Моаи в чили — безмолвные истуканы острова пасхи

История истуканов

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре. 

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка. 

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

История открытия исчезнувшей цивилизации

Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.

Народ, истребленный за полвека.

Спустя полсотни лет, в 1722 году, на острове Пасхи побывали англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз. С тех пор обстановка сильно поменялась. Множество равнин было покинуто. Когда-то полнощекие жители прозябали в бедности, а наполненные величием статуи почти все были свалены и валялись на земле. Древний культ был вычеркнут из памяти. От знаменитой расы «длинноухих» осталось всего несколько представителей, вероятнее всего, их гибель связана с соперниками — «короткоухими», которые не только уничтожили племя, но и присущую им культуру. В результате произошедших событий на острове Пасхи завершилась целая эпоха, продлившаяся не одно столетие, а возможно, и тысячелетие. Что это был за период, так и осталось неразгаданной тайной для многих. Роггевен и его помощники не смогли разузнать о ней практически ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, обнаружившие этот остров во второй половине 18 века, не проявляли любопытства по поводу древних артефактов, они разыскивали только новые территории, которые можно осваивать и использовать в качестве колоний. К тому времени, когда у европейских исследователей наконец-то проснулся интерес к культурному наследию других народов, на острове Пасхи остались лишь безмолвные свидетели его величественного прошлого — это огромные и захватывающие дух статуи. Теперь они скинуты со своих оснований, на краю кратера оказалось только заброшенное капище и несколько странных деревянных табличек с неизвестными иероглифами. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за непрекращающихся междоусобных войн. В 1862 г сюда ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и обитавшие миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении. Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек! Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов.

Рис. 6

Интересное о жителях острова (рис. 6). По мнению Е.П.Блаватской, разноцветная кожа местных аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы, к которым можно отнести лемурийцев (третья потомственная раса) и антлантов (четвёртая потомственная раса). Эти сведения содержатся в Тайной Доктрине Елены Петровны Блаватской, где остров Пасхи упоминается как место обитания одних из самых ранних поколений третьей расы. Неожиданное извержение вулкана и поднятие океанского дна потопили ее вместе со всеми монументами и культурой. При этом остров остался нетронутым, как доказательство существования Лемурии. Есть и иная трактовка — территория Пасхи была оккупирована несколькими атлантами, которые убегая от катаклизма, произошедшего в их местности, поселились на оставшейся части Лемурии, но ненадолго, так как она впоследствии была уничтожена извержением вулкана и обрушившейся лавой. Таким образом, становится понятно, что на данной территории перемешались предки чёрных лемурийцев, а также краснокожих и светлокожих атлантов.

Знаменитые истуканы острова Пасхи

Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.

Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.

Особенности истуканов, их размеры и вес

Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.

Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.

На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.

Гипотезы происхождения каменных фигур

Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.

Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.

Художественный стиль скульптур

Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:

  1. Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
  2. Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
  3. Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
  4. Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.

Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.

История истуканов

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре. 

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка. 

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Результаты исследований.

Ознакомившись с материалами разных исследователей, ученых, просто ищущих людей, сложилось впечатление, что интерес к острову есть, но катастрофическая нехватка истинной информации приводит изучающего либо в дебри стройных стандартных теорий, либо к заключению, что правду мы никогда не узнаем.

Итак, что удалось выяснить:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй), одни недавно поставленные на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко.

2. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду, видимо изготавливались в разное время.

3. На данный момент официальная наука говорит о том, что Моаи были созданы примерно 1200-1400 лет н.э. А те, что находятся в земле по плечи, просто со временем занесло грунтом. Это же сколько времени надо природе, чтобы поднять уровень почвы на 2-3 метра и более? Как-то не сходится.

4. На острове имеется несколько традиций, которые отдаленно напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

5. Несмотря на множество загадок и открытых возможностей исследовать остров, местные власти не ведут официальных научных исследований. Более того, на такие исследования наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова. Исследователей ждет предупреждение от полиции или спецслужб и тюрьма. Примеров тому множество. Даже то, что раскопал Тур Хейердал – засыпано. Выходит, кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всем мире. Работа архонтов заслуживает детального изучения для того, чтобы, понимая методы их влияния, которые не меняются веками, можно было в повседневной жизни общества их выявлять и выносить на всенародный обзор.

6. Очень интересный вопрос по письменности, которая была на острове и так быстро с приходом европейцев уничтожена, меньше чем за столетие, уже практически никто не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы. А те, кто еще помнил письмо, от исследователей бежали как от огня. Видимо наученные горьким опытом.

7. Из сказанного становится очевидным, что на острове до появления европейцев существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Например, «пластилиновая» технология обработки камня (когда камень для обработки становился пластичным как пластилин), вырубка и транспортировка многотонных каменных статуй, трехслойные аху (платформы), нижний слой выложен полигональной кладкой, как и многие другие мегалитические постройки на разных континентах. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость (по меньшей мере, местного населения), а как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди, эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные, возможно Ригден Джаппо сочтет нужным и раскроет нам истинное предназначение статуй и их сакральный смысл.

Таким образом, даже сейчас множество тайн острова Пасхи остаются неразгаданными и возможно, что ответы на интересующие ученых вопросы уже потеряны навсегда. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.

Подготовил: Алекс Ермак (Киев, Украина)

Флора и фауна острова Пасхи

Сегодня растительность Рапа-Нуи небогата: около 30 разновидностей растений завезено сюда с других островов и материков. Лесные массивы и распространенные прежде эндемические растения были уничтожены и вырублены для хозяйственных нужд.

Что же тут росло прежде? В общем-то, растений было немало:

  • невысокое деревце торомиро, использовавшееся для изготовления табличек с пиктограммами, строительства домов и для производства дротиков;
  • тутовое дерево махуте, подходящее для выработки одежды белого цвета (тапы);
  • растение ти, из корней которого делали сахар и краски для тату;
  • древесина макои, пригодная для резьбы.

На склонах кратера растет калифорнийская осока, которую используют для постройки жилищ. В последние годы на острове стали расти эвкалипты, бананы, сахарный тростник.

Островитяне многие годы занимались ловлей разнообразных морских обитателей: черепах, крабов, тюленей. Вымерла обитавшая здесь раньше природная серая полинезийская крыса, употреблявшаяся жителями в пищу. Ее заменила крыса, завезенная на остров европейскими кораблями, которая оказалась переносчицей инфекции.

Прежде здесь разводили и домашних кур. И до сих пор в прибрежных скалах Пасхи гнездится большое количество морских и наземных пернатых.

Статуи моаи

Всё дело в том, что далёкая экзотическая земля представляет собой великую загадку. На ней находятся странные рукотворные сооружения, объяснить сущность которых человек пытается уже не одну сотню лет. В первую очередь это поразительные и уникальные каменные статуи. Носят они название моаи. Высота этих творений колеблется от 3 до 21 метра. Вес в основном лежит в пределах от 10 до 20 тонн, но есть и отдельные исполины. Их масса бывает и 40 и даже 90 тонн. Кроме этого существуют каменные площадки внушительных размеров, входы в пещеры, загадочные знаки на камнях и аллеи в виде желобов, уходящие в океан.


Статуи моаи

Статуи представляют собой вырубленные из цельных каменных пород человеческие фигуры. Это головы и тела без ног. Головы очень массивные с тяжёлыми квадратными подбородками. Уши и носы длинные, лбы высокие, а губы тонкие. Некоторые головы украшают шапки, сделанные из красного камня. Все статуи повёрнуты к океану спиной и смотрят пустыми глазницами вглубь острова. В своё время глазницы не были таковыми. В них неизвестные скульпторы вставляли белый мрамор, имитирующий глаза.

Вырубались скульптуры в каменоломнях, расположенных в кратерах вулканов, а затем доставлялись к берегу. Здесь они устанавливались на специальные постаменты аху. Сложены последние из блоков гигантских размеров, подогнанных друг к другу идеально: в щели между блоками нельзя даже просунуть нож. Блоки не скреплены между собой никакими растворами — они просто уложены на землю рядом друг с другом. Длина самого большого аху достигает 160 метров, а поверхность идеально ровная.


Брошенные статуи моаи

Очень многие статуи лежит незаконченными прямо в каменоломнях или брошены вдоль древних дорог. Создаётся такое впечатление, что скульпторы той далёкой эпохи в одночасье прекратили все работы и исчезли. По какой причине — ответа на это нет. Попадаются поваленные и расколотые моаи и аху. Кто-то когда-то безжалостно расправился с этими реликвиями. Может неизвестные захватчики высадились на острове и уничтожили всё живое, а может земля содрогнулась от страшного катаклизма, и люди погибли, оставив в память о себе лишь каменных истуканов.

Параметры и расположение статуй

Свыше 900 изваяний моаи расставлены по периметру острова наподобие грозных часовых, охраняющих покой местных жителей. Несколько штук возвышается в центре. Значительная часть статуй весит десятки тонн. Самая маленькая — меньше 5, наиболее монументальная — свыше 200 тонн. По данным спектрального анализа, каменные колоссы были изготовлены в период между 1200 и 1500 годами.

Практически все моаи вытесаны из цельных кусков базальта, трахита и других вулканических пород. На острове Пасхи много вулканов (Рано Рараку, Охио и др.). В прошлом они извергались, но со временем потухли и стали местами добычи камня. Средняя высота моаи — около 10 метров.

Каменные гиганты представляют собой грубо вытесанные, довольно схематичные, но колоритные фигуры древних божеств с суровыми или бесстрастными лицами. Устанавливались они на особые каменные платформы, называемые аху. Каждая аху могла нести на себе от нескольких штук до пары десятков статуй. Такие необычные конструкции отождествлялись местными жителями с тончайшей связью между этим и загробным миром.

Где находятся каменные статуи моаи

Моаи встречаются в разных частях острова на церемониальных платформах аху. Согласно верованиям аборигенов, аху являются местом, где мир живых соприкасается с миром мертвых. В результате раскопок на Пасхе обнаружили 255 аху разной площади и конструкции. В основном, площадки располагаются на побережье, их площадь варьируется от 10 до 100 метров. Перечислим самые известные:

  • Аху Тонгарики. Самый большой и популярный у туристов комплекс находится недалеко от каменоломни вулкана Рано Рараку, из его базальтовых пород вырублено большинство обнаруженных статуй. В Аху Тонгарики сохранилось 15 каменных идолов, стоящих в ряд. Взор мощных изваяний направлен вглубь острова.
  • Аху Акиви. Платформу восстановили в 1960 году, археологам удалось поднять 7 моаи. Каждая скульптура висит почти 18 тонн, а высота достигает 3,6 метров. Главное отличие Аху Акиви от других площадок заключается в том, что статуи повернуты лицом к океану, а не к острову. Возможно они использовались как астрономические часы.
  • Аху Нау Нау. Семь статуй с этой платформы признаны самыми красивыми моаи Пасхи. В процессе восстановительных работ 1980-го года ученые обнаружили, что глаза изваяний изначально делали из кораллов белого и красного цвета. Аху Нау Нау возвышается прямо на пляже Анакена в северной части острова.

Аху Нау Нау, Tatiana Dudarenko

Аху Тахай, Аху Вай Ури, Аху Ко Те Рику. Комплекс из трех церемониальных платформ ищите на юго-западе острова. Здесь сохранилось около 10 скульптур, которые считаются самыми древними. Археологи датируют их VII веком.

Аху Тахай:

Сколько же всего статуй моаи на острове Пасха? Пока найдено 887 идолов. Часть из них сохранилась довольно хорошо, а есть и руины, которые сложно отличить от обычных камней. Однако, историки считают, что половина моаи все еще лежат под землей.

Панорама Аху Тонгарики:

Кого изображают статуи острова Пасхи

Этот кусочек суши считается самым отдаленным от материков из всех известных в мире островов. Он имеет форму треугольника, и на нем есть вулканы, самые большие из которых расположены по углам этого огромного треугольника. Также, примерно, на гранях этой геометрической фигуры стоят и статуи острова Пасхи. Какие-то целиком, но большинство закопанные по самую голову


Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи

Но есть истуканы, которые не вписываются в какие-то четкие линии. Совершаяпутешествие по острову, тут и там будут попадаться каменные статуи. Все они имеют разный рост, некоторые одеты в каменные «шапки», которые одеты сверху на голову. Некоторые истуканы стоят в одиночестве, но попадаются и скульптурные композиции из нескольких статуй. Самая большая из них насчитывает 15 истуканов, которые стоят ровно в ряд.


Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи

Все статуи смотрят строго внутрь острова. Но есть исключение – на берегу острова расположены 7 истуканов, которые сидят в ряд и смотрят на море. Считается, что они олицетворяют первых 7 поселенцев острова, которые прибыли сюда на пирогах. Также на побережье можно найти единственную на всем острове статую с нарисованными глазами. Считается, что раньше у всех истуканов в глазах была коралловая масса, с помощью которой они казались настоящими. Но со временем она выпала. Отреставрировали только одну статую.


Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи
Статуи острова Пасхи

Культ птицечеловека

Рапануи пережил кризис перенаселения в 15 и 18 веках. Это спровоцировало войны между племенами с разрушением церемониальных алтарей и заброшенностью карьеров, в которых вырезали моаи. Островитяне сильно пострадали от чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.

Жителям приходилось жить в пещерах, спасаясь от набегов вражеских группировок, которые совершались, по некоторым источникам, с целью практики каннибализма.

Согласно другим источникам, племена начали соревноваться за возведение наибольшего количества моаи, используя для транспортировки деревья. Это привело к вырубке леса, что стало препятствием для постройки каноэ для рыбной ловли.

Такие условия спровоцировали гражданскую войну, которая завершилась переворотом и тем, что мог возникать новый церемониал – тангата ману (птице человек). Териантропическая фигура была символом мататоа – класса воинов.

В этом культе представители разных кланов соревновались за то, чтобы первыми вернуться с острова Моту-Нуи с первым сезонным яйцом ману тара (темной крачки) для вождя клана. Победитель получал титул «птице человека» на год, в течение этого времени он превращался в нечто вроде божества.

Соревнование по выборам тангата ману начиналось и заканчивалось в церемониальном центре Оронго на вершине утеса потухшего вулкана Рано Кау, обращенного к островку Моту Нуи. Здесь могущественные люди острова каждый год в течение нескольких недель ждали прилета грачек, гнездившихся на острове. Они сидели в полуподземных каменных домах, расположенных напротив Моту Нуи.

Претенденты (хопу-ману) на участие в соревновании выбирались согласно откровениям во сне людей, имевших дар пророчества (иви атуа). Каждый хопу-ману плыл на тростниковом поплавке (пора) до Моту-Нуи, чтобы найти яйцо. Соперники оставались ждать в Оронго. Поединок был очень опасным, и многие хопу-ману погибали – от нападения акул, тонули или падали с вершины.

После того как определялся победитель, на внутреннем склоне вулкана Рано-Кау зажигали огонь. Местоположение костра сообщило всему острову, был ли новый тангата ману из западных или восточных кланов.

Победителя брили, красили в красный цвет и отправляли в священную хижину в Рано Рараку. В этой хижине тангата ману оставался на весь год, где за ним ухаживали слуги. Клан, который он представлял, получал право собирать яйца и птенцов морских птиц Моту-Нуи. В развалинах Оронго сохранились пиктографические украшения с изображением птице людей с длинными изогнутыми клювами.

Культ тангата ману был подавлен христианскими миссионерами. Последняя церемония состоялась в 1867 году. Происхождение культа и его продолжительность неизвестны, хотя Кэтрин Рутледж смогла собрать список из 86 имен тангата ману.

Как добраться

К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.

Если у вас есть возможность посетить этот удивительный остров, что находится на краю мира, воспользуйтесь ею. Ведь жизнь очень коротка и так хочется успеть побывать во многих местах, разгадать многовековые загадки и лично прикоснуться к древним памятникам.

Также рекомендую посетить Мраморные пещеры Чиле-Чико в Чили.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Как и когда появились статуи на острове Пасхи

Первые моаи появились на острове Пасхи (местное название — Рапа Нуи) приблизительно в 1000 году. Их строили потомки прибывших на необитаемый остров полинезийцев. Статуи символизировали связь между загробным миром и миром живых. Часто их сооружали на месте погребения шаманов и правителей.

На данный момент сохранились 887 статуй: 288 установлены на площадках аху, 92 брошены на пути к платформам, а 397 незаконченных статуй остались в каменоломне на Рано Рараку. Там аборигены вытачивали гигантские скульптуры из вулканического камня, а потом перевозили их к месту установки. 

Когда моаи был установлен на платформе, в его глазницы вставляли глаза из белых кораллов с обсидиановыми зрачками. Лицо статуи всегда было повернуто в сторону поселения. Считалось, что через глаза статуя передает силу умершего человека — ману. Статуи делали не для каждого умершего человека. Такой чести удостаивали только вождей и элиту общества.

В 1500 году производство каменных истуканов остановилось. Начались кровавые войны между племенами. Статуи намеренно сбрасывали с постаментов и разбивали глаза, чтобы лишить поселение противника поддержки предков.

Почему жители острова Пасхи неожиданно взбунтовались? Ученые называют две причины: вырубка деревьев человеком и поедание семян крысами. Эти два фактора повлекли за собой экологическую катастрофу, начался голод. Фауна и флора исчезли стремительно, и не успели восстановиться. Некогда плодородный кусочек суши в океане превратился в безжизненную пустыню. Устные предания говорят о случаях каннибализма. В эпоху расцвета цивилизации на Рапа Нуи проживало около 15 тысяч человек, а к приходу первых европейцев осталось от силы 2-3 тысячи островитян.

Однако есть ученые, которые не согласны с популярной теорией самоуничтожения рапануйцев. Новая теория антропологов Бингемтонского университета в Нью-Йорке увидела свет в 2020 году. Вкратце, они утверждают, что цивилизация на острове Пасхи процветала во время появления европейцев в 1722 году. Крах Рапа Нуи наступил из-за конфликта с колонизаторами, а не деградации населения.

Свидетельства европейцев о моаи

Письменные отчеты голландских исследователей, прибывших в 1722 году, утверждают, что памятники находились в активном ритуальном использовании, без признаков упадка. То же самое касается испанцев, высадившихся на берег в 1770 году. Когда путешественники прибыли на остров, произошло множество задокументированных трагических событий: эпидемии, убийства аборигенов, похищение в рабство.

В 1774 году Джеймс Кук нашел гигантские статуи в руинах  и опрокинутые фигуры.

Загадки моаи

После детального обследования ученые установили, что некоторые колоссы были изготовлены из камня, расположенного в другой части острова Пасхи. Долгое время не могли понять, как аборигены транспортировали громадные изваяния (или материал для их производства) на такие большие расстояния и зачем они вообще это делали.

Одни фигуры моаи вытесаны из камня целиком, в полный рост. Другие — лишь частично. Последние похожи на незавершенные наброски, без глаз и туловища. Многие исследователи предполагают, что так было задумано изначально. В настоящее время почти все статуи зияют пустыми глазницами, но так было не всегда. В прошлом большинство моаи обладало органами зрения, выполненными из обсидиана и коралла.

Главное открытие ученые сделали на заре исследования островных скульптур. Долгое время считалось, что многие из них представляют собой только головы. Вскоре обнаружилось, что туловища некоторых гигантов закопаны в землю. Было ли это сделано намеренно или статуи просели в податливый грунт по естественным причинам, точно не известно.

Описание статуй Моаи

В данный момент на острове найдено около 900 статуй. Все они сделаны в одном художественном стиле десятки веков назад.

Как говорилось ранее, основным материалом для монументов служил вулканический туф. Лишь некоторые статуи изготовлены из различных пород камня: трахит, пемзы, базальта, муджиерита.

Размеры истуканов чаще всего 3-5 метров в высоту и площадь основания 1,6 м2. Реже встречаются высокие монументы – в пределах 10-12 метров.

Многие преувеличивают вес статуй потому, что обычно для подсчета массы берутся тяжелые базальтовые породы, а не другие более легкие, такие как туф, пемза, муджиерит.

Обычный вес монументов — менее 5 т. Не более 40 статуй весят больше 10 тонн.

El Gigante считается самой крупной и тяжелой статуей. Ее размер около 21 м и вес и около 160 тонн. Она установлена на заброшенной каменоломне на востоке острова.

Отличительной особенностью истуканов является вытянутая форма лица у фигур. Это делалось для того, чтобы увеличить в высоте размер статуи. Многие утверждают, что это лицо европейца, но физиогномические исследования показали абсолютное сходство с лицами полинезийцев.

Символ Юникода

Этот раздел содержит . Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вместо предполагаемых символов.

В 2010 году моаи был включен в качестве эмодзи «мойай» () в Unicode версии 6.0 под кодовым знаком «Японская каменная статуя, такая как Моаи на острове Пасхи».

Официальное имя смайлика в Unicode пишется «moyai», поскольку на самом деле смайлик изображает статую Moyai   возле станции Shibuya в Токио. Статуя Мояи была вдохновлена ​​моаи, а название статуи было получено из сочетания моаи и японского слова moyai (催 合 い) «помогать друг другу» .

Поскольку Unicode принял проприетарные эмодзи, первоначально использовавшиеся японскими операторами мобильной связи в 1990-х годах, разные компании использовали несогласованные рисунки для этих эмодзи с собственными изображениями эмодзи, изображающими моаи или статую Мойя. Изначально смайлы Google и Microsoft напоминали статую Мояи в Токио, но позже смайлики были изменены, чтобы напоминать моаи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector