Музей фаберже

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

«РОСТЕХ» — это перспективно

Впрочем, ВНИИТВЧ – это все-таки не только уникальные исторические здания, в стенах которых он расположен уже почти семьдесят лет. Это — мощный научный центр с непростой судьбой, трудным настоящим, но, хочется надеяться, оптимистичным будущим. Чем же сегодня живет ВНИИТВЧ?

 Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. Фото предоставлено ВНИИТВЧ.

Генеральный директор института Петр Яременко:  — До конца 1980-х годов это был процветающий институт, в его научно-производственную площадку входило пять заводов, которые выпускали серийную продукцию, разрабатывавшуюся в институте. Наши заводы были на Урале, на Украине, в Армении, под Москвой. Все они потом стали акционерными обществами и живут сами по себе. На 1990-й год институт и пять опытных заводов насчитывали порядка 10 тысяч сотрудников. Сейчас во ВНИИТВЧ немногим более ста сотрудников. В нашем распоряжении сегодня есть только опытное производство, которое находится здесь, на территории института. Мы можем изготавливать тут штучные экземпляры по индивидуальным заказам. 

Нашими наработками пользуются фактически во всем мире, но о том, что изобретения были сделаны у нас, как-то забывают. Далеко ходить не надо: сегодня в каждой кухне есть микроволновая печь. А первое такое устройство было изобретено здесь, в нашем институте, еще в 1965 году.

Уверен: еще как минимум лет пятьдесят институт будет востребованным, а если мы перейдем на альтернативные источники энергии, которые будут преобразовываться в электричество, то наши разработки будут все более и более актуальными. Токи высокой частоты – это не только атомные станции, ТЭЦ, ГЭС и тому подобное. Все то, что создает электричество, может быть использовано в токах высокой частоты. А от закалки металла никто никогда не откажется. Это одна из основных, на сегодняшний момент, возможностей сделать металл как можно более прочным. До тех пор, пока металл будет использоваться в любом производстве, работа над изменением свойств металла никуда не денется.

Поэтому, институт занимается не только закалкой металла, но и разработками ультразвуковых установок, позволяющих получать новые свойства металлов, применяемых, в том числе, и в медицине. Давным-давно мы разработали ультразвуковые скальпели. Первый ультразвуковой скальпель для микрохирургии глаза был создан именно у нас, а никак не в Германии. Над выращиванием кристаллов весь мир работает по наработкам нашего института. У нас еще продолжают трудиться люди, которые отдали институту всю свою жизнь. У нас есть уникальные специалисты, равных которым нет во всем мире. Их опыт и знания ни в коем случае не устарели. 

Наша структура следующая: ВНИИТВЧ – акционерное общество. Акции сейчас передаются госкорпорацией «Ростех» в управление холдингу «РТ-Химкомпозит». Это 100% дочернее предприятие ГК «Ростех», оно руководит жизнью предприятия.

Какие у ВНИИТВЧ перспективы на ближайшие годы? Есть несколько направлений – индукционный нагрев, высокочастотная закалка, ультразвуковая очистка. Эти направления развивались здесь много лет, они и сегодня востребованы. Мы сейчас максимально продвигаем кооперацию внутри нашего Холдинга. Чаще всего ВНИИТВЧ выполняет работы, больше похожие на научно-исследовательские. Причем такие, которые никто никогда не делал, а мы за них беремся.

«Ростех» рассмотрел план финансового оздоровления ВНИИТВЧ на 2017-2021 годы. Он подразумевает оптимизацию имущественного фонда, оптимизацию расходов, увеличение заказов по тем моментам, которые мы можем сделать в части серийного изготовления, увеличение кооперации с предприятиями ГК «Ростех».

Мы налаживаем работу с институтами: нашими площадками всегда были Политехнический институт и ЛЭТИ. Ведем переговоры о привлечении к нам молодых специалистов. Перспектива работать внутри комплекса «Ростеха» — очень хорошая. Это крупнейшая в России государственная корпорация, и работа в ней так же престижна, как в «Газпроме» или «Лукойле». Мы можем гарантировать интересную работу, возможность развиваться в научном плане, здесь очень много шансов получить научную степень. Здесь есть широкий простор для научно-производственной работы.

Чесменский дворец

Построен в качестве путевого дворца Екатерины II. Изначально назывался Кекерикексенским по названию местности, от финского «лягушачье болото». Впоследствии получил название в честь 10-летия Чесменской битвы.

Дворец выстроен в псевдоготическом стиле и имеет необычную треугольную форму. Каждый из углов здания выполнен в виде башни.

Интерьеры дворца отличались богатством отделки и контрастировали со строгим внешним обликом здания. К сожалению, до наших дней ничего из внутреннего убранства путевого дворца не сохранилось.

Ныне в Чесменском дворце располагается Университет аэрокосмического приборостроения.

История

Парадная лестница дворца в 2015 году

Частная собственность

Детали постройки неизвестны, но дворец Нарышкина-Шувалова был построен в конце 18 века, возможно, по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги . Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы.

В 1799 году дворец приобрела Мария Нарышкина , урожденная княгиня Мария Четвертынская-Святопелк (которая была польским дворянином и в течение 13 лет была любовницей царя Александра I ). Ее муж, Дмитрий Львович Нарышкин, наполнил его великолепными произведениями искусства и мраморными скульптурами, а также предметами старины, включая драгоценные камни, монеты и оружие. Дворец стал центром петербургского общества, а его большой бальный зал, также известный как Александровский или Белый Колонный зал, принимал светские балы с участием до 1000 человек. Самый известный бал прошел 29 апреля 1834 года по случаю 16-летия царевича Александра Николаевича, будущего императора Александра II .

В 1844 году дворец подвергся капитальному ремонту к свадьбе Софьи Львовны Нарышкиной, единственной дочери Льва Нарышкина и Ольги Потоцкой , с графом Петром Павловичем Шуваловым . После свадьбы 1846 года дворец стал называться Нарышкино-Шуваловским. Реставрация дворца Нарышкина-Шувалова продолжалась до 1859 года, за это время он был переделан в стиле неоренессанса французским архитектором Бернаром де Симоном и русским Николаем Ефимовичем Ефимовым.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война , последняя владелица дворца Елизавета Владимировна Шувалова пожертвовала дом для использования в качестве военного госпиталя для раненых солдат. Большой бальный зал использовался как офицерская палата. После революции 1917 года Шуваловский дворец был национализирован 1 августа 1918 года.

Советское время

После революции знаменитые произведения искусства и древности дворца были стратегически спрятаны в секретных укрытиях. Первые предметы были обнаружены в 1919 году, когда был перенесен лазарет времен Первой мировой войны. Под камином в «Синей комнате» была обнаружена большая кладовая с картинами, фарфором и лиможской эмалью .

С 1919 по 1925 год во дворце работал «Музей аристократического быта». После закрытия музея большая часть шуваловских коллекций была передана в Эрмитаж и Русский музей , а часть экспонатов осталась в музейном фонде.

В то время дворец служил типографией, а в 1930-х годах — проектным институтом. Во время блокады Ленинграда в результате обстрелов и бомбардировок дворец сильно пострадал. 14 сентября 1941 года бомба полностью разрушила дворовое крыло. Зажигательная бомба нанесла еще больший ущерб, когда она прошла через крышу на чердак над Александровским залом, вызвав разрушительный пожар, в результате которого обрушилась крыша.

Фото и описание

Во второй половине 18 века началась застройка правого берега реки Фонтанки – от Симеониевского до Аничковского моста. Однако угловой участок между Итальянской улицей и набережной реки долгое время оставался пустым. На соседнем участке, который был в то время во владении графини Воронцовой, по проекту неизвестного архитектора был возведен двухэтажный дом с восьмиколонным портиком. В 1799 г. его, а заодно и пустующий поблизости участок, приобрела Мария Антоновна Нарышкина, жена гофмейстера Д.Л. Нарышкина.

Практически сразу после смены владельцев (ранее хозяином дворца была графиня Воронцова) особняк начали перестраивать. Нарышкины вели светский образ жизни, любили устраивать балы, концерты, представления, а потому очень скоро к зданию дворца был пристроен «муземиум» и большой танцевальный зал, украшенный рядами колонн, облицованных искусственным мрамором. Между ними находились скульптурные панно, посвященные Троянской войне.

Это место очень быстро стало пользоваться большой популярностью у людей высшего света Санкт-Петербурга. В некоторых мемуарах той поры говорилось, что во дворце на увеселительные мероприятия собиралось иногда до 1000 человек. На балах у Нарышкиных бывали Крылов, Пушкин, Державин, Вяземский. Часто на увеселительные представления и танцевальные вечера приходил сам император Александр I. Причем ходили упорные слухи, что он являлся не только почетным гостем, но и личным другом хозяйки дома. Гофмейстер Д.Л. Нарышкин, подогревая сплетни, из 6 детей признавал родной только одну из дочерей – Марину.

Пока особняк находился во владении семейства Нарышкиных, его перестраивали множество раз. В середине XIX века девица из семейства Нарышкиных вышла замуж за П.П. Шувалова. Дворец перестроили вновь. Реконструкцию вели почти 10 лет. После завершения всех работ особняк стали называть Шуваловским дворцом. В нем появился Белоколонный зал, который был самым большим в Санкт-Петербурге. Прежние традиции вечеров, балов, званных обедов и ужинов остались. Теперь они были даже многолюднее и грандиознее.

Авторство проекта фасада перестроенного дворца принадлежит архитектору Н.Е. Ефимову. Декор парадных залов выполнен Симоном. В оформлении Золотой гостиной мастер применил сложнейшие деревянные дверные и оконные обрамления. Сферический потолок украшен орнаментальной лепкой и великолепной росписью. Красная гостиная отделана полированным темным орехом. В других залах и комнатах видны готические мотивы, например в Рыцарском зале, где во фризе изображены сцены турниров.

После Октябрьской революции в здании Шуваловского дворца расположили Музей быта. В 17 залах экспонировались коллекции фарфора, фаянса, резной кости, серебра, картин. В 1925 г. коллекция была передана музеям города и Эрмитажу. Музей упразднили. В начале 30-х годов во дворце поместили Дом инженерно-технических работников.

Во время войны в 1941 году в перекрытие колонного зала попала зажигательная бомба. Зданию был нанесен серьезный ущерб. После войны дворец был отреставрирован и реконструирован для новых нужд. Здесь появилось кафе, комнаты отдыха, кабинеты, выставочные залы. Проект реконструкции принадлежит М. Плотникову. После завершения всех работ в бывшем Шуваловском дворце состоялось открытие Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Интересные факты:

Дворец, построенный для графа Шувалова в середине XVIII века, занимал все пространство от Итальянской улицы до Невского проспекта по соседству с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это был один из самых роскошных петербургских дворцов того времени. Позже этот комплекс был несколько раз перестроен и окружен другими строениями, однако, центральный трехэтажный дворец и по сей день сохранил свое значение памятника барочного зодчества, несмотря на более поздние архитектурные добавления в стиле классицизма.

Характерная деталь оформления здания — объемная центральная часть. Этот трехгранный ризалит на главном фасаде, декорированный с внешней стороны полуколоннами, скрывает за собой восьмиугольный зал по центру второго этажа. Остальные черты елизаветинского барокко проявляются в виде 

фронтона лучковой формы и антаблемента над колоннами. Все эти детали декоративного оформления фасада прекрасно прорисованы.



Внутри дворца сегодня сохранилась оригинальная отделка вестибюля, украшенного низкими колоннами с капителями. Интерьеры щедро оформлены лепниной, правда, большая часть этого декора — уже следы перестроек здания в XIX веке.

Известно, что во дворце часто гостил М. В. Ломоносов, вместе с графом Шуваловым они обсуждали планы создания Московского университета. Также, после учреждения Академии художеств, пока она не обзавелась собственным зданием, ее студенты первое время обучались в Шуваловском дворце.

Из-за дворца И. И. Шувалова нынешняя Малая Садовая улица одно время (в 1781-1829 годы) именовалась Шуваловским переулком.

После того как с воцарением Екатерины II граф И. И. Шувалов был отлучен от двора и уехал из России, в конце XVIII века дворцом поочередно владели вельможи И. С. Барятинский и А. А. Вяземский, благодаря чему петербуржцы прозвали этот дворец «генерал-прокурорским домом». С 1797 года дворец переходит во владение казны и здесь размещается министерство юстиции России. После революции 1917 года в здании расположился Музей гигиены.

Дворец И. И. Шувалова включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, 25.

Дворец И. И. Шувалова на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Спасском острове между Итальянской, Садовой и Малой Садовой улицами.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Манежная площадь», «Инженерная улица».

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector