Минск. собор петра и павла

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Интересные факты о здании

  1. В 1757 году объект восстанавливали после ращрушительного пожара. Мастера смогли восстановить роскошный вид Петропавловского собора после того, как огонь уничтожил некоторые элементы конструкции.
  2. В 1777 году шпиль сломался из-за бури, поэтому здание снова пришлось ремонтировать. Антонио Ринальди изготовил изящную фигуру ангела с крестом для украшения Петропавловского собора. Спустя несколько десятилетий, в 1830 году, декоративный элемент пришлось подвергнуть реставрации из-за повреждения.
  3. В 1858 году части постройки, выполненные из дерева, заменили на металлические. Конструкция приобрела форму пирамиды, у которой стало 8 граней. Прежняя высота объекта увеличилась (значение достигло 122 м).
  4. В 1924 году Петропавловский собор стал музеем и объектом старинного культурного наследия Санкт-Петербурга. Многое из внутреннего убранства было отдано другим организациям.
  5. После войны собор снова отреставрировали и передали Музею истории города (в 1954 году).

Святыни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Петропавловский храм очень часто подвергался различным испытаниям, поэтому на данный момент в нем можно увидеть две основные святыни.

  • Резной иконостас. Очень красивая реликвия храма, которая выполнена в форме триумфальных ворот. За эту работу взялся отличный мастер своего времени – Иван Зарудный, которому удалось создать настоящий шедевр декоративного искусства. В своем наполнении иконостас имеет 43 иконы, над которыми работали Андрей Меркурьев и Федор Артемьев и которые принадлежали к московской школе иконописи. Среди украшений иконостаса можно увидеть золотые фигуры апостолов.
  • Образ Святого апостола Петра. Написание этого образа принадлежит Симону Ушакову.

Больше никакие книги, утварь или картины сохранить не удалось.

Резной иконостас

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Заглянув внутрь собора, да, в принципе, и снаружи, можно заметить его достаточно нестандартный вид, если судить по другим культовым православным сооружениям. Он ознаменовал принципиально новый облик православных храмов, созданный в стиле петровского барокко, где здание прямоугольной формы с трехъярусной колокольней и игольчатым шпилем больше напоминают постройку, характерную для протестантских церквей. Таким образом выразилась огромная любовь Петра к архитектуре Голландии. Часы для колокольни, за которые отдали огромную сумму по тем временам – 45 000 рублей, были куплены и привезены тоже из Голландии, а шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.
Впечатляет интерьер собора, в котором можно увидеть свою нетрадиционность того времени. На стенах можно заметить особый декор в виде пилястр и живописных сцен из Библии, созданных художниками первой половины XVII столетия, а также головок херувимов на окнах; зал полон копий трофейных знамен шведов и турков, поскольку в начале XX столетия подлинники были переданы в Эрмитаж.

Петропавловский собор во всей своей красе, выше него только облака.

  • Особого внимания заслуживают бронзовые Царские врата, создателем которых был Александр Иванович Кракау. Они открывались во время литургий для выноса Святых Даров. Неподалеку можно увидеть царское место в виде помоста, на котором во время богослужений стоял император. Симметрично ему расположен алтарь и кафедра, с которой произносились проповеди.

    Знаете ли вы?
    Православные церкви никогда не практиковали чтение проповедей. Именно при правлении Петра I эта практика впервые была введена.

    Царские врата рядом с иконостасом смотрятся богато и поражают своей помпезностью и величием.

  • Вехи истории России знаменует еще одна достопримечательность храма – погребения императоров и князей с их семьями. Прекрасные надгробья-памятники выполнены из ценных камней, таких как серо-зеленая алтайская яшма. К примеру, надгробия Александра II, а также его супруги Марии Федоровны украшали главные мастера Петергофа, и на это ушло порядка 17 лет. Здесь можно увидеть могилы всех членов романовской династии за исключением Петра II и Иоанна VI.Свою нишу в Петропавловском соборе заняло надгробье Марии Федоровны, принцессы Дагмар.
  • Ну и конечно, нельзя не упомянуть колокольню собора – самую высокую структуру храма, которая выдержала много испытаний и в 1776 году была восстановлена и получила новые колокола, изготовленные известным голландским мастером Ортом Крассом, и фламандский карильон –подарок из Бельгии.Самая высокая точка колокольни Петропавловского собора – золоченый шпиль с летящим ангелом.

Как лучше добираться к Петропавловскому собору

Поскольку Петропавловский собор находится на территории Петропавловской крепости, которая является весьма известной достопримечательностью города, искать собор можно и по ней. Предлагаю несколько видов общественного транспорта, добраться на котором можно из разных частей Питера.Как доехать на метро:

  • Станция метро «Горьковская» – ближе всего к собору. От нее через Александровский парк необходимо прогуляться до Кронверкской набережной. Ее противоположная сторона приведет к Иоанновскому мосту, перейдя который можно оказаться у входа в ансамбль крепости, где и находится собор.
  • Станция метро «Адмиралтейская» – можно пройтись примерно 15-20 минут по Невскому проспекту через Дворцовый мост, который приведет к собору.

Как доехать на трамвае и автобусе:

  • на станции метро «Спортивная» необходимо сесть на трамвай № 6, 40 и доехать до «Проспекта Добролюбова» или «метро Горьковская»;
  • со станции метро «Петроградская» довезут автобус № 46 и маршрутки № 223, 183, 76, 46.
  • нужно будет выйти на Троицкой площади, добираясь трамваями № 63, 53, 26, 2;
  • автобусы № 6, 134 довезут к «метро Горьковская».

Как доехать на авто:
До Петропавловского собора легче всего будет добраться на личном автомобиле, введя предварительно в свой навигатор такие GPS-координаты: 59°57’00.7″N 30°18’58.1″E.

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Константин

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами

Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие — флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему — император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Колокольня и шпиль Петропавловского собора

В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Константин

Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.

Ангел с огромными крыльями, расположенный на шпиле, символизирует величие и безграничность веры. На фасаде с восточной стороны изображена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (Титов). Западная часть заполнена пилястрами.

Над крышей размещены яркие символы:

  • массивный барабан;
  • восьмиконечная корона;
  • золотистая башня.

Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.

Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:

  • яшма;
  • родонит;
  • мрамор.

Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:

  • Петр Зыбин;
  • Антонио Квадри;
  • Игнацио Росси.

Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.

Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:

  • апостолы Петр и Павел;
  • мученики Борис и Глеб;
  • Владимир и Ольга (Рюриковичи).

Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.

Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.

История собора[]

Файл:Church of Saints Apostles Peter and Paul, Miensk.jpg

Так выглядит собор сегодня

Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

В 1793—1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии.

В 1870—1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов.

В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива.

После Второй мировой войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР.

7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла.

С 1997 г. в храме вновь ведутся работы по восстановлению его интерьера.

Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения.

При храме существуют три братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.), братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.) и спортивно-исторический клуб св. Довмонта Псковского, образовавшиеся в 1998 г.

Файл:Viln.Great martyr.JPG

Икона Виленских мучеников в храме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector