавшуюся толпу. На стенах комнаты также присутствуют фрески «Коронация папой Львом III Карла Великого», «Битва при Остии» и «Обет папы Льва III». Потолок станцы расписал учитель Рафаэля — Перуджино.
Станца Константина
Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.
Тема фресок в станце Константина связана с темой победы христианства над язычеством, здесь изображены эпизоды из жизни императора Константина, сделавший христианство официальной религией в Риме. В частности, представлены сцены «Видение креста» и «Крещение Константина».
Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля
Мадонна с щеглом
В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.
Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.
Как добраться
Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.
Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.
Метро
Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.
Автобусы
Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.
Автомобиль
От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.
Такси
Самый удобный способ передвижения по Риму — такси. Муниципальные машины выкрашены в белый цвет и имеют опознавательные знаки. Садясь в них, можно не беспокоиться. У водителей есть разрешение на въезд в Ватикан. В среднем поездка будет стоить 20–50 евро в зависимости от расстояния.
Sala di Costantino [ править ]
Самый большой из двенадцати залов — Sala di Costantino («Зал Константина»). Его роспись не была начата до тех пор, пока не умер папа Юлий, да и сам Рафаэль. Зал посвящен победе христианства над язычеством. Его фрески представляют эту борьбу из жизни римского императора Константина и являются работой Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле. Поскольку они созданы не самим мастером, фрески менее известны, чем работы в соседних помещениях. Продолжая давнюю традицию лести, помощники Рафаэля передали черты нынешнего понтифика, Климента VII , Папе Сильвестру на картинах.
Видение Креста править
Видение креста , 1520–1524 гг.
Фреска «Видение Креста» изображает легендарную историю о большом кресте, явившемся Константину, когда он шел, чтобы противостоять своему сопернику Максенцию . Видение в небе нарисовано рядом с надписью на греческом «Εν το τω νκα» («Этим побеждай», более известное как латинское In hoc signo vinces ).
Битва у Мильвийского моста править
Битва у Мильвийского моста , 1520-1524 гг.
Битва у Мильвийского моста показывает битву, которая произошла 28 октября 312 года в соответствии с видением Константина.
Крещение Константина править
Крещение Константина , 1517–1524 гг.
Третья картина в этой последовательности, «Крещение Константина» , скорее всего, была написана Джанфранческо Пенни , и на ней изображен император, крестившийся Папой Сильвестром I в Латеранском баптистерии в Риме . Это следует за описанием крещения Константина, данным в Деяниях Сильвестра и Liber Pontificalis , а не за альтернативной версией смертного одра, изложенной в « Жизни Константина» Евсевия . В «Крещении Константина» Папа Сильвестр I имеет физические черты Папы Климента VII (1523-1534), который приказал достроить Залы Рафаэля.
Дар Константина править
Дар Константина , 1520–1524 гг.
Заключительная картина в последовательности, Пожертвование Константина , записывает событие , которое якобы имело место вскоре после крещения Константина, и был вдохновлен известными поддельными документами , включенных в Грациан Decretum , предоставление суверенитета папства над территориальными владениями Рима.
Личная жизнь
Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.
Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.
Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.
Станца д’Элиодоро[ | ]
«Изгнание Элиодора» (Станца д’Элиодоро)
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro
) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
Фреска «Изгнание Элиодора
», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.
В «Мессе в Больсене
» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.
С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра
», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
Станца делла Сеньятура
Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.
Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).
Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Ретроспектива творчества художника: флорентийский период
Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.
В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.
Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.
Пожар в Борго (1514)
«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X.
Битва в Остии (1514-1515)
Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.
Коронование Карла Великого (1516-1517)
Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудесным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.
Клятва Льва III (1517)
Смерть
https://www.youtube.com/watch?v=xKMeDGYHM0oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Культурный слой. «Рафаэль. Поэзия образа» (https://www.youtube.com/watch?v=xKMeDGYHM0o)
Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.
6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в Пантеоне (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время индивидуальной экскурсии по достопримечательностям Рима на рассвете.