Санта-мария-дель-фьоре

Мировое значение

Флорентийская уния, несмотря на надежды её вдохновителей, ещё более усилила раскол между католическими и православными христианами. Реальное действие она имела на небольшой территории современных Украины и Белоруссии, входивших во второй половине XV в. в состав Литовского княжества.

Ещё интересные статьи:

Руководство возникшей в 1458 г. Киевской митрополии подтвердило свою приверженность единению с католической церковью в 1569 г. По итогам Брестского церковного собора иерархи киевской митрополии признали подчинение римскому епископу, но оставляли за собой право вести службы по греческом образцу на церковнославянском языке.

Флорентийская уния — попытка подчинения восточных христиан власти Папы Римского. Как и многие другие подобные деяния она вызвала активное сопротивление православного народа, не желавшего идти на уступки в вопросах веры во имя политической выгоды.

Флорентийская уния 1439 года

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор — последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Примечания и ссылки

  1. Guida all’Italia , vol.  3, Оскар Мондадори, Верона, 1971, стр.  148 .
  2. Франклин Токер, Баптистерий под баптистерием Флоренции , Лондон, 1976 г. — Выдержка из: The Art Bulletin, 58 (1976).
  3. Семья римских мастеров мрамора, сочетающая узоры из маленьких кусков мрамора и больших кусков камня.
  4. В романской архитектуре небольшая эдикула, помещенная перед порталом церкви и состоящая из двух колонн, часто опирается на статуи лежащих львов (стилофоров) и поддерживает цилиндрический свод.
  5. двойные окна, оканчивающиеся точкой.
  6. душа только что умершей Богородицы.
  7. Самый важный торговый и банковский дом Флоренции XIV века , связанный с ткачами.
  8. Изображение Славы в ее материальности. По-итальянски мандорла — миндаль Эд.
  9. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  52
  10. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  58
  11. Андре Шастель , Великий атлас мировой архитектуры , Альбин Мишель,девятнадцать восемьдесят один, стр.  270
  12. Клод Миньо, Даниэль Рабро и Софи Бахар, История искусства , Фламмарион,1996 г., стр.  38
  13. Карел Vereycken, «  Разблокирование Тайны Флоренции Купол  » Fusion , п о  93Май — июнь 2003 г.
  14. Марк Лефрансуа, Необычные истории шедевров , Городское издание,2013, стр.  201
  15. См., Среди прочего, работу по этому вопросу шевалье де Лувилля .

Особенности архитектуры

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре напоминает по форме латинский крест. Особо примечательная деталь здесь – это купол, созданный Филиппо Брунеллески и мраморные панели разных цветов.

Размеры собора огромны, — он создавался с расчетом на то, что при необходимости, здесь спокойно поместится всё население города одновременно.

Общая площадь собора составляет 8300 квадратных метров при высоте в 45 метров.

История

Дуомо, как еще называют этот собор, построили на месте собора Санта-Репарата, последний к XIV веку уже начал обрушаться. Кроме того, предыдущий храм был уже мал для города. Создать проект нового здания гильдии искусств поручила Арнольфоди Камбио.

Возводилось здание около шести веков. Правда после смерти его проектировщика строительство ненадолго приостановилось. Новым толчком к работам над этим зданием стали привезенные во Флоренцию мощи Зиновия Флорентийского.

Интерьер

По сравнению с пышным экстерьером, интерьер собора выглядит довольно скромно. Внешне – это готическое здание с чертами архитектуры эпохи Кватроченто.

Внутри это лаконичный католический храм.

Во многом, возможно, здесь виноват доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он был знаменит строгостью взглядов. И постарался сделать так, чтобы Дуомо стал оплотом морали и скромности.

Яркой деталью интерьера собора можно назвать часы. Их стрелка движется в противоположном обычному направлении.

Своды здания украшают фрески. На них изображены флорентийцы, внёсшие вклад в развитие своего города.

Нельзя не заметить и витражи храма. Их вы увидите на барабане купола. Они рассказывают о жизни Богоматери и Христа.

Сам купол также достоин восхищения. Его расписали в XVI веке. Здесь вы увидите изображения святых, ангелов, старцев апокалипсиса и других персонажей.

Музей

Практически все предметы, ранее украшавшие собор, перемещены в Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре, который расположен на Соборной площади.

Это помещение ранее было мастерской Филиппо Бруннелески. Поэтому сейчас вы можете ознакомиться с чертежами мастера и макетами.

Здесь же находятся хоры собора и выставлена коллекция скульптур, украшавших баптистерий собора, колокольную башню и фасад здания.

Баптистерий

И раз уж мы упомянули баптистерий, пару слов о нем. Баптистерий Сан Джованни – это отдельное здание, расположенное недалеко от Дуомо.

Он назван в честь Иоанна Крестителя и является старейшим зданием площади. Внутри него лики Христа и барельефы.

Отдельное внимание советуем обратить на три входа. Каждый из них уникален, но настоящим шедевром называют Восточные ворота

Их другое название – Врата Рая.

Сколько стоит

  • Осмотр здания – бесплатно.
  • Подъем к куполу – 6 евро.
  • Посещение музея Дуомо – 6 евро.
  • Комплексный билет – 8 евро.

Конечно, цены могут меняться, поэтому уточняйте информацию на официальном сайте.

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence. У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

Доехать до него можно на любом автобусе, следующем через Соборную площадь, например, 6, 17, 37.

Не забудьте осмотреть и другие знаменитые здания площади: Баптистерий, Кампанилу Джотто, музей.

Адрес: PiazzadelDuomo, 17

Подписывайтесь на нас друзья. И до свидания!

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.

На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.

Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.

Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора — скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа.

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Верроккьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены:

скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;

работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;

работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;

знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;

барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччо Бандинелли;

разнообразные священные реликвии и церковная утварь;

богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

История сборки

История постройки Флорентийского собора такова:

  • 1294 г. – строительство собора одобрено, выбран проект великого Арнольфо ди Камбио. Собор был спроектирован в итальянском готическом стиле, как базилика с тремя нефами и огромным восьмиугольным куполом. Ди Камбио планировал построить невиданный гигантский купол, но даже его увеличили в более поздние времена.
  • 9 сентября 1296 г. – заложен камень в фундамент.
  • 1296 г. – около 1310 г. – строительство под руководством ди Камбио.
  • Около 1310 – 1331 гг. – после смерти ди Камбио работы замедляются.
  • 1331 г. – останки святого Зенобия найдены в старом Флорентийском соборе. Святой Зенобий был первым епископом Флоренции (337 – 417). Сообщается, что он воскресил нескольких мертвых людей, в том числе ребенка, которого переехала телега. Эта находка воспринимается как чудо и служит толчком к возобновлению активного строительства собора.
  • 1334 – 1337 – великий Джотто ди Бондоне назначается руководителем строительных работ. Работы были продолжены по оригинальному проекту ди Камбио. Джотто спроектировал и построил красивую кампанилу рядом с собором.
  • 1337 – 1348 – после смерти Джотто работы принимает его помощник Андреа Пизано.
  • 1348 г. – во Флоренцию приходит Черная смерть, умирает половина жителей города. Пизано умирает, предположительно от чумы. Работы были остановлены, а смерть многих художников и их покровителей замедлила развитие искусства в Италии. Многие произведения искусства, последовавшие за эпидемией, демонстрируют апокалиптические темы, гротескные фигуры.
  • 1349 (1351) – 1364 – возобновлено строительство под руководством Франческо Таленти. Он завершил колокольню, начал реконструкцию, чтобы сделать Флорентийский собор больше, но, в конце концов, был уволен после долгой критики и жалоб. Построена нижняя часть фасада.

  • 1364 – 1370 – Джованни ди Лапо Гини становится новым руководителем строительных работ и расширяет размер запланированного купола с 36 до 41 м.
  • 1367 г. – Нери ди Фиораванте предлагает интересные структурные нововведения, знаменующие переход от готического стиля к новому образу мышления в архитектуре – стилю будущего Возрождения. Он предлагает дизайн, позволяющий избежать использования контрфорсов – традиционных деталей готической архитектуры. Итальянские архитекторы не любили контрфорсы, и использование этой архитектурной детали было запрещено во Флоренции. Фиораванте и его коллеги предлагают построить купол такого же размера, как купол Пантеона в Риме. Знания о технологии его возведения теряются – но архитекторы уверены, что рано или поздно они будут найдены.
  • 1380 г. – неф собора построен после сноса старого собора Санта-Репарата.
  • 1419 г. – объявлен конкурс на возведение купола Флорентийского собора. В соревновании принимают участие два инженера – Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, давние соперники. Брунеллески побеждает. Джорджио Вазари писал, что одна из задач конкурирующих архитекторов заключалась в том, чтобы изготовить яйцо, которое бы стояло вертикально на мраморной плите. Брунеллески просто ударил одним концом яйца – и оставил его стоять на мраморной тарелке.
  • 1420 – 1436 гг. – строительство купола Брунеллески. Он использует множество блестящих инноваций, преодолевая разнообразные проблемы и достигая новых высот в строительной инженерии, которые не были превзойдены на протяжении столетий.
  • 25 марта 1436 г. – освящение собора.

  • 1436 – 1469 – построен большой фонарь с медным шаром на вершине купола, уже после смерти Брунеллески в 1446 году. Возможно, молодой Леонардо да Винчи работает над ним в качестве подмастерья. Да Винчи очень впечатлен чертежами машин Брунеллески и делает некоторые наброски, чтобы запомнить эти конструкции.
  • 1568 – 1579 гг. – внутренняя часть купола покрыта одной из самых больших фресок в мире.
  • 1587 – 1588 гг. – недостроенный фасад собора снят, как полностью устаревший. Конкурсы на новый дизайн терпят поражение, и собор остается «голым» до XIX века.
  • 1864 – 1887 гг. – проводится новый конкурс на строительство фасада. Неоготический дизайн Эмилио де Фабриса побеждает, и работы завершаются после его смерти Луиджи дель Моро.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Визитка Флоренции

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore — самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина — 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.

На фасаде — статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он — Собор святой девы Марии с цветком. По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.

Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

После чумы

В 1438 году разразилась чума, и тогда собор перенесли во Флоренцию. Споры о догмах продолжались еще долго. Святые отцы спорили об отрывках Священных писаний, которые по-разному толковали Западная и Восточная церкви.

Иоанну Палеологу не нравилось, что православные священники были неуступчивыми. Он убеждал их, что понадобится согласиться с представителями католиков. Тогда Виссарион Никейский, бывший противником католиков, согласился с тем, что латинское выражение «и от Сына» — одно и то же, что и православное «через Сына». Однако Марк Эфесский называл католиков еретиками. Палеолог всячески содействовал объединению.

Греческие священники продолжали упорствовать в своей редакции и отвергали другие. Тогда император убеждениями, угрозами заставил их принять другую редакцию. Им пришлось согласиться с требованиями Палеолога. Тогда собравшиеся и пришли к согласованию Ферраро-флорентийской унии. Латинская сторона согласилась допускать и греческие, и латинские обряды. Благодаря этому соглашение подошло к логическому концу. Главенство папы признавалось, как и чистилище. Данный акт был подписан всеми, за исключением Марка Эфесского, патриарха Иосифа, поскольку он успел умереть.

Когда папа не увидел подпись Марка, он признался: «Мы ничего не сделали». Тем не менее Ферраро-флорентийская уния торжественно была зачитана на двух языках – латинском и греческом. В знак объединения представители Западной и Восточной церкви обнялись и поцеловались. Папа предоставил гостям корабли для возвращения домой.

Главный портал

Три огромных бронзовых двери датируются 1899-1903 годами. Они украшены сценами из жизни Мадонны. Мозаики люнетов над дверями были разработаны Никколо Барабино . Они представляют (слева направо): благотворительность среди основателей флорентийских благотворительных организаций ; Христос на троне с Марией и Иоанном Крестителем ; и флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты . Фронтон над центральным порталом содержит полурельефом по Тито Саррокчи от Марии ENTHRONED проведение цветковые скипетр . Джузеппе Кассиоли вылепил правую дверь.

В верхней части фасада находится серия ниш с изображением двенадцати апостолов, а в центре — Мадонна с младенцем. Между окном-розой и тимпаном находится галерея с бюстами великих флорентийских художников.

Итоги и последствия

История показала, что Собором не достигнуто тех целей, которые ставили перед ним участники.

Отношение европейских государств

Католики Западной Европы восприняли известие о заключении унии довольно равнодушно

Во всяком случае, исторические источники не свидетельствуют о каких-то особенных торжествах, состоявшихся в честь, казалось бы, столь важного события, как объединение христиан всего мира

Православные Европы, за исключением Московской Руси, отнеслись к этому событию более тепло. Митрополит Исидор, пользуясь высоким духовным званием в Православной церкви и тем, что его наделили кардинальским саном, возвращаясь с Собора через земли Речи Посполитой в 1440—1441 годах, предпринял ряд действий, чтобы ввести унию в Польше и Великом Княжестве Литовском. Здесь, на западных рубежах Руси, часть христиан, в том числе и знать, до сих пор исповедала православие и доброжелательно отнеслась к воззваниям Исидора. Но правители Польши и ВКЛ оказывать государственную поддержку унии не спешили.

Причинами такого равнодушия, если не вражды, послужило, в первую очередь, противостояние двух пап: Евгения IV, по инициативе которого было подписано соглашение, и Феликса V, избранного Базельским собором и поддержанного Польшей.

Так что внутренних проблем хватало у самой Католической церкви, и принимать на себя проблемы восточных христиан не желал никто — ни иерархи, ни светская власть. Кроме того, значительную роль в задержке признания унии сыграла позиция князя Юрия Лугвеновича, который, добившись в 1440 году на небольшой срок независимости от ВКЛ Смоленского княжества, в расчете на поддержку Рима ввел ее на своих землях. Поэтому отношение к этому союзу и решениям Собора вообще было неоднозначным.

Отношение России

Заключение Флорентийской унии на Руси было воспринято враждебно. Митрополит Исидор, стремясь доказать, что не зря был одним из корифеев Ферраро-Флорентийского собора, принялся насаждать его решения такими темпами и с таким размахом, что изумил даже всего повидавших князя Василия и его бояр.

Если учесть, что епископа Иону Рязанского митрополит посадил в темницу, чтобы заставить того подписать униатские акты, а простой русский монах, бывший в свите митрополита, в своем отчете католиков зовет «еретиками», а не «братьями во Христе», при этом объявляя византийских иерархов отступниками и взяточниками, легко представить себе общественное мнение православной Руси.

По возвращении с Собора, Исидор принялся «ломать» православные обычаи.

К примеру:

  • привычный восточным христианам восьмиконечный крест был заменен на четырехконечный;
  • Папу в молитвах указано было поминать перед Патриархом.

Великий князь Василий II Темный и его окружение уже через неделю приняли решение прекратить такое поругание православия, отстранили митрополита Исидора от должности и отправили его в Чудов монастырь.

В конце 1448 года Собор духовенства России помимо воли Константинополя избрал духовным владыкой всея Руси епископа Иону. Это был первый предстоятель, избранный из числа русского, а не греческого клира, и можно было ожидать соответствующей реакции, даже анафемы, но Константинополь, руки которого были связаны, предпочел промолчать. Таким образом, Московская церковь обрела автокефалию, и, хотя отношение к унии в Константинополе часто менялось, это уже ни на что не влияло. С уничтожением Византийской империи, «колыбели православия», Москва фактически приобрела статус «Третьего Рима», со временем глава русской церкви стал называться Патриархом, а московские князья — царями.

Отказ от унии

Почти все византийские епископы, вернувшиеся домой, также дезавуировали свои подписи под документами Собора на том основании, что их заставили сделать это под принуждением. Мощнейший удар по унии нанесла позиция очень влиятельного священника Марка Эфесского — единственного, во весь голос выступившего против нее на Соборе. Он и объединил вокруг себя православных.

В 1443 году в Иерусалиме, а в 1450 году в Константинополе состоялись соборы с участием восточных патриархов, на которых униаты были отлучены от церкви. На Константинопольском соборе патриарх Григорий Мамма, сторонник унии, вынужден был уступить место ортодоксальному православному Афанасию.

Стоит заметить, что Папа Евгений IV не нарушил своих клятв и послал армию крестоносцев против турок. Правда, в 1448 году в битве под Никеей христиане были разбиты, а через 5 лет турки взяли столицу Византии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector