Собор санта-мария-дель-фьоре во флоренции

Музей Торрини

В стенах дома №12/R на Соборной площади расположен музей Торрини (Museo Torrini). Это место представляет особый интерес для ценителей и знатоков ювелирного искусства.

Якоб Торрини (Jacopus Torrini), жил в тосканской столице в XIV веке, и был хорошо известен как талантливый мастер, изготавливавший с особым вкусом доспехи и оружие. Он также организовал ювелирную мастерскую и стал основателем одного из самых легендарных ювелирных брендов мира. Изысканные украшения из драгоценных металлов и камней сочетают в себе строгость классических форм и сложность витиеватых орнаментов. В музее Торрини представлены разные экспонаты, иллюстрирующие историю одного из старейших ювелирных домов мира:

  • предметы искусства;
  • часы;
  • серебряные и золотые украшения;
  • аксессуары из полудрагоценных и драгоценных камней.

Гостям предоставляется возможность не только полюбоваться, но и приобрести уникальные украшения знаменитого ювелирного дома Торрини, начавшего свою многовековую историю еще в 1369 году.

Колокольня

Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней. Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.

Изящная, правда?

А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.

Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

История сборки

История постройки Флорентийского собора такова:

  • 1294 г. – строительство собора одобрено, выбран проект великого Арнольфо ди Камбио. Собор был спроектирован в итальянском готическом стиле, как базилика с тремя нефами и огромным восьмиугольным куполом. Ди Камбио планировал построить невиданный гигантский купол, но даже его увеличили в более поздние времена.
  • 9 сентября 1296 г. – заложен камень в фундамент.
  • 1296 г. – около 1310 г. – строительство под руководством ди Камбио.
  • Около 1310 – 1331 гг. – после смерти ди Камбио работы замедляются.
  • 1331 г. – останки святого Зенобия найдены в старом Флорентийском соборе. Святой Зенобий был первым епископом Флоренции (337 – 417). Сообщается, что он воскресил нескольких мертвых людей, в том числе ребенка, которого переехала телега. Эта находка воспринимается как чудо и служит толчком к возобновлению активного строительства собора.
  • 1334 – 1337 – великий Джотто ди Бондоне назначается руководителем строительных работ. Работы были продолжены по оригинальному проекту ди Камбио. Джотто спроектировал и построил красивую кампанилу рядом с собором.
  • 1337 – 1348 – после смерти Джотто работы принимает его помощник Андреа Пизано.
  • 1348 г. – во Флоренцию приходит Черная смерть, умирает половина жителей города. Пизано умирает, предположительно от чумы. Работы были остановлены, а смерть многих художников и их покровителей замедлила развитие искусства в Италии. Многие произведения искусства, последовавшие за эпидемией, демонстрируют апокалиптические темы, гротескные фигуры.
  • 1349 (1351) – 1364 – возобновлено строительство под руководством Франческо Таленти. Он завершил колокольню, начал реконструкцию, чтобы сделать Флорентийский собор больше, но, в конце концов, был уволен после долгой критики и жалоб. Построена нижняя часть фасада.

  • 1364 – 1370 – Джованни ди Лапо Гини становится новым руководителем строительных работ и расширяет размер запланированного купола с 36 до 41 м.
  • 1367 г. – Нери ди Фиораванте предлагает интересные структурные нововведения, знаменующие переход от готического стиля к новому образу мышления в архитектуре – стилю будущего Возрождения. Он предлагает дизайн, позволяющий избежать использования контрфорсов – традиционных деталей готической архитектуры. Итальянские архитекторы не любили контрфорсы, и использование этой архитектурной детали было запрещено во Флоренции. Фиораванте и его коллеги предлагают построить купол такого же размера, как купол Пантеона в Риме. Знания о технологии его возведения теряются – но архитекторы уверены, что рано или поздно они будут найдены.
  • 1380 г. – неф собора построен после сноса старого собора Санта-Репарата.
  • 1419 г. – объявлен конкурс на возведение купола Флорентийского собора. В соревновании принимают участие два инженера – Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, давние соперники. Брунеллески побеждает. Джорджио Вазари писал, что одна из задач конкурирующих архитекторов заключалась в том, чтобы изготовить яйцо, которое бы стояло вертикально на мраморной плите. Брунеллески просто ударил одним концом яйца – и оставил его стоять на мраморной тарелке.
  • 1420 – 1436 гг. – строительство купола Брунеллески. Он использует множество блестящих инноваций, преодолевая разнообразные проблемы и достигая новых высот в строительной инженерии, которые не были превзойдены на протяжении столетий.
  • 25 марта 1436 г. – освящение собора.

  • 1436 – 1469 – построен большой фонарь с медным шаром на вершине купола, уже после смерти Брунеллески в 1446 году. Возможно, молодой Леонардо да Винчи работает над ним в качестве подмастерья. Да Винчи очень впечатлен чертежами машин Брунеллески и делает некоторые наброски, чтобы запомнить эти конструкции.
  • 1568 – 1579 гг. – внутренняя часть купола покрыта одной из самых больших фресок в мире.
  • 1587 – 1588 гг. – недостроенный фасад собора снят, как полностью устаревший. Конкурсы на новый дизайн терпят поражение, и собор остается «голым» до XIX века.
  • 1864 – 1887 гг. – проводится новый конкурс на строительство фасада. Неоготический дизайн Эмилио де Фабриса побеждает, и работы завершаются после его смерти Луиджи дель Моро.

Визитка Флоренции

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore — самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина — 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.

На фасаде — статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он — Собор святой девы Марии с цветком. По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.

Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Кампанила Джотто: история возведения

Возведение колоссальной квадратной башни велось на протяжении шести десятилетий тремя выдающимися мастерами своего времени, и было начато около 1298 года под руководством архитектора Арнольфо ди Камбио (1235-1305). Градостроитель, по проекту которого рядом строился собор Санта Мария дель Фьоре, до своей смерти успел заложить лишь фундамент будущей колокольни, после чего ее возведение было остановлено почти на тридцать лет.

Колокольня Джотто во Флоренции

В 1334 г. главным архитектором собора был назначен 67-летний художник Джотто ди Бондоне (1266-1337), сосредоточивший свои усилия на проектировании и строительстве кампанилы Дуомо. Им был разработан впечатляющий внешний дизайн колокольни, сотканный из геометрических узоров цветного мрамора, гармонирующий с полихромией мрамора рядом стоящего собора. Однако окончательно воплотить свои замыслы мастер не успел – до его смерти был закончен лишь первый ярус колокольни, украшенный с каждой стороны гексагональными панелями с барельефами, изображающими историю человечества начиная от сотворения мира. Сегодня их оригиналы, выполненные, как считается самим Джотто и скульптором Андреа Пизано, который добавил верхний ряд панелей четырехугольной формы, находятся в Museo del Duomo.

Работа архитектора Джотто ди Бондоне Jordiferrer / Wikimedia Commons

По утверждению историка Джорджио Вазари, после смерти Джотто в 1337 году его преемником стал художник Таддео Гадди (1300-1366), однако в документах Opera del Duomo единственным документально подтвержденным преемником указывается Андреа Пизано, который уже участвовал в декоративной отделке колокольни. Так или иначе, он возглавлял возведение кампанилы до 1348 г., когда Флоренцию поразила эпидемия черной чумы. При нем были построены еще два яруса колокольни с нишами для статуй в нижнем уровне. Четыре скульптуры западной стороны, представляющие израильских царей Давида, Соломона и двух языческих сивилл, изваял сам Андреа Пизано и его сын в 1337-1341 гг.

Работа архитектора Андреа Пизано Giovanni Dall’Orto / Wikimedia Commons

Из-за разразившейся эпидемии работы по возведению колокольни возобновились лишь через два года под руководством скульптора Франческо Таленти (1305-1369), возглавившим строительство собора Санта Мария дель Фьоре. По его проекту три верхних яруса кампанилы были украшены великолепными ланцетовидными окнами, оформленными в стиле сиенской готики, которые придали всей постройке особую элегантность и необычайную воздушную легкость.

Работа архитектора Франческо Таленти Gianni Careddu / Wikimedia Commons

Вместо предусмотренной проектом Джотто пирамидальной крыши, высотой порядка 30 метров, Таленти увенчал башню четырехугольным приплюснутым куполом и нависающей обзорной террасой с красивой балюстрадой. Сегодня это место пользуется огромной популярностью тысяч туристов – с обзорной площадки колокольни открывается потрясающий вид на Флоренцию.

Обзорная площадка колокольни Nono vlf / Wikimedia Commons

Строительство кампанилы было завершено в 1359 г. Ее особенностью является богатое скульптурное убранство со сложным иконографическим содержанием украшающих колокольню барельефов и статуй. Все эти работы, выполненные лучшими скульпторами Флоренции своего времени, вместе составляют один из наиболее полных церковных изобразительных циклов средневековья. С 1937 года они заменены копиями, а оригиналы хранятся в Museo dell’Opera del Duomo.

ДЛЯ СПРАВКИ

Колокольня Джотто содержит 12 колоколов: 5 древних, вышедших из употребления, и семь, используемых при проведении литургических служений. Самый древний – Кампана Маджоре весом более 7 тонн, был отлит в 1475 году и носит имя Санта Репарата. Он демонстрируется в качестве экспоната на третьем уровне башни. В настоящее время перезвон всех колоколов собора Санта Мария дель Фьоре можно услышать лишь при проведении литургических торжеств с участием архиепископа или канонов.

Лучшие предложения для отдыха во Флоренции

Собираетесь в Флоренцию и ищите комфортный отель рядом с Дуомо — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Как добраться?

Флоренции Санта Мария дель Фьор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация

Собор находится во Флоренции по адресу Соборная площадь (Piazza del Duomo), здание № 17. На любой карте города можно увидеть его обозначение. К тому же найти самостоятельно собор не составит труда. Так как он находится в центре города, увидеть его можно с различных районов.

Обычно все экскурсионные маршруты включают в себя осмотр данной достопримечательности. Экскурсовод должен показать дорогу и рассказать, где находится остановка. Добраться до собора можно на автобусе. Многие маршруты проходят через центр. Нужно лишь смотреть, чтобы автобус шел к Соборной площади.

Баптистерий Сан-Джованни

Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.

В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:

  • «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
  • южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
  • Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).

Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Любопытства

На площади Дуомо есть белая мраморная доска, расположенная на мостовой вдоль апсиды собора и обозначающая место, где гроза вызвала шторм.16 февраля 1600 г.падение большого шара, работа в позолоченной меди плавили Андреа дель Верроккьо , который весил 4,368  фунтов, то есть 1,980 кг, который был помещен в верхней части фонаря на купола на куполе , так как 1468.

Глобус, катившийся с вершины купола вдоль белых колонн, упал точно в то место, которое теперь обозначено мемориальной доской, нанеся некоторый ущерб собору. Два года спустя, по приказу герцога Фердинанда I эр де Медичи , импозантная золотой шар был дан в месте, откуда, и благодаря изобретению в громоотвод , она больше не боится атмосферных возмущений.

Примечания и ссылки

  1. Guida all’Italia , vol.  3, Оскар Мондадори, Верона, 1971, стр.  148 .
  2. Франклин Токер, Баптистерий под баптистерием Флоренции , Лондон, 1976 г. — Выдержка из: The Art Bulletin, 58 (1976).
  3. Семья римских мастеров мрамора, сочетающая узоры из маленьких кусков мрамора и больших кусков камня.
  4. В романской архитектуре небольшая эдикула, помещенная перед порталом церкви и состоящая из двух колонн, часто опирается на статуи лежащих львов (стилофоров) и поддерживает цилиндрический свод.
  5. двойные окна, оканчивающиеся точкой.
  6. душа только что умершей Богородицы.
  7. Самый важный торговый и банковский дом Флоренции XIV века , связанный с ткачами.
  8. Изображение Славы в ее материальности. По-итальянски мандорла — миндаль Эд.
  9. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  52
  10. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  58
  11. Андре Шастель , Великий атлас мировой архитектуры , Альбин Мишель,девятнадцать восемьдесят один, стр.  270
  12. Клод Миньо, Даниэль Рабро и Софи Бахар, История искусства , Фламмарион,1996 г., стр.  38
  13. Карел Vereycken, «  Разблокирование Тайны Флоренции Купол  » Fusion , п о  93Май — июнь 2003 г.
  14. Марк Лефрансуа, Необычные истории шедевров , Городское издание,2013, стр.  201
  15. См., Среди прочего, работу по этому вопросу шевалье де Лувилля .

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector