Статуи острова пасхи. как называются статуи на острове пасхи?
Содержание:
- Статуи моаи
- История появления статуй Моаи
- Художественный стиль выполнения статуй
- Другие достопримечательности
- Что показали раскопки
- Назначение статуй
- Памятники Моаи
- «Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
- Дайбуцу Усику, 100 метров, Япония
- Аху, церемониальный центр острова Пасхи
- Как создавались статуи
- Как добраться
- Неактивируемые статуи
- Загадочные таблички
- Знаменитые истуканы острова Пасхи
- Статуя Будды в Рои Эт, 59 метров, Таиланд
- Краткое описание
- Статуя богини Каннон, 100 метров, Япония
- История открытия исчезнувшей цивилизации
- Культ птицечеловека
- История открытия острова Пасхи
Статуи моаи
Всё дело в том, что далёкая экзотическая земля представляет собой великую загадку. На ней находятся странные рукотворные сооружения, объяснить сущность которых человек пытается уже не одну сотню лет. В первую очередь это поразительные и уникальные каменные статуи. Носят они название моаи. Высота этих творений колеблется от 3 до 21 метра. Вес в основном лежит в пределах от 10 до 20 тонн, но есть и отдельные исполины. Их масса бывает и 40 и даже 90 тонн. Кроме этого существуют каменные площадки внушительных размеров, входы в пещеры, загадочные знаки на камнях и аллеи в виде желобов, уходящие в океан.
Статуи моаи
Статуи представляют собой вырубленные из цельных каменных пород человеческие фигуры. Это головы и тела без ног. Головы очень массивные с тяжёлыми квадратными подбородками. Уши и носы длинные, лбы высокие, а губы тонкие. Некоторые головы украшают шапки, сделанные из красного камня. Все статуи повёрнуты к океану спиной и смотрят пустыми глазницами вглубь острова. В своё время глазницы не были таковыми. В них неизвестные скульпторы вставляли белый мрамор, имитирующий глаза.
Вырубались скульптуры в каменоломнях, расположенных в кратерах вулканов, а затем доставлялись к берегу. Здесь они устанавливались на специальные постаменты аху. Сложены последние из блоков гигантских размеров, подогнанных друг к другу идеально: в щели между блоками нельзя даже просунуть нож. Блоки не скреплены между собой никакими растворами — они просто уложены на землю рядом друг с другом. Длина самого большого аху достигает 160 метров, а поверхность идеально ровная.
Брошенные статуи моаи
Очень многие статуи лежит незаконченными прямо в каменоломнях или брошены вдоль древних дорог. Создаётся такое впечатление, что скульпторы той далёкой эпохи в одночасье прекратили все работы и исчезли. По какой причине — ответа на это нет. Попадаются поваленные и расколотые моаи и аху. Кто-то когда-то безжалостно расправился с этими реликвиями. Может неизвестные захватчики высадились на острове и уничтожили всё живое, а может земля содрогнулась от страшного катаклизма, и люди погибли, оставив в память о себе лишь каменных истуканов.
История появления статуй Моаи
Местные жители острова называют древние статуи – Моаи. Ученые утверждают, что они были созданы не меньше десяти веков назад. «Архитекторами» монументов считается племя каменотёсов.
В древности с помощью таких истуканов воссоздавали образы своих умерших предков. У каждой семьи обязательно должна быть такая статуя. Люди также верили, что истуканы Моаи воздействуют на погодные условия на острове, от которых зависел уровень жизни населения. И чем выше и мощнее устанавливалась статуя, тем больше она могла влиять на погоду.
Материал статуй Моаи – вулканический туф (магматическая горная порода). Данная пора сравнительно легкая, пористая, поэтому несложна в обработке и изготовлении монументов.
Создав фигуру, вставал вопрос о том, как перенести ее на необходимое место. Десятки столетий назад Рапа-Нуи был богат лесами. И островитяне использовали вырубленные стволы деревьев для перемещения истуканов к нужной локации. Еще больше пострадали деревья от активной хозяйственной деятельности жителей, строительства жилья. Вскоре на острове не осталось ни одного дерева. Когда-то богатая и плодородная почва стала сухой и бедной из-за отсутствия деревьев, вследствие чего уровень жизни на острове резко ухудшился. Каждое племя боролось за остатки ресурсов. Многие семьи покидали свой дом для поиска нового.
Художественный стиль выполнения статуй
Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.
В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.
Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.
3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.
4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.
Другие достопримечательности
Чем еще способен удивить путешественника остров Пасхи? Статуи (раскопки обнаружили еще около 300 штук, присыпанных вулканическим аллювием) – не единственная достопримечательность этого затерянного кусочка суши. Взять хотя бы постаменты, на которых установлены эти каменные идолы. Считается, что это могильные плиты, на которые ритуально водружались от одной до нескольких статуй. В административном центре Ханга-Роа можно ознакомиться с историей острова Пасхи. Также рекомендуется посетить крепость Ау Тахаи. Современный остров Пасхи – это райский уголок, уставленный роскошными отелями.
Что показали раскопки
Некоторую ясность в вопрос о происхождении моаи внесли современные исследования. Оказалось, что истуканы не принадлежат к цивилизации, существовавшей тысячи и даже миллионы лет назад. Устанавливали их с Х по XVI столетие. А высекались они в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. И большая часть статуй так и осталась в каменоломне. Еще некоторое количество разбилось при перевозке. Транспортировались изваяния с помощью канатов и платформ с вращающимися роликами. Начинались работы с лица и головного убора. Глазницы истуканов были заполнены белым кораллом и черным обсидианом. А вот туловища статуй с острова Пасхи были более стилизованными.
Назначение статуй
Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.
Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.
Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.
Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.
Памятники Моаи
Рекомендовать место
17
1
Сами островитяне называют свою землю Рапа-Нуи. Когда-то это была цветущая, покрытая лесами земля. Примерно в 15 веке от лесов ничего не осталось – их уничтожили местные жители, но как и почему, остается загадкой, как и моаи – огромные каменные статуи высотой до 20 м. в виде головы с шеей или с туловищем по пояс.
Говоря об изваяниях острова Пасхи, чаще всего приходится прибегать к выражению «по одной из версий…». Среди теорий происхождения моаи есть даже инопланетная. Но все же преобладает мнение, что моаи – надгробные памятники вождям племен. Статуи в память об уважаемых предках устанавливали над их могилами. Местные жители верили, что каменные гиганты охраняют их от внешнего вторжения и злых сил. В настоящее время на Рапа-Нуи насчитывается около девятисот моаи: около 200 из них стоят и примерно 700 лежат в разных частях острова. В 1770 году все они были повалены, возможно, что это сделали сами рапануйцы в период межплеменных войн.
Восстановливать статуи начали японцы во второй половине XX века. Моаи стоят на платформах «аху», самая известная — Ahu Tongariki, где на побережье океана в ряд стоят 15 фигур. Неподалеку находится каменоломня, где остались лежать неоконченные каменные головы, а рядом брошены инструменты, с помощью которых высекались изваяния. Вес Моаи — несколько тонн, и неясно, как их доставляли от каменоломни к различным уголкам острова. Скорее всего, строители применяли деревянные сани и бруски, вырубая лес, в результате чего остов стал почти бесплодным.
До сих пор открыт вопрос, кто такие сами островитяне, откуда пришли и когда заселили остров. Известный исследователь и путешественник Тур Хейердал считал, люди пришли сюда частично из Полинезии, частично из Южной Америки, возможно из Перу. Для того, чтобы доказать эту теорию, Хейердал вместе с несколькими энтузиастами проплыл от берегов Перу до острова Пасхи на самодельном плоту «Кон-Тики» в 1947 году. Современные археологи на основании лингвистических, ботанических и антропометрических исследований утверждают, что люди пришли сюда с островов Маркизы или Питкэрн. Существует третья теория, сама свежая, по которой близ Таити исчезло в 1536 испанское судно «Сан Лесмемс». Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой басков. Кстати, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови островитян, так что ученым еще предстоит решить эту загадку.
«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу. Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.
Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.
Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки. В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.
После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».
Дайбуцу Усику, 100 метров, Япония
Эта статуя считается самой высокой бронзовой в мире. 20-метровый цоколь также сделан в виде лотоса. Статуя Будды находится в городе Усику в 50 километрах на северо-восток от Токио. Саму статую формируют 6000 бронзовых пластин. А суммарный ее вес составляет 4000 тонн. Вокруг монумента разбит парк, в чьем названии зашифрованы слова: «Святость и милосердие Амиды освящают и возвышают это место». Правая рука статуи находится в поднятом положении, а левая опущена. При этом обе ладони повернуты ладонями к наблюдателю. Японцы считают, что именно в этом месте бодхисатва Дхармакар достиг просветления и стал буддой Амитабха.
Аху, церемониальный центр острова Пасхи
Аху – производная форма ритуальной архитектуры, которая встречается в других местах Восточной Полинезии.
Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях мира, положили начало строительству монументальных сооружений. Эти архитектурные ансамбли называются мараэ. Это слово полинезийского происхождения, которое описывает открытое и чистое пространство, используемое в качестве места для встреч.
Мараэ состоял из прямоугольной площади, иногда вымощенной и полностью обнесенной стенами, и площадки из продолговатых камней на одном конце. На нем могли находиться вертикальные плиты из камня или коралла или деревянные фигурки, изображающие предков или богов.
Первые аху острова Пасхи, построенные полинезийскими поселенцами, были вдохновлены базовой архитектурой мараэ. Со временем конструкции эволюционировали, и приобрели отличительные черты. Центральная платформа включала наклонную плоскость в передней части (тахуа), вымощенную круглыми камнями (поро), и другие конструктивные и эстетические элементы, как боковые «крылья».
Слово аху обозначает весь монументальный ансамбль, но используется, в частности, для обозначения основного элемента – алтаря или церемониальной платформы, на которой размещены один или несколько моаи.
Ученый и исследователь Джо Энн Ван Тилбург утверждает, «археологические данные ясно показывают, что контроль натурального производства в сельском хозяйстве и морских ресурсах был тесно и прочно связан с типичной полинезийской схемой наследственных прав землепользования… Необходимость постоянно подтверждать эту собственность, поколение за поколением и в контексте растущего населения и меняющейся природной среды, похоже, было одной из движущих сил строительства аху, хотя, очевидно, существовали другие социальные и религиозные мотивы».
Аху – политические, социальные и ритуальные центры различных племен и кланов Рапануи. Здесь проходили любые важные собрания – церемонии, похоронные обряды вождей (арики) и высокопоставленных людей кланов, инициации, празднования урожая и раздачи еды.
У каждого племени был свой церемониальный центр вдоль береговой линии, откуда оно контролировало часть территории в направлении внутренней части острова
Люди, занимавшие важное положение в иерархии племени, проживали рядом с аху, в то время как остальные представители племени – внутри острова. Из этого можно сделать вывод, что аху и моаи исключительны только для определенного сословия населения острова
- В аху проводились похоронные обряды вождей, которыми руководил официальный священник «тимо». Его эмблемой была рапа (разновидность весла с двумя лопастями примерно 50 см с резными деталями, имитирующими человеческое лицо). Кремация простого населения острова проводилась за пределами аху.
- Похороны высших слоев населения – важная церемония, включавшая несколько этапов. В первую очередь тело оборачивали в специальный саван (такапау) из волокна махуте (местного растения, похожего на папирус). Затем его размещали на пьедестал в передней части (тахуа) на шестах (ранго) в горизонтальном положении.
- Тело оставляли на срок до 2 лет. Когда оно разложилось, священники отделяли остатки плоти от костей, которые помещали в погребальные полости аху (аванга) и засыпали камнями. На этих местах устанавливались соответствующие моаи.
- Островитяне считали, что умершие обладали маной. Эта мудрость и жизненная энергия, воплощенная в авторитете правящего класса. Она защищала общину и обеспечивала хороший урожай и рыбный улов. Согласно легендам рапануи, после смерти важных членов племени, их мана перетекала в каменных гигантов и приносила пользу всему острову.
Большинство аху расположено вдоль побережья, ориентированного параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья, поскольку в среднем между ними расстояние менее километра. Иногда несколько аху сгруппированы вместе, относительно благоприятных локаций для поселения, вблизи заливов или подходящих мест для высадки.
Однако положение некоторых регулируется астрономическими наблюдениями для определения времени года, установления правил в сельском хозяйстве, рыболовстве и других областях повседневной и общественной жизни.
В древнем календаре рапануи начало года приходится на середину июня с зимним солнцестоянием, с уходом с небосклона Плеяд (Матарики на острове Пасхи) и два сезона года – зима (тонга) и лето (хора). Такие функции выполняют аху, расположенные внутри острова, Аху Акиви (к востоку от Рапа Нуи) и Хури А Уренга (недалеко от Ханга Роа).
Как создавались статуи
Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.
Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.
Как добраться
К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.
Если у вас есть возможность посетить этот удивительный остров, что находится на краю мира, воспользуйтесь ею. Ведь жизнь очень коротка и так хочется успеть побывать во многих местах, разгадать многовековые загадки и лично прикоснуться к древним памятникам.
Также рекомендую посетить Мраморные пещеры Чиле-Чико в Чили.
Неактивируемые статуи
Статуи, которые служат только в качестве декорации
- Статуя наковальни (Anvil Statue) — ID:468
- Статуя ангела (Angel Statue) — ID:52
- Статуя топора (Axe Statue) — ID:465
- Статуя бумеранга (Boomerang Statue) — ID:461
- Статуя ботинка (Boot Statue) — ID:462
- Статуя лука (Bow Statue) — ID:460
- Статуя искажения (Corrupt Statue) — ID:466
- Статуя копья (Spear Statue) — ID:457
- Статуя-крест (Cross Statue) — ID:458
- Статуя глаза (Eyeball Statue) — ID:471
- Статуя горгульи (Gargoyle Statue) — ID:450
- Статуя тьмы (Gloom Statue) — ID:451
- Статуя гоблина (Goblin Statue) — ID:441
- Статуя молота (Hammer Statue) — ID:455
- Статуя шершня (Hornet Statue) — ID:452
- Статуя чертенка (Imp Statue) — ID:449
- Статуя меча (Sword Statue) — ID:439
- Статуя дерева (Tree Statue) — ID:467
- Статуя колонны (Pillar Statue) — ID:472
- Статуя кирки (Pickaxe Statue) — ID:469
- Статуя горшка (Pot Statue) — ID:474
- Статуя зелья (Potion Statue) — ID:456
- Статуя жнеца (Reaper Statue) — ID:447
- Статуя щита (Shield Statue) — ID:442
- Статуя подсолнечника (Sunflower Statue) — ID:475
- Статуя женщины (Woman Statue) — ID:448
- Статуи цифр и букв (Letter/Numeric Statue) — ID:
Загадочные таблички
Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках — до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.
Знаменитые истуканы острова Пасхи
Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.
Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.
Особенности истуканов, их размеры и вес
Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.
Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.
На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.
Гипотезы происхождения каменных фигур
Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.
Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.
Художественный стиль скульптур
Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:
- Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
- Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
- Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
- Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.
Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.
Статуя Будды в Рои Эт, 59 метров, Таиланд
Эта статуя известная также как Великий Будда из Рои Эт. Находится она в храме Ват Бхурафа Пирам (Wat Bhurapha Piram) в таиландской провинции Рои Эт. Строительство памятника началось еще в 1973 году. Сам он выполнен из бетона, но покрыт мозаикой. Местный скульптор необычно показал Будду, за что памятник постоянно критикуют. Но верующие считают, что главное в фигуре – верность, а не внешняя красота. Скульптура представляет собой стоящего вертикального Гаутаму Будду. Ее возвели по приказу настоятеля храма, заняла стройка 8 лет.
Специалисты утверждают, что монумент должен простоять не менее 150 лет и выдерживать 9-бальное землетрясение. И хотя внутри есть лифты, позволяющие подниматься на технические площадки в руку со щитом и в руку с мечом, посетителям доступ туда закрыт.
Краткое описание
Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.
Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.
В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.
Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.
Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.
В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.
Статуя богини Каннон, 100 метров, Япония
Около японского города Сэндай располагается каменная статуи богини милосердия Каннон. Построен монумент был еще в 1991 году В правой руке буддистской богини расположилась жемчужина желаний, а в левой – сосуд с водой мудростью. Внутри статуи сформировано 12 этажей на самом высоком из которых находится посвященный Каннон храм. Из него открывается панорамный вид на округу. На каждом из этажей установлено по 8 статуэток будд, всего их 108 – это символ человеческих страданий и заблуждений.
Вход в комплекс оформлен в виде пасти дракона. В зале первого этажа можно увидеть также 33 небольшие статуи богини и 12 статуй знаков китайского календаря. Интересно, что в честь этой богини названа компания Canon, крупный производитель техники.
История открытия исчезнувшей цивилизации
Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.
Культ птицечеловека
Рапануи пережил кризис перенаселения в 15 и 18 веках. Это спровоцировало войны между племенами с разрушением церемониальных алтарей и заброшенностью карьеров, в которых вырезали моаи. Островитяне сильно пострадали от чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.
Жителям приходилось жить в пещерах, спасаясь от набегов вражеских группировок, которые совершались, по некоторым источникам, с целью практики каннибализма.
Согласно другим источникам, племена начали соревноваться за возведение наибольшего количества моаи, используя для транспортировки деревья. Это привело к вырубке леса, что стало препятствием для постройки каноэ для рыбной ловли.
Такие условия спровоцировали гражданскую войну, которая завершилась переворотом и тем, что мог возникать новый церемониал – тангата ману (птице человек). Териантропическая фигура была символом мататоа – класса воинов.
В этом культе представители разных кланов соревновались за то, чтобы первыми вернуться с острова Моту-Нуи с первым сезонным яйцом ману тара (темной крачки) для вождя клана. Победитель получал титул «птице человека» на год, в течение этого времени он превращался в нечто вроде божества.
Соревнование по выборам тангата ману начиналось и заканчивалось в церемониальном центре Оронго на вершине утеса потухшего вулкана Рано Кау, обращенного к островку Моту Нуи. Здесь могущественные люди острова каждый год в течение нескольких недель ждали прилета грачек, гнездившихся на острове. Они сидели в полуподземных каменных домах, расположенных напротив Моту Нуи.
Претенденты (хопу-ману) на участие в соревновании выбирались согласно откровениям во сне людей, имевших дар пророчества (иви атуа). Каждый хопу-ману плыл на тростниковом поплавке (пора) до Моту-Нуи, чтобы найти яйцо. Соперники оставались ждать в Оронго. Поединок был очень опасным, и многие хопу-ману погибали – от нападения акул, тонули или падали с вершины.
После того как определялся победитель, на внутреннем склоне вулкана Рано-Кау зажигали огонь. Местоположение костра сообщило всему острову, был ли новый тангата ману из западных или восточных кланов.
Победителя брили, красили в красный цвет и отправляли в священную хижину в Рано Рараку. В этой хижине тангата ману оставался на весь год, где за ним ухаживали слуги. Клан, который он представлял, получал право собирать яйца и птенцов морских птиц Моту-Нуи. В развалинах Оронго сохранились пиктографические украшения с изображением птице людей с длинными изогнутыми клювами.
Культ тангата ману был подавлен христианскими миссионерами. Последняя церемония состоялась в 1867 году. Происхождение культа и его продолжительность неизвестны, хотя Кэтрин Рутледж смогла собрать список из 86 имен тангата ману.
История открытия острова Пасхи
Остров Пасхи был так назван не случайно. В далеком 1722 году, в канун Воскресения Христова (Пасхи) экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевенома во время очередного плавания в Тихом океане заметила на горизонте остров, раньше невиданный. Этот остров населяли полинезийцы, называвшие свой край Рапа-Нуи («Великий Рапа»).
Исследовав землю Рапа-Нуи, европейцы отправились дальше. Спустя 50 лет на остров прибыла экспедиция испанцев. Они составили первую детальную карту Рапа-Нуи, сделали его своей колонией и назвали Сан-Карлос. С тех пор на Сан-Карлос прибывало множество экспедиций. В числе исследователей остров посетили: Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз, Джеймс Кук.
В 50-е годы XX столетия на острове Пасхи возвели аэродром Матавери, что способствовало большему наплыву туристов. А в 1995 году он был внесен в официальный реестр ЮНЕСКО.
Общая площадь Рапа-Нуи составляет 17 км. Сейчас остров входит в состав страны Чили. Здесь проживает около 6 тысяч человек, которые занимаются туризмом и сельским хозяйством.
Мореплавателей, впервые побывавших здесь, больше всего удивили многочисленные статуи в виде голов и тел людей, разбросанных по всему острову. У исследователей возникало множество вопросов: кто создал эти фигуры, как давно, из чего они изготовлены, какие инструменты использовались для работы, как их перемещали по острову от каменоломни до нужного места.
Именно эти загадочные скульптуры до наших привлекают на Рапа-Нуи толпы туристов, ученых, желающих найти ответы на волнующие вопросы.