Истуканы острова пасхи
Содержание:
- История открытия острова Пасхи
- Туризм
- Краткое описание
- Достопримечательности
- Исторические сведения
- Исследования нашей эпохи
- Исчезновение цивилизации
- История
- Знаменитые истуканы острова Пасхи
- Как добраться
- Литература
- Раскопки на острове
- История истуканов
- «Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
- Последствия голодания
- Тайны и цифры
- Письменность Ронго-Ронго
История открытия острова Пасхи
Остров Пасхи был так назван не случайно. В далеком 1722 году, в канун Воскресения Христова (Пасхи) экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевенома во время очередного плавания в Тихом океане заметила на горизонте остров, раньше невиданный. Этот остров населяли полинезийцы, называвшие свой край Рапа-Нуи («Великий Рапа»).
Исследовав землю Рапа-Нуи, европейцы отправились дальше. Спустя 50 лет на остров прибыла экспедиция испанцев. Они составили первую детальную карту Рапа-Нуи, сделали его своей колонией и назвали Сан-Карлос. С тех пор на Сан-Карлос прибывало множество экспедиций. В числе исследователей остров посетили: Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз, Джеймс Кук.
В 50-е годы XX столетия на острове Пасхи возвели аэродром Матавери, что способствовало большему наплыву туристов. А в 1995 году он был внесен в официальный реестр ЮНЕСКО.
Общая площадь Рапа-Нуи составляет 17 км. Сейчас остров входит в состав страны Чили. Здесь проживает около 6 тысяч человек, которые занимаются туризмом и сельским хозяйством.
Мореплавателей, впервые побывавших здесь, больше всего удивили многочисленные статуи в виде голов и тел людей, разбросанных по всему острову. У исследователей возникало множество вопросов: кто создал эти фигуры, как давно, из чего они изготовлены, какие инструменты использовались для работы, как их перемещали по острову от каменоломни до нужного места.
Именно эти загадочные скульптуры до наших привлекают на Рапа-Нуи толпы туристов, ученых, желающих найти ответы на волнующие вопросы.
Туризм
С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.
Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?
Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.
Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.
Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.
Краткое описание
Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.
Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.
В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.
Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.
Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.
В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.
Достопримечательности
Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.
Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.
Аху Акиви
В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.
Пуна Пау
В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало — до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.
Гора Маунга Теревака
Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.
Церемониальная деревня Оронго
Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.
Пещера Ана-Те-Пау
Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.
Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.
Подводные пещеры
Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…
Загадочные моаи и легенды их происхождения
Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.
Исследования нашей эпохи
Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.
Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.
Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.
Исчезновение цивилизации
Цивилизация на острове процветала: густые леса постепенно вырубали, а плодородные земли засевали сельхозкультурами. Из древесины строили дома и лодки.
Со временем парануйцы вырубили лес, чтобы с помощью стволов перемещать статуи моаи к месту установки на берегу океана. Лишенная деревьев почва постепенно становилась неплодородной, и племена сражались за оставшееся жизненное пространство.
Новые деревья не вырастали: их семена съедали расплодившиеся крысы. Производство каменных исполинов привело остров к обезлесиванию, что спровоцировало голод. Разозлившись, жители сбрасывали истуканов с платформ, и к началу XIX века все статуи были повалены.
Полностью уничтожив лес, туземцы переселились в пещеры, забросив деревни и огороды, или покидали остров в поисках нового дома. Так своими руками островитяне убили жизнь на острове. В назидание потомкам и всему человечеству остались только молчаливые истуканы.
История
Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.
Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.
Знаменитые истуканы острова Пасхи
Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.
Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.
Особенности истуканов, их размеры и вес
Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.
Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.
На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.
Гипотезы происхождения каменных фигур
Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.
Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.
Художественный стиль скульптур
Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:
- Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
- Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
- Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
- Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.
Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.
Как добраться
К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.
Если у вас есть возможность посетить этот удивительный остров, что находится на краю мира, воспользуйтесь ею. Ведь жизнь очень коротка и так хочется успеть побывать во многих местах, разгадать многовековые загадки и лично прикоснуться к древним памятникам.
Также рекомендую посетить Мраморные пещеры Чиле-Чико в Чили.
Литература
(обл.)
Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) / Отв. ред. акад. А. П. Окладников; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Бурятский филиал, Геологический институт. — Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1980. — 208 с. — (Научно-популярная серия). — 100 000 экз. (см. ISBN )
(обл.)
Бутинов Н. А. К истории заселения о-ва Пасхи (по материалам преданий и дощечек с письменами) // Культура народов Индонезии и Океании. Сборник XXXIX музея антропологии и этнографии / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. (см. ISBN )
- Тур Хейердал «Путешествие на „Кон-Тики“»
- Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. Юго-Восточная Азия и Океания в доисторическую эпоху. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1986. — 524 с. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
- Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. — М. Мысль, 1980. — 205 с.
- Вернер Ланге Пауль. Горизонты Южного моря: История морских открытий в Океании. — М.: Прогресс, 1987. — 288 с.
- Вольневич Я. Красочный пассат, или Странствия по островам Южных морей/Пер. с польск. — М.: Наука, 1980. — 232 с. — Серия «Рассказы о странах Востока».
- Кук Джеймс. Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
- Стингл Милослав. Приключения в Океании. — М.: Правда, 1986. — 592 с.
- Стингл Милослав. Таинственная Полинезия. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1991. — 224 с.
- Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода/Пер. с англ. Витова и Сапгир. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. — 267 с.
- Форстер Георг. Путешествие вокруг света. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1986. — 568 с.
- Хейердал Т. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи/Пер. с норв. Л. Жданова. — М.: Молодая Гвардия, 1959. — 384 с.
Джаред Даймонд «Коллапс» ISBN 978-5-9713-8389-5
- На иностранных языках
- Dr. Stéphen-Chauvet «Easter Island and its mysteries». Translated by Ann M. Altman. First published in 1935. Translation prepared 2004.
- Metraux Alfred «Easter Island: A Stone-Age Civilization of the Pacific»; Oxford University Press, 1957 (книга доступна подписчикам www.questia.com).
- Fischer Steven Roger «Rongorongo: The Easter Island Script History, Traditions, Texts». Clarendon Press: Oxford, England, 1997 (книга доступна подписчикам www.questia.com).
- Routledge Scoresby «The Mystery of Easter Island. The story of an expedition». London, 1919
- Thomson, William J. 1891. Te Pito te Henua, or Easter Island. Report of the United States National Museum for the Year Ending June 30, 1889. Annual Reports of the Smithsonian Institution for 1889. 447—552. Washington: Smithsonian Institution.
- Dransfield J. 1991 123. Paschalococos disperta J. Dransfield gen. et sp. nov. In G. Zizka Flowering plant of Eastern Island PHF3, wissenschaftliche Berichte, Palmengarten, Frankfurt.
Раскопки на острове
Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.
В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.
Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.
Занятия и праздники древних рапануйцев
Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.
Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.
Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.
Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.
Исчезновение цивилизации
В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.
Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.
История истуканов
В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.
По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.
В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.
Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.
Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.
«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу. Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.
Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.
Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки. В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.
После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».
Последствия голодания
Некоторые ученые объясняют гибель аборигенов острова Пасхи так называемой гипотезой экоцида. Под этим термином принято понимать массовое уничтожение растительного мира и другие действия, которые способны вызвать экологическую катастрофу. Как можно понять, эта гипотеза гласит, что в какой-то момент времени аборигены полностью исчерпали природные ресурсы и пища оказалась в дефиците. Мало того, что многие представители коренного народа острова погибали от голода, так они могли и начать междоусобную войну и просто перебить друг друга. Но, если верить опубликованным в журнале Antiquity результатам исследования 2016 года, на острове Пасхи не было обнаружено большого количества орудий убийства. Так что войны, скорее всего, там не было.
Город Анга-Роа — единственный населенный пункт острова Пасхи
Более того, в 2017 году в научном издании American Journal of Physical Anthropology было опубликовано опровержение голодной смерти аборигенов. В ходе изучения останков людей и животных было обнаружено, что многие питательные вещества живые организмы получали из морепродуктов. То есть, даже если на острове не оставалось растений и легкой добычи, аборигены могли соблюдать богатую морскую диету. А ведь рыбы и прочие обитатели морских глубин очень богаты необходимыми для человеческого организма йодом, магнием, медью и кальцием. Жители Японии вовсе убеждены, что морепродукты продлевают их жизни.
Тайны и цифры
Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.
Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.
Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.
У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.
За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.
Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.
В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.
Письменность Ронго-Ронго
Были запрещены татуировки, дома и ритуальные святыни разрушались, произведения искусства рапануйцев уничтожались. Уничтожению подверглись все деревянные скульптуры о-ва, религиозные артефакты, и, самое главное, «кохау ронго-ронго» (рап. Rongo Rongo) — деревянные дощечки «говорящего дерева», испещренные уникальной письменностью.
Остров Пасхи является единственным островом в Полинезии, жители которого разработали собственную систему письменности. Древние легенды, предания, религиозные песнопения вырезались акульим зубом на дощечках из темного дерева торомиро, лишь немногие из которых дошли до наших дней.
Дощечки-кохау с начертанными на них изображениями крылатого птице-человека, лягушек, черепах, ящериц, звезд, крестов и спиралей являются еще одной загадкой диковинного о-ва, которую более 130 лет ученые не могут расшифровать. Сейчас осталось всего 25 ронго-ронго, разбросанных по музеям мира.
Rongo Rongo
В 1988 г. Рапа-Нуи преподнес ученым очередной сюрприз. При раскопках на маленьком болоте в глубине острова австралийские ученые нашли останки средневекового рыцаря в полной экипировке, сидящего на боевом коне. В торфе, обладающем консервирующими свойствами, рыцарь и конь неплохо сохранились. Судя по его доспехам, рыцарь являлся членом немецкого католического Ливонского ордена (1237-1562 гг).
В поясном кошельке обнаружились золотые венгерские дукаты чеканки 1326 г., эти монеты имели хождение в Польше и Литве. Ученые не смогли объяснить, как всадник оказался за тысячи километров на отдаленном тихоокеанском о-ве. До открытия Америки (1492 г.) с 1326 г. оставалось больше 150 лет! Невольно напрашиваются мысли о существовании явления телепортации. Больше никаких мало-мальски убедительных аргументов, объясняющих появление средневекового рыцаря-крестоносца на острове Пасхи, до сего дня не найдено.