Нарвские триумфальные ворота в санкт-петербурге

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.

Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Интересные факты:

Московские Триумфальные ворота были построены в Санкт-Петербурге в 1834-1838 годах в память о победе русских войск в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Сначала планировалось установить их возле Обводного канала, но интересы активно растущего города вынудили перенести их на Московское шоссе (сейчас — Московский проспект). Таким образом, этот памятник монументального искусства сразу стал своеобразными парадными воротами на въезде в столицу, возле которых находились будки для военных караулов.

Ворота были построены из чугуна, из него были отлиты колонны, стенки перекрытий, детали карниза. Скульптуры и декоративное оформление ворот были сделаны из меди. На момент строительства Московские Триумфальные ворота стали крупнейшей чугунной конструкцией в мире. Вес каждой из 12 колонн примерно 450 тонн. Массивный антаблемент, стоящий на шести парах дорических колонн, украшен барельефом с изображением гениев победы, они держат щиты с гербами тридцати шести губерний Российской империи. Еще выше расположены восемь декоративных групп из воинских доспехов и трофеев.

На воротах имеется собственноручная надпись императора Николая I, оставленная им после их торжественного открытия: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши».

В 1936 году у властей Ленинграда возникла идея создать новый центр города на месте Московской площади, и ворота мешали строительству будущего Дома Советов. Поэтому их разобрали, чтобы украсить ими специально созданный парк. Но эта архитектурная перепланировка города не получила путевки в жизнь, и в 1959-1960 годах Московские ворота были восстановлены на прежнем месте в том же самом виде.

Во время Ленинградской блокады детали от разобранных ворот использовались для строительства оборонительных противотанковых сооружений у южной границы города.

Московские Триумфальные ворота дали название одноименной площади и близлежащей станции метро.

Высота Московских Триумфальных ворот составляет 24 метра, ширина – 36 метров, а высота колоннады — 15 метров.

Московские Триумфальные ворота включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Площадь Московские Ворота.

Московские Триумфальные ворота на карте:

Как добраться:
Ворота находятся по центру площади Московские Ворота, на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Ближайшая станция метро — «Московские Ворота». Наземный транспорт — остановки «Станция метро Московские Ворота», «Лиговский проспект».

Дом Толстого

Этот проект также является изобретением великого зодчего Федора Ивановича Лидваля. Не стоит слушать истории о том, что этот дом когда-то принадлежал русскому писателю-классику. На самом деле это здание было построено для военнослужащего Петра Толстого в начале двадцатого века.

Спроектированные арки Лидваля стали самой известной частью здания. На почтовых карточках и книжных изданиях часто изображали именно большие, с колоннами по обеим сторонам арки. Путь, проходящий через несколько арок, получил народное название «улица архитектора Лидваля». Найти это сооружение можно на улице Рубинштейна, дом семнадцать.

Арка Главного штаба

Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.

Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.

Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.

Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.

Петр I — ворота в Европу

Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день. Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России. Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.

Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости. После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны. Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.

Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.

Площадь

Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.

Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.

В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.

Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.

Нарвские ворота: немного истории

Со стороны Петергофа в Санкт-Петербург должны были войти русские войска- победители.
Чтобы успеть к их возвращению на месте нынешних Нарвских ворот построили по проекту Джакомо Кваренги их деревянную версию – арку, также увенчанную колесницей Славы. Для зрителей были выстроены трибуны.

И вот 30 июля 1814 года в город под аркой вошли первые полки: Преображенский, Семёновский, Измайловский и Егерский. Всего войска проходили 4 раза.

Через десять лет деревянные ворота обветшали, и было решено установить новые, долговечные. В 1827 году началось строительство ворот по проекту Василия Петровича Стасова чуть южнее старых.

Во время торжественной церемонии закладки памятника камни в котловане разместили в форме креста. Имена членов царской семьи выгравировали на камнях золотом, имя архитектора Стасова – серебром. Также положили медаль и камень в память генерала Ф.П. Уварова, завещавшего на памятник 400 000 рублей. По тем временам это были огромные деньги. Выше уложили золотые монеты, георгиевские и кульмские кресты и медали. Торжественным маршем вокруг прошли гвардейцы.

К строительству фундамента отнеслись серьезно: было забито более тысячи свай более 8 метров длиной каждая, затем укладывали поочередно слои каменных и гранитных плит. Дальше встал вопрос о материале для самого памятника. Первоначально на высшем уровне был одобрен памятник из чугуна. Но Стасову удалось убедить Николая I, что монумент стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. Интересно, что прав оказался не архитектор, а Николай I, и при последующих ремонтах медь была заменена на листовое железо.

Строительство Нарвских ворот продвигалось быстро, пока не помешал пожар. Сгорели все деревянные службы, строительные леса. При тушении огня раскалённый гранит поливали холодной водой, и в нём появились трещины.

И все же в конце 1833 года официальная комиссия приняла и одобрила памятник.

Скульптурная группа, венчающая памятник – богиня победы Ника, управляющая колесницей. В её руках традиционные пальмовая ветвь и лавровый венок – символы мира и славы. Коней выполнил П.К. Клодт (его же знаменитые кони на Аничковом мосту) , статую Победы – Степан Пименов, колесницу – Василий Демут-Малиновский.

По моделям Пименова и Демут-Малиновского выполнены статуи древнерусских воинов и установлены в нишах между колоннами. Золотые буквы на западном фасаде – названия гвардейских кавалерийских полков русской армии, участников войны 1812 года. На восточном фасаде – список пехотных полков. По краю фронтона – список главных сражений.

Вокруг памятника для лучшего обзора разровняли и засыпали песком площадь, в настоящее время Площадь Стачек. Высота площадки для изначально памятника рассчитана так, чтобы монумент не пострадал во время наводнений.

В Великую Отечественную войну ворота находились недалеко от линии обороны Ленинграда, конечно, они сильно пострадали.

В 50-е годы памятник отреставрирован по проекту И. Н. Бенуа. А в 1987 году внутри Нарвских ворот открылся музей, в настоящее время филиал Музея городской скульптуры.

Накануне 300-летия Санкт-Петербурга был произведен последний капитальный ремонт монумента.

Адрес: пл. Стачек, 1

Ближайшая станция метро: Нарвская

Интересные факты

В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.

Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.

Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).

Нарвские триумфальные ворота

 Сооружены в память Отечественной войны 1812 года на Нарвской пл. (ныне пл. Стачек) в 1827-34 гг.(арх. В. П. Стасов) взамен старых деревянных ворот (1814 г., арх. Дж. Кваренги, скульп. И. И. Теребенев), стоявших у городской заставы, ближе к Обводному каналу. Главные изменения состояли в увеличении размеров ссоружения, применении новых материалов  — кирпичной осовы с облицовкой медью, в деталях — например, статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.

 

                 Первые Нарвские ворота

Решены в виде однопролетной арки с 12 колоннами коринфского ордера, завершенной аттиком со скульптурной композицией колесницы Славы (скульп. П. К. Клодт — шестерка коней, С. С. Пименов — фигура Славы). У подножия арки четыре фигуры древнеруссских  воинов (скульп. С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). Над колоннами — 8 аллегорических фигур (скульп. М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), в тимпанах — изображения летящих Слав (скульп. И. Леппе). В составе декоративного  убранства — надписи с названиями мест сражений 1812-14 гг. и гвардейских  полков, а также надписи, отразившие этапы сооружения ворот. Нарвские триумфальныеворота открыты 17 августа 1834 года в 21-ю годовщину битвы под Кульмом (1813 г.).

С возведением Нарвских ворот Перегофская дорога — преддверие Петербурга — приобрела новый блеск. В 1839 году И.И. Пушкарёв охарактеризовал её так: «…Въезд с Нарвского тракта вполне достоин русской столицы: длинная, довольно широкая аллея Петрегофской дороги, не уступающая аллее Елисейских полей в Париже и превосходящая изяществом Лондонскую New-Road, ведет вас в город. Прелестные загородные дачи с своми фантастическими жилищами украшают боковые аллеи, воздух освежается ароматной зеленью садов, и гдлаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на Триумфальных воротах

Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню побед; стараетесь прочитать надписи и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом городе…»

Упомянутый шлагбаум — атрибут перенесенной сюда городской Нарвской заставы. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегрдию — каменный одноэтажный павильон с лоджией. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.

          1925 год

  Реставрация ворот, начавшаяся в 1925 году, не была закончена до войны. Пострадавшие во время Великовой Отечественной войны Нарвские триумфальные ворота восстановлены в 1949-50 гг.(арх. Б. А. Розадеев, И. Н. Бенуа, скульп. А. Е. Громов). В 1978-80 гг.осуществлена их реставрация. Внутреннее 3-этажное помещение с 1987 года используется для размещения экспозиции по истории  Отечественной  войны 1812 года. Сейчас Нарвские Триумфальные ворота — филиал музея городской скульптуры.

Где находятся и как добраться

Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».

Наземный транспорт:

  • Трамвай No 16
  • Троллейбус No 20
  • Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
  • Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306

Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.


Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.


Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Нарвские триумфальные ворота

Еще один важный памятник архитектуры – Невские триумфальные ворота, выполненные в стиле Ампир. Найти их можно на площади Стачек.

Проект был разработан Джакомо Кварнеги, выполнен из дерева и алебастра. Первая арка увидела свет в 1814 году. Ее открытие приурочили к победному возвращению русской армии после победы в войне 1812 года.

Конструкция арки, выполненная из дерева и алебастра, быстро ветшала. И по личному указу императора Николая І в 1827 году начали проводить реконструкционные работы. Перед архитектором В.П. Стасовым была поставлена задача полностью перестроить ворота, художниками-скульпторами выступали: И. Леппе, П. Клодт и другие.

Реконструкция была завершена в 1834 году, об этом есть соответствующая надпись на самих воротах. По случаю открытия новых ворот была выпущена бронзовая медаль. Принимала работу зодчих все императорское семейство.

В данный момент Невские триумфальные ворота – это один из филиалов известного Музея городской скульптуры. В самих воротах есть несколько помещений, в них работают залы Музея воинской славы. Он был учрежден в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда.

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Красные ворота в Москве


Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Экспозиция музея Нарвские ворота в СПб

Если соблюдать правила дорожного движения, то пройти к
Нарвским воротам можно через подземный переход. В центре подземного перехода
имеется выход к основанию ворот.

Выход из подземного перехода к Нарвским воротам

Вас встречают два древнерусских витязя с венками.

Русские витязи с венками в руках

Вход в музей находиться в левой колонне, получается, что
входим во внутрь колонны .

Вход в музей Нарвские ворота

Так как это колонна, то место для размещения помещений музея
не много. На первом этаже находиться касса и тут же располагается винтовая
железная лестница, ведущая наверх, непосредственно в выставочный зал.

Винтовая лестница в музеи Нарвские ворота СПб

Подниматься по этой лестнице можно только по одному
человеку,  придется подняться примерно на
5 этаж жилого дома.

И вот вы наверху, перед вами открывается небольшое помещение, где и располагается  выставка музея Нарвские ворота в Санкт-Петербурге.

Небольшое помещение музея

Музей не имеет постоянную экспозицию. Экспозиции периодически меняется, к различным знаковым датам. В наше посещение экспозиция была посвящена  220 лет со дня рождения А.С.  Пушкина и отражение в его творчестве войны 1812 года и ее участников.

Оказывается, что в 90 произведениях Пушкина упоминаются события и участники войны 1812 года.

В противоположном углу, от основной экспозиции,  размещен солдат русской армии войны 1812 года. Около него можно было сделать фото, при этом использовать головные уборы русской армии.

Солдат русской армии войны 1812 года

Так же из экспозиции можно было узнать, как менялась округа около Нарвских триумфальных ворот или Нарвской триумфальной арки.

Репродукция из музея Нарвские воротаСледующее фото репродукция из музея Нарвские ворота

На противоположной стороне от входа где мы вошли имеется другой выход, установлен стол с печатной продукцией музея. На столе разложены книги об истории Петербурга, которые можно купить. Цены на книги от 100 рублей до 450 рублей.

Книги об истории Петербурга

На фото видна дверь другого выхода из музея.

На этом осмотр экспозиции музея окончен и пора обратно на улицу по той же лестнице, что и поднимались наверх.

Лестница на спуск

Хочется отметить, что когда посетителей мало, то вы поднимаетесь и спускаетесь по одной лестнице, а когда много, то спускаетесь по другой лестнице, которая расположена в другой колоне.

Ямской рынок на Разъезжей

ул. Марата, д. 53

Строительством рынка Василий Стасов руководил в 1817-1819 годы. В своем отчете в Совет Академии художеств он писал: «С.-Петербурге <…> производится строение в 1819 году рынка близ Ямской, имеющего галерею вокруг из дорических колонн»

Здание выполнено в стиле классицизма. Оно построено в виде треугольника в плане, есть внутренний двор, колонны дорического ордера, украшающие фасады здания, образуют галереи. Колонны довольно редко использовали при строительстве торговых рядов в Петербурге, в основном применялись аркады. Цокольный этаж оживляют окна подвалов, на галерее – железные перила с решеткой.

В новых помещениях разместили 28 лавок. В основном здесь торговали мясом, поэтому рынок еще иногда именовали Мясным.

Интересный факт: именно это место встречается в фильме «Собачье сердце» по мотивам произведения Булгакова. Отсюда со ступеней Ямского рынка сходит профессор Преображенский, когда впервые видит Шарика, сидящего напротив в подворотне. Также рынок можно увидеть в фильме «Ларец Марии Медичи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector