Вилла фарнезина в риме: эпоха возрождения

Описание

Вилла была построена для Агостино Киджи , богатого сиенского банкира и казначея Папы Юлия II . Между 1506 и 1510 годами сиенский художник и ученик Браманте , Бальдассаре Перуцци , возможно, при содействии Джулиано да Сангалло , спроектировал и построил виллу. Новизну дизайна загородной виллы можно отличить от дизайна типичного городского палаццо (дворца). Дворцы эпохи Возрождения, как правило, выходили на улицу и были декорированными версиями оборонительных замков: прямоугольные блоки с рустованными цокольными этажами и прилегающими внутренним двором. Эта вилла, задуманная как просторный летний павильон, имела сторону улицы и имела П-образный план с пятиэтажной лоджией между рукавами. Первоначально главный вход был через открытую северную лоджию. Сегодня посетители заходят с южной стороны, а лоджия застеклена.

Киджи также заказал фресковое оформление виллы такими художниками, как Рафаэль , Себастьяно дель Пьомбо , Джулио Романо и Иль Содома . Темы были вдохновлены Станце поэта Анджело Полициано , ключевого члена кружка Лоренцо де Медичи . Наиболее известны фрески Рафаэля на первом этаже; в лоджии изображены классические и светские мифы о Купидоне и Психее и Триумф Галатеи . Это одна из его немногих чисто светских картин, показывает почти голой нимфы на форму раковины колеснице среди резвящихся обслуживающего персонала и напоминает Боттичелли «S Рождение Венеры . В этой же лоджии «Галатея» есть свод гороскопа, который отображает положение планет вокруг зодиака на дату рождения покровителя, 29 ноября 1466 года. Две основные потолочные панели хранилища показывают точное время его рождения, 21:30. эта дата.

На уровне первого этажа, Перуцй расписал главный Salone с сверхнатурализмом фресками великой открытой лоджии с иллюзорным видом на городе и местности запредельным. Перспектива расписного балкона и колоннады очень точна с фиксированной точки в комнате. В соседней спальне Содома рисовала сцены из жизни Александра Великого , свадьбы Александра и Роксаны, а Александр принимает семью Дария.

Вилла стала собственностью семьи Фарнезе в 1577 году (отсюда и название Фарнезина). Также в 16 веке Микеланджело предложил соединить Палаццо Фарнезе на другой стороне реки Тибр , где он работал, с Виллой Фарнезина частным мостом. Это было начато, остатки нескольких арок на самом деле все еще видны в задней части Палаццо Фарнезе по направлению к Виа Джулия на другой стороне Тибра, но так и не было завершено.

Позже вилла принадлежала Бурбонов в Неаполе и в 1861 году на испанский посол в Риме, Бермудес де Кастро, герцог Ripalta. Сегодня он принадлежит итальянскому государству, и в нем находится Accademia dei Lincei , давняя и известная римская академия наук. До 2007 года в нем также размещался Gabinetto dei Disegni e delle Stampe (Отдел рисунков и эстампов) Национального института графики в Риме.

Основные помещения виллы, в том числе Лоджия, открыты для посетителей.

Вилла Фарнезина

Фреска Рафаэля Санти “Триумф Галатеи” очень известна, её часто воспроизводят в альбомах по искусству Возрождения и творчеству Рафаэля. Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблен великан Полифем, воспел в своей поэме Анджело Полициано, придворный поэт Лоренцо Медичи. Дельфины влекут по водной глади раковину-колесницу Галатеи, её сопровождает беззаботная свита нереид и тритонов. От фрески есть ощущение ветра и стремительного движения.Гораздо реже воспроизводятся другие фрески виллы Фарнезина, где Рафаэль трудился вместе со своей боттегой – группой учеников : Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Себастьяно дель Пьомбо и Содома.

Посмотрим на работу живописцев внимательно.

Агостино Киджи (1465—1520) был в нашем понимании олигархом. Это был могущественный банкир, представитель древнего рода из Сиены. Из семьи Киджи происходит Папа Римский, известный под именем Александра VII (1655—1667).Про Агостино ходили легенды, как он ел на золотой посуде и после каждого обеда выкидывал блюда в Тибр. Легенда , правда, продолжает : в Тибре были натянуты сети, которыми посуда доставалась обратно. У Агостино было 100 парусников, может быть не таких, как яхта Абрамовича, но по тем временам он был одним из самых богатых людей Рима.Дворец был построен архитектором и художником Бальдассаре Перуцци в 1506-10 годах. Вилла построена в облегченном, павильонном виде, открытой к саду и реке. Затем её в 1577 году её купило семейство Фарнезе, владевшее уже дворцом Фарнезе.Перуцци сам выполнил “обманные” росписи салона первого этажа с изображениями видов Рима, которые создавали видимость открытого пространства.

Рафаэль, уже в ту пору популярный художник, приглашенный работать в Ватикан, был привлечен для работы над росписями.Фотографировать в интерьере виллы разрешено и там мало туристов, поэтому рассматривать удобно. Небольшая и уютная вилла расписана столь обильно, что можно разглядывать долго, разбираясь в мифологических сюжетах росписи.

Вилла отражает характер и вкусы заказчика, в ней давались театральные представления и росписи были в некоторой мере театральным задником. Тема”Всепобеждающей любви” – основная в росписях, первый этаж – лоджия Галатеи, на втором отражена история любви Психеи и Амура и свадьба Александра Македонского.

Вилла была местом встреч Агостино Киджи с куртизанкой Империей, некоторые ученые полагают, что именно она была изображена в виде Галатеи.

И тема водного мира была выбрана не случайно : аркады, позже заложенные, выходили к реке.

Мифологические фигуры на потолке представляют собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.

Античность в эпоху Возрождения была предметом вдохновения художников, языческие древние боги легко уживались с верой в Христа и этот симбиоз давал интересные результаты. Интересу к языческим богам способствали идеи неоплатоников, в первую очередь, Марсилио Фичино, который как раз написал свои комментарии к “Эросу” Платона. Радостный языческий мир, конечно, был ближе к светской части жизни человека Возрождения, для росписей в загородном дворце он вполне подходил и мифологические темы стали некоей традицией, которая прослеживалась позже долго, достаточно вспомнить наши загородные дворцы, к примеру наш Павловск с его скульптурами в парке и обилием амуров, нимф и античных героев в декоре дворца. Античные персонажи стали постепенно символами, понятными всем. Богиня Виктория – атрибутом картин и барельефов в честь побед, Венера и Амур символизировали любовь, Марс – войну и мужественность, Зевс-Юпитер- власть. Если торговую фирму сейчас кто-то называет “Меркурий”, то всем понятно почему. Именно Возрождение превратило античный Олимп в бренд.

Итак, опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание.Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон – солнце. Солнце в Стрельце.

А можно, не углубляясь в астрологию и мифологию, просто любоваться живописью.

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

Вскоре после покупки земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработать проект усадьбы. На территории виллы, помимо жилого здания, располагалась конюшня, спроектированная Рафаэлем и разрушенная в 1808 году после продолжительного периода запустения, а также лоджия, выходившая на набережную Тибра (была демонтирована во время работ по прокладке проезжей части) и роскошный сад в итальянском стиле.

Сад являлся неотъемлемой частью виллы и ее органическим завершением. С течением времени парк претерпел значительные изменения и сегодня выглядит совершенно иначе, нежели в далекую эпоху Возрождения.

Вилла Киджи в значительной степени отличалась от типичной архитектуры того времени. Очевидным является отсутствие на фасаде рустичной облицовки, арок, обрамляющих оконные проемы, колонн и мраморных выступающих элементов, присущих дворцам Эпохи Возрождения. Основной декоративной отделкой экстерьера виллы стали росписи, от которых на сегодняшний день, к сожалению, ничего не осталось, а также барельефы в верхней части здания, располагающиеся между окнами аттика.

Двухэтажное здание в плане представляет собой форму подковы, ориентированную в сторону сада. Два крыла виллы соединены лоджией, состоящей из пяти арок, которые в целях сохранности фресок были застеклены. Сама по себе лоджия, украшенная росписями с ярко выраженными растительными мотивами, по задумке архитектора должна была стать порталом, связывающим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, названная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, изначально использовалась в качестве сцены для театральных постановок и других выступлений, устраиваемых владельцем виллы.

Спустя два года после начала строительных работ, Перуцци приступил к художественной росписи одного из залов виллы, получившей название Зала дель Фрэджо, а спустя еще три года Агостино Киджи уже переехал в свой новый дом и имел возможность демонстрировать гостям все прелести своей роскошной усадьбы.

Вилла Фарнезина: информация для туристов

Адрес

Via della Lungara, 230

Режим работы

С понедельника по субботу с 9-00 до 14-00, а также во второе воскресенье месяца с 9-00 до 17-00.
Выходной: воскресенье и праздничные дни

Стоимость билета

Полная стоимость – 10 евро, льготный – 9 (для лиц 65+), детский — 7 евро (для детей 10-18 лет)

Где купить билет

В кассах музея

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Потомство

Александр Фарнезе умер в 1589 году, завещав свои владения родственникам, герцогам Фарнезе Пармы и Пьяченцы . Сказочная коллекция кардинала наконец передана Карлу III Испании в Неаполе . В XIX — м  веке, вилла стала на некоторое время резиденцией наследника престола недавно объединенной Италии.

Элементы ренессансных садов виллы повлияли многие пейзажи на XIX — го и XX — го  века, такие как Беатрис Фарранд , AE Hanson и Флоренции Yoch . В садах 1920-х годов есть аква-катена, например, в поместье Гарольда Ллойда в Беверли-Хиллз и «Лас-Техас» в Монтесито , штат Калифорния , в последнем также есть павильон, непосредственно посвященный оригинальной вилле Фарнезе.

Президент Луиджи Эйнауди , который ценил спокойствие и красоту здания, использовал его в качестве летней резиденции на протяжении всего семилетнего срока между1948 г. а также 1955 г..

Сегодня павильон и его сады являются одним из домов президента Итальянской Республики. Пустая главная вилла, принадлежащая государству, открыта для посещения.

Архитектура замка

Одним из самых значительных произведений Виньолы в жанре дворцовой архитектуры является замок Капрарола близ Витербо, построенный зодчим для кардинала Александра Фарнезе.

Сооружение Капраролы имеет свою историю, связанную с Перуцци и Сангалло.

В 1536 году Перуцци, считавшимся в то время одним из выдающихся фортификаторов, был представлен проект крепости на месте, занимаемом замком Капрарола. Проект этот однако не был осуществлен из-за смерти зодчего.

По сохранившимся наброскам видно, что Перуцци положил в основу сооружения план пятиугольной формы с остроконечными бастионами по его углам, что отвечало требованиям военно-инженерного искусства того времени.

Перуцци умер, и Антонио Сангалло в сотрудничестве с известным веронским архитектором и военным инженером Микеле Санмикели приступил к возведению на этом месте крепости.

Сходство осуществленных ими сооружений, послуживших подножием замку Капрарола, с эскизами Перуцци позволяет допустить, что зодчие руководствовались проектными набросками Перуцци. Сангалло, один из лучших знатоков военно-инженерного искусства, построил ряд крепостей правильной пятиугольной формы, и нет ничего удивительного в том, что он и для рассматриваемой крепости принял вариант Перуцци. Крепость осталась незаконченной. Впоследствии возникла идея использовать построенные уже крепостные стены для возведения загородного дворца-виллы Фарнезе. Красота окружающей природы, возвышенность участка соответствовали осуществлению подобного рода замысла. Виньоле было поручено составить проект.

Бастионы, куртины и стены недостроенной крепости Виньола использовал в качестве основания для самого дворца, стены которого как бы вырастали из нижележащих башен. Не могло быть и речи о веселой, свободно расположенной вилле. Здание должно было походить на замок. Исходя из этого, Виньола добился полного единства прежних крепостных строений с самим замком.

Замок Капрарола расположен на отроге горы и господствует над окрестностями. Величественные массивы стен с отвесными плоскостями, общий замкнутый, полукрепостной характер строения, его монолитность, лаконичная простота архитектурной проработки — все производит должный эффект. В центре здания расположен небольшой круглый двор, архитектура которого контрастна внешней суровости здания. Двор окружают два яруса галерей. Аркады нижнего этажа образованы мощными рустованными столбами, а верхнего — спаренными ионическими колоннами.

Прием круглого двора применяется в данном случае впервые: до этого архитектура Ренессанса оперировала исключительно дворами квадратной или же прямоугольной формы. По архитектурному оформлению двор прост и умерен, пропорции изящны. Единственно, что позволил себе зодчий, — расположить между колоннами овальной формы медальоны. Разбивка внутренних помещений здания так же проста и логична и во многом, видимо, подсказана Виньоле набросками Сангалло.

Одним из наиболее интересных элементов работы Виньолы следует считать симметричную планировку участка вокруг самого замка.

К главному входу в замок ведут двусторонние лестницы и пандусы. Весь участок разбит на террасы, что придает зданию еще более величественный вид. К двум задним сторонам пятиугольника, лежащего в основании сооружения, примыкают большие сады с правильной разбивкой дорожек и террас.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре»  — М.: Стройиздат, 1990
Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
Ожегов С.С.
«История ландшафтной архитектуры»
Архитектура-С. Москва. 2003

Фарнезе в Риме

Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:

  • Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;

Палаццо Фарнезе в Риме

Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;

вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.

Палаццо Фарнезе в Капрароле

Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Интерьеры виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Зала дель Фрэджо (Sala del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.

В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.

В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.

Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».

После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах. Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.

В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – Лоджии Амура и Психеи, которая должна была стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.

В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франческой.

Интересные факты

Подобно любому другому памятнику архитектуры палаццо переживал за свою многовековую историю периоды расцвета и упадка. Дальнейшая его судьба была напрямую связана с событиями, происходящими в жизни потомков влиятельного рода Фарнезе и представителями монарших домов Европы.

В 30-80-х годах XVII века палаццо служил резиденцией для важных особ, приближенных к императорским и королевским дворам. Так, здесь часто бывал кардинал Альфонс-Луи дю Плесси де Ришельё (Alphonse-Louis du Plessis de Richelieu), один из высших сановников Французской монархии.

Свадьба Людовика XIV

В 1660 году дворец стал местом проведения торжественного бракосочетания Марии Терезии Австрийской (Испанской), и представителя французского престола Людовика XIV, известного также как «Король-Солнце». Супруги приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Политический союз положил конец многолетней франко-испанской войне, но просуществовал не более года.

Шведская королева Кристина

В 1655 году с разрешения папы римского Александра VII в пустующем палаццо Фарнезе поселилась приехавшая в «Вечный город» королева Кристина. Примечательно, что несколькими годами ранее правительница Швеции отреклась от монаршего престола и приняла католичество. Эксцентричная, противоречивая и вместе с тем одаренная блестящими способностями Кристина, превратила палаццо в интеллектуально-культурный центр, где собирались лучшие итальянские поэты, музыканты, композиторы, ученые и художники.

В собственности у испанцев

В 1731 году умер восьмой герцог Пармы, Антонио Фарнезе (Antonio Farnese), являвшийся последним представителем могущественной династии по прямой мужской линии. После его смерти все владения семьи отошли в казну Испании. Поскольку у герцога не было детей, палаццо, наравне с другим имуществом, был унаследован Елизаветой Пармской (Изабеллой Фарнезе), связанной в то время брачными узами с королем Филиппом V, а позже – ее старшим сыном.

В 30-х годах XVIII века будущий король Испании, Карл III, перевез большую часть произведений искусства, хранившихся во дворце, в Неаполь (Napoli), и Казерту (Caserta), где располагались его резиденции.

Достопримечательности рядом

Главный фасад палаццо выходит на одноименную площадь Фарнезе (Piazza Farnese), которая в давние времена носила название Герцогская. В 1545 году территория, прилегающая к дворцу, была вымощена брусчаткой.

Сохранившиеся до наших дней старинные гравюры свидетельствуют о том, что в период расцвета дома Фарнезе площадь служила местом проведения бычьих боев, рыцарских турниров и прочих увеселительных мероприятий.

Сегодня в этой части города редко появляются толпы туристов. Кажется, будто каждый камень здесь пропитан спокойствием, умиротворенностью и некоторым аристократизмом. Удивительная атмосфера придется по душе любителям уединенных прогулок.

Фонтаны

Центр площади украшают два больших фонтана-близнеца, построенные в 20-х годах XVII века по проекту архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Массивные чаши увенчаны скульптурными композициями в виде бутонов лилий – геральдического символа могущественного рода Фарнезе.

Дабы уберечь фонтаны от посягательств бесцеремонной публики, они были первоначально ограждены невысоким металлическим забором. До 1920 года сооружения оставались собственностью потомков папы римского Павла III, а после перешли под юрисдикцию государства.

Особый интерес представляют чаши, установленные в центре фонтанов. Известно, что каждая из них выполнена из египетского гранита древнеримского периода и является настоящим артефактом, найденным на развалинах терм Каракаллы (Terme di Caracalla) – банного комплекса, считавшегося в V веке н. э. главным чудом Рима.

Примечательно, что одна из старинных ванн была установлена на площади еще в середине XVI столетия, задолго до появления фонтанов и служила своеобразной трибуной для привилегированных особ, наблюдавших за проведением праздничных мероприятий.

Церковь

Справа от палаццо расположена небольшая церковь, возведенная в честь католической святой Бригитты Шведской (Chiesa di Santa Brigida).

Праведница, провозглашенная в 1999 году покровительницей Европы, приехала в Рим в середине XIV века и снискала в «Вечном городе» добрую славу своим милосердием и благочестивостью. Роскошный фасад храма оформлен в стиле барокко. Интерьер украшен великолепными картинами и фресками работы итальянского художника Бьяджо Пуччини (Biagio Puccini).

Вилла Фарнезина

На противоположном, западном берегу реки Тибр находится вилла Фарнезина (Villa Farnesina), принадлежавшая некогда влиятельному купцу и банкиру Агостино Киджи (Agostino Chigi).

В 1577 году здание было приобретено внуком папы римского Павла III, кардиналом Алессандро Фарнезе. Вилла, построенная в начале XVI века по проекту Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi), представляет особый интерес как памятник архитектуры и изобразительного искусства Высокого Возрождения.

Неоднократно возникла идея соорудить мост через реку Тибр, который связал бы внутренний дворик палаццо с родовой виллой, находящейся на противоположном берегу, однако этим планом не было суждено воплотиться в жизнь. В наши дни в здании работает музей, в котором представлены картины, рисунки и гравюры европейских мастеров XV – XIX веков.

Вилла Фарнезина

История виллы одно из тех мест, которые обязательно нужно посетить в Италии. Этот не только архитектурный образец своей эпохи, но и музей. Он наполнен великолепными экспонатами, имеет удачное для прогулок расположение, сказочную атмосферу теплой страны и подарит вам много новых впечатлений и интересных легенд. Многие приезжают сюда, чтобы узнать больше о классическом искусстве во всей красе и насладиться старым кварталом Рима. Так как вилла находится в районе Трастевера, одном из самых старинных и хорошо сохранившихся со времен Возрождения, можно получить большое удовольствие и от прогулки до виллы, гуляя среди мандариновых деревьев, красивых зданий итальянской архитектуры.

Вилла Фарнезина в Риме

Сама вилла считается памятником своего времени, сейчас знаменита как популярный римский музей. Она была построена в 16 веке, и имеет необычное строение, большие залы и красивую роспись руки Рафаэля и другими знаменитыми художниками. Если вы хотите посетить этот музей, то не стоит даже раздумывать, и сразу отправляйтесь туда. А здесь вы можете узнать чуть больше об ее истории, и познакомится с легендами, которые дополняют чарующую красоту самой сооружения.

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Роспись Ватиканских фесок принесла Рафаэлю большой успех. В 1511 г Рафаэль начинает работу на вилле Фарнезина для для римского банкира и мецената Агостино Киджи, одного из богатейших людей своего времени (сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году.) К украшению виллы были привлечены различные художники, в том числе Балдассаре Перуцци (который был также архитектором) и Себастьяно дель Пьомбо. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно.

Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски.

Фреска «Триумф Галатеи» проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.

Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «Похищение Галатеи».

Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.

Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Они похожи на те раковины, из которых рождается Венера на знаменитом полотне Боттичелли. Правда, свою повозку Рафаэль снабдил еще миниатюрными колесами с лопастями. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях.Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.

Известный писатель-гуманист, друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне прислал ему восторженное письмо, восхваляя красоту созданного им образа Галатеи. В ответ Рафаэль писал: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хоть половина тех великих вещей, о которых Ваша милость мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».

Такой творческий метод художника был характерен для всего искусства Высокого Возрождения. Исходя из реальности, Рафаэль вместе с тем стремится поднять образ над обыденностью и приблизить его к идеалу.

В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что привлекал к росписи некоторых фресок лоджии Психеи виллы Фарнезины (1517-1518) и лоджий Ватикана своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчетливо проявляется тяготение к маньеризму.

Фреска, по-видимому, привела Киджи в восхищение, ибо он снова обратился к Рафаэлю с просьбой расписать дарованные ему другом Юлием II капеллы в двух римских церквах, построенных при его дяде, Сиксте IV, – Санта Мария дель Пополо и Санта Мария делла Паче.

Герцоги Фарнезе

Первые упоминания о Фарнезе относятся примерно к 1210 году. Предки известного рода оставили свой след в Орвието, где были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). По факту их присутствия имеются документы, но существуют исторические сведения о том, что некий Пьетро был консулом в Орвието еще в 984 году. Родоначальники знатных Фарнезе были кавалеристами, принимали участие в войнах и восстаниях, участвовали в заседаниях как представители от Орвието, были епископами и дипломатами. Но перенесемся чуть позже – в 16-17 век.

В разные периоды династия Фарнезе воевала за свою Пармскую землю с самопровозглашенным императором Священной Римской империи Карлом V, с папскими и с испанцами войсками. Их союзниками были то французы и венецианцы, то герцоги Модены и Тосканы. В результате войн и распрей значение герцогства Кастро снизилось политически и экономически. В итоге – столицей владений герцогов на пару сотен лет оказалась Парма.

Образовавшиеся в 17 веке непосильные для Фарнезе задолженности перед папскими банкирами привели Кастро к разорению, а тогдашнего папу Урбана VIII, происходившего из рода Барберини, к претензиям на земли герцогства. Он требовал передачи территорий своим племянникам, но в тот раз (1641 год) на помощь династии Фарнезе пришли влиятельные семьи Медичи и Эсте. Их объединенные войска смогли победить папскую армию, после чего было подписано мировое соглашение (1644 год) и всё вернулось на места свои. Но новый папа – Иннокентий Х – буквально через четыре года вновь направил свои воинские подразделения в Кастро. Именно тогда город до основания был разрушен, ценности вывезены в Ватикан, а земли присоединены к Папской области.

Фреска с сюжетами из жизни семьи в одном из залов Палаццо Фарнезе

Дальнейшая судьба рода Фарнезе сложилась не лучшим образом. Последние два правителя умерли бездетными, поэтому род по мужской линии пресекся в 1731 году. Пармское герцогство унаследовал сын их племянница, но он был уже отпрыском короля Испании, а его мать – последней из династии Фарнезе. Вскоре Парма оказалась под властью Бурбонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector