Санта мария маджоре

Архитектура базилики

Основной вход в церковь представляет собой галерею, обрамлённую колоннадами. Над ней возвышается «Ложа Благословения», имеющая три арки. Дополняет ее постамент с изображением Богоматери, обликами Бенедикта XIV, Григория Великого, Сикста III и Пасхалия I. Колоннады подчёркивают лучшие традиции стиля эпохи Возрождения, контрастно сочетающиеся с облицовкой, выполненной в стиле барокко. Общую картину дополняет балюстрада, расположенная на крыше.

Центральный неф находится под двускатной крышей, а над ними возвышается огромный купол, возведенный шесть веков назад. Мраморные карнизы гармонично дополняют правый неф. Всего сооружение имеет шесть ярусов, два из них внутри, а четыре возвышены над фасадом. По сторонам расположены всемирно известные Сикстинская и Паолинская капеллы, которые бережно накрыты свинцовыми куполами.

Карл Райнальди является автором восточной части фасада, над которой он работал во второй половине 17 века. Архитектор решил соединить в одной композицией средневековый и романский стили, установив на апсиды полукупола и балюстрады.

Чтобы ближе познакомиться с архитектурными ансамблями, культурой и историей «Вечного города», рекомендуем заказать пешеходную экскурсию по римским улочкам с русскоговорящим гидом. На сайте «Спутник» вы сможете выбрать одну из 8 прогулок и приобрести ее онлайн.

Капеллы

Сикстинская капелла (Cappella Sistina). В храме находятся несколько капелл. Сикстинская расположена справа от входа. Она построена Доменико Фонтана по поручению папы Сикста Y в 1543-1607 годах. В плане помещение представляет собой латинский крест. Изумляет купол сооружения, состоящий из 8 секторов с живописными изображения святых. На престолах Святых Даров возвышается дарохранительница, ее держат бронзовые позолоченные ангелы (работа Риччи, конец XYI века).

Паолинская капелла (Боргезе) и капелла Сфорце.  Паолинская капелла является как бы зеркальным отражением Сикстинской, распложена в противоположной стороне. Боргезе – знатная, возвысилась благодаря кардиналу Камилло Боргезе. В 1605 году его избрали Папой Римским под именем Павел Y. По его указанию построена Паолинская капелла, или капелла Боргезе. Проектировал капеллу Фламинио Понцио, ему были предоставлены значительные средства богатого семейства, поэтому помещение поражает великолепием и богатством. Декор выполнен из мрамора, бронзы, богато украшен позолотой. Главная реликвия – византийская икона Божией Матери “Salus Populi Romano” (“Спасение народа римского”).

Художник бесценной иконы точно не известен, историки приписывают ее Луке-евангелисту. Исследования показали, что ей не меньше 2000 лет. В капелле находится захоронения Климента YIII и Павла Y, чье надгробие изваял в 1611 Фламинио Понцион. Еще одним шедевром базилики считается капелла, которую как некоторые думают, спроектировал Микеланджело незадолго до смерти в 1564 году. По убранству она гораздо скромнее, чем Сикстинская или Боргезе капеллы.

Интерьер

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Лестница

Она появилась в 1348 году и стала подарком Богородице от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели (Madonna d’Ara Coeli) спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.

После того как святыню обнесли вокруг Рима, чума отступила, унеся при этом не так много душ, как в других городах. Об этом событии напоминает мемориальная доска, размещённая на фасаде церкви слева от главного входа.

Лестница выложена из останков античного храма Сераписа в Квиринале (Tempio di Serapide del Quirinale) и имеет 124 ступени, на поверхности которых до сих пор кое-где сохранился резной узор. В прошлом паломники и бездомные нищие часто устраивались на ночлег прямо на ступенях лестницы, принимая такую возможность, как благодать.

Открыл лестницу и торжественно первым по ней прошёл Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) – итальянский учёный и народный трибун, который уже в середине XIV в. боролся за свержение папства и объединение Италии. По иронии судьбы он был казнён у подножия той же лестницы, где впоследствии расставались с жизнью и другие осуждённые на смерть узники. Справа у подножия лестницы, где сохранился небольшой сад, стоит памятник, посвящённый герою Средневековья, выполненный в XIX в. известным итальянским скульптором Джироламо Мазини (Girolamo Masini).

Вокруг мраморной лестницы, ведущей к базилике, существует несколько поверий. Считается, что бесплодные женщины, взобравшись к храму по лестнице на коленях, смогут вымолить долгожданного ребёнка, а грешники – получить отпущение всех грехов.

Не без юмора, римляне верят, что если преодолеть таким же способом подъём к храму в полночь, читая псалом 130 (De Profundis), то обязательно повезёт в лотерее.

Интерьер

Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт

О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.

Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.

Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.

Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.

Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.

История базилики

Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.

  1. В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
  2. В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
  3. Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли  церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
  4. В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
  5. Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.

Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.

Капеллы

Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Сикстинской капеллы

Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Легенды и факты

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница императора Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из базилики Святого Иоанна Крестителя (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в Сиене.

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Исторические факты и легенда

По свидетельствам древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, изложенных в его трудах «Римские древности», на самом высоком из семи холмов Рима – на Эсквилине, в 375 году до н.э. был возведен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и матерей. Несмотря на то, что в 190г. до н.э. он был частично разрушен ударившей в него молнией, на протяжении последующих нескольких сотен лет Храм Юноны Лусины (лат. Junonis Lucinae) являлся местом поклонения божеству, оправления языческих культов и проведения праздников – Матроналий, ежегодно отмечавшихся 1 марта.

С распространением в римской империи новой христианской веры, в середине IV века н.э. Папа Либерий (310-366гг.), почитая Пресвятую Деву Марию, заказал построить на том же месте церковь. С историей ее возведения связана легенда, которую вам расскажет 39rim.ru и каждый житель Рима.

Согласно преданию, в ночь с 4 на 5 августа 358 года Богоматерь явилась во сне благородному богатому патрицию Джованни, который на протяжении многих лет вместе со своей женой просили Богородицу послать им ребенка.

Мадонна велела построить церковь в том месте, где на следующее утро он найдет снег, и молиться в ней о ниспослании детей. Супруги отправились к папе Либерию, чтобы рассказать о ночном видении, и узнали, что у него был такой же сон. Утром холм Эсквилин был обелен тонким слоем снега, по которому Папа очертил место, где должна быть возведена базилика. Она была построена за счет благочестивых супругов и первоначально называлась либерийской базиликой Санта Мария делла Неве (Basilica di Santa Maria della Neve). Эта история показалось бы не такой уж и необычной, если не учитывать тот факт, что снег выпал рано утром 5 августа в тот период, когда в Риме стоит несносная жара.

Спустя несколько десятилетий и вскоре, после проведенного в июне 431 года Третьего Вселенского собора (известного как Совет Эфеса), на котором был принят догмат о божественном материнстве Девы Марии, Папа Сикст III велел построить церковь, посвященную культу Богородицы. Однако до сих пор неизвестно, была ли она абсолютно новой церковью или же восстановленной Либерийской.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)

Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

Пол

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Как добраться к Санта-Мария-Маджоре

Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.

ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ

Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.

Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.

Телефон: +39 06 698 86800

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Внутреннее убранство базилики Санта Мария Маджоре

Сегодня, несмотря на многочисленные вмешательства, внутреннее пространство базилики Санта Мария Маджоре соответствует структуре базилик поздней античности: прямоугольный зал, разделенный двумя рядами древних колонн на высокий и широкий центральный неф и два боковых прохода с его обеих сторон. По некоторым свидетельствам, афинские мраморные колонны являлись элементами древнего языческого храма Юноны.

Мозаики

Особую известность базилика Санта Мария Маджоре приобрела благодаря сохранившемуся огромному ансамблю уникальных мозаик. При Папе Сиксте III (432-440) центральный неф украсили 42 мозаичных панно с изображением Библейских сцен из Ветхого завета, расположенных над античными колоннами вдоль всего прохода.

К этому же периоду относятся мозаики триумфальной арки, обрамляющей главный алтарь.

В связи с намечавшимся на 1300 год проведением первого Юбилея, во время папства Николая IV (1288-1292) был добавлен трансепт церкви и создана новая апсида. В 1295 году францисканский монах Джакопо Торрити украсил ее богатой мозаикой, на которой были представлены сцены коронации Девы Марии (Incoronazione di Maria) и сцены из ее жизни (Storie di Maria). Его уникальная работа, являясь синтезом восточного и римского художественного мастерства, завершает тысячелетнюю эпоху христианского византийско-римского мозаичного искусства.

Пол и потолок

Тротуар из инкрустированных камней, как великолепный ковер, простирается перед каждым входящим в базилику. Сделанный мастерами семьи Космати, он был предложен Папе Евгению III (Пьетро Паганелли, 1080-1153) двумя римскими дворянами – Скотто Папароне и его сыном Джованни как пожертвование в пользу Церкви.

Золотой потолок центрального нефа базилики Санта Мария Маджоре по заказу кардинала Родриго Борджиа был спроектирован итальянским архитектором Джулиано да Сангалло (1445-1516), однако реализацией проекта занимался его младший брат Антонио.

Пол и потолок Санта Мария Маджоре

Принято считать, что первое золото, привезенное из недавно открытого Нового Света, было отдано арагонским королем Фердинандом II (1452-1516) Папе Александру VI Борджиа, который использовал его для позолоты потолка

39rim.ru обращает ваше внимание на то, что над окнами базилики проходит деревянный фриз, изысканно инкрустированный золотыми фигурами быков – символом семьи Борджиа, который также украшает центр золотого потолка базилики

Главный алтарь

На торжество Успения Пресвятой Богородицы, ежегодно отмечаемого католической Церковью 15 августа, базилика Санта Мария Маджоре является традиционным местом проведения Папской праздничной мессы. При этом алтарь может быть использован только понтификом или священником, получившим от Папы особое разрешение.

Над папским алтарем, порфировая урна которого содержит мощи Святого Матфея, архитектор Фердинандо Фуга (1699-1782) спроектировал изящный киворий. Под алтарем находится напоминающий Вифлеемскую пещеру Рождества реликварный склеп. Он был построен Вирджинио Веспиньяни по указу Папы Пия IX, понтификат которого длился почти четверть века – с 1846 по 1870гг и считается самым продолжительным в истории католической Церкви. Коленопреклоненный образ Пия IX в виде скульптурной композиции «Исповедь», предваряющий вход в склеп, в 1880 году по просьбе папы Льва III изваял скульптор Игнацио Джакометти.

В склепе под главным алтарем базилики Санта Мария Маджоре хранится драгоценная реликвия – несколько щепок от деревянных яслей новорожденного Иисуса, привезенных из Иеруслима Святой Еленой. Они помещены в инкрустированный серебром хрустальный реликварий, работы ювелира Джузеппе Валадье, напоминающий по своей форме Священную колыбель.

Статуя стоящего перед ним на коленях Папы Пия IX служит примером для верующих, которые приходят посмотреть на первое смиренное ложе Спасителя.

Справа от главного алтаря находится скромное надгробие Джованни Лоренцо Бернини – величайшего скульптора эпохи Возрождения, украсившего Рим своими произведениями.

Отели в Риме

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от базилики Санта Мария Маджоре — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector