Где находится легендарный тадж махал?
Содержание:
- Где находится
- Таджик сегодня – кто это?
- Экскурсии по Тадж-Махалу.
- Немного истории
- A symbol of love in marble
- The tomb
- Удивительная особенность конструкции
- Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
- При чем здесь корона?
- Почему Тадж-Махал считают чудом света?
- Строительства Тадж-Махала.
- История появления индийской жемчужины
- Строительство и архитектура Тадж Махала
- Особенности строения мавзолея Тадж–Махал
Где находится
Найти Тадж-Махал вы можете на карте по точным координатам: 27°10′29″ с. ш. 78°02′31″ в. д. Находится он в Индии в городе Агра, найти его там будет довольно просто, так как он входит в любой тур по местным достопримечательностям. Это не просто одно из главных мест ислама, а буквально его символ. Добраться туда вы сможете, если находитесь в Агре, от Дели всего 200 км. Туда идет много поездов прямым рейсом через город Агра.
Тадж Махал на карте
В пути вам придется провести минимум два часа, но даже поездка ради одного Тадж-Махала стоит того. В самом городе можно даже взять такси, но есть и популярный для туристов способ передвижения, а именно рикши, которые дадут вам возможность посмотреть на жизнь вокруг и познакомится с городом, наслаждаясь его красотами.
Ника
18
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника
Таджик сегодня – кто это?
Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке. Сегодня таджиками называют жителей Таджикистана, а также выходцев из Таджикистана за рубежом.
Кроме того, таджиками нередко называют афганцев, говорящих на дари, который считается «братом» таджикского.
Таджиками также считаются жители Бухары и Самарканда в Узбекистане. И в целом таджик – это тот житель Центральной Азии, который говорит на иранском языке.
Слово «таджик», как и сам народ, обладает окутанной тайнами и загадками историей. Однако даже простое, народное объяснение таджика как «носителя короны» красноречиво говорит о сильном характере народа.
Экскурсии по Тадж-Махалу.
Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.
Режим работы.
Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.
Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.
Стоимость и правила посещения.
Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.
Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.
При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.
На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.
Как добраться.
Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.
1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:
Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км
Полезные советы
Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.
Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.
Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.
Немного истории
Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.
История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.
После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.
Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.
Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.
Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.
В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.
Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.
Настоящее время
Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.
Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.
Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.
A symbol of love in marble
Every morning the same moving spectacle repeats itself. At first, shy and then forcefully, the Sun’s rays illuminate the powerful monument
built on the bank of the Yamunâ: The vague silhouette waiting in the gray calm of the night becomes again the glittering jewel of the Indo-Islamic
architecture.
What must have been the emotion of Shah Jahan when he could celebrate the completion of the Taj Mahal! In the year of the death of his favorite
wife, Mumtaz-i Mahal, the Mughal Emperor brought several thousand workers from the major centers of
Eastern architecture, Lahore, Delhi, Shiraz and Samarkand to achieve this grandiose project. It is believed that the main builder was Imperial
architect Ustad Ahmad Lahori. But the name of the true author of the project remains uncertain: Jahan, known for his artistic talents, was perhaps
personally the spiritual father. With an extreme ambition, his project was as grandiose as it was expensive; no doubt he wanted to surpass all the
marvels of the world of the time.
A Mughal mausoleum must preserve the memory of the deceased and constitute their place of eternal rest, the environment of the Taj Mahal was
also designed with the necessary luxury. The wide alleys of the gardens, the immense portals, and the
wide alleys reserved for the guests, suggest that the emperor and his court should surround the memory of Mumtaz-i Mahal.
Behind the entrance patio surrounded by arcades pierced by four gates, an idyllic view is offered to the gaze: In the south, a garden divided
into four, with marble terrace and central fountain, to the north, on a sandstone terrace ‘extending across the width of the garden, the
mausoleum and its annexes, a mosque to the west and a meeting hall identical to the east.
The coordination of colors, too, is imprinted with the sense of Indian harmony. The green of the cypresses and flower beds is in harmony with
the blue water of the canals and the warm red of the lateral sandstone monument. This grace completes the whiteness enhanced by the colors of the
marble mausoleum, according to the remnant principle in the monuments of Jahan: every paroxysm includes a beginning and an end. This is why the
mausoleum seems to float in weightlessness. Besides the marble structure that hangs light, the high gates and the vertically aligned side niches
reinforce this impression. Finally, the four minarets rising at the corners of the main building enhance
the elevation effect. As one guest reported during the inauguration, this ascending effect can be compared to a votive prayer rising to the sky.
The mausoleum unites the formal elements that influenced the architecture of northern India in the seventeenth century. Its
double dome — its bulbous exterior dome resting on a drum covers an octagonal plane — is of a purely Persian
design. In the same way, the facade is defined by the sober unity of geometric form. On the other hand, its «Florentine mosaics», also known as
pietra dura — inlaid in the marble of polished semi-precious stones and absence of joints — and the bases of the
reliefs, in spite of their Persian motifs, reflect the Indian spirit without context, felted and fairytale.
Like a magnet the mausoleum attracts visitors from all walks of life to Agra. Guards control the
access to the main hall connected to four small pavilions. With great respect, the crowd revolves around the perforated marble screen, bordered
by inlaid semiprecious stones, behind which one sees the cenotaphs. The remains of Mumtaz-i Mahal are kept safe in the crypt, a floor below.
Next to it is the sarcophagus of Jahan, who never managed to realize the second part of his dream of marble, namely his own mausoleum on the
other side of the river. The sick emperor was deposed and imprisoned by his son Aurangzeb in 1658. The latter, however,
fulfilled his father’s wish to have his view of the memory of a white man from his prison at the Red Fort bursting with his great love.
Albrecht G. Schaefer, reprinted from «Les trésors du patrimoine mondial», edition France Loisirs.
The tomb
Main iwan and side pishtaqs
Base
Simplified diagram of the Taj Mahal floor plan
The focus of the Taj Mahal is the white marble tomb. Like most Mughal tombs, the basic elements are Persian in origin: a symmetrical building with an iwan, an arch-shaped doorway, topped by a large dome.
The main tomb stands on a square platform, or plinth. The base structure is a large, multi-chambered structure. The main chamber houses the memorial tombs (cenotaphs) of Shah Jahan and Mumtaz (the actual graves are a level below). The base is essentially a cube with chamfered edges, roughly 180 feet on each side (see floor plan, right). On the long sides, a massive pishtaq, or vaulted archway, frames the iwan, with a similar arch-shaped balcony above. These main arches extend above the roof of the building by use of an integrated facade.
To either side of the main arch, additional pishtaqs are stacked above and below. This motif of stacked pishtaqs is replicated on the chamfered corner areas. The design is completely uniform and consistent on all sides of the building. Four minarets, one at each corner of the plinth, facing the chamfered corners, frame the tomb.
Dome
Base, dome, and minaret
The marble dome that surmounts the tomb is its most spectacular feature. Its height is about the same size as the base of the building, about 115 feet. Its height is accentuated because it sits on a cylindrical «drum» about 23 feet high.
The Taj Mahal’s bronze finial was originally made of gold
Because of its shape, the dome is often called an onion dome (also called an amrud or guava dome). The top of the dome is decorated with a lotus design, which serves to accentuate its height. The dome is topped by a gilded finial, which mixes traditional Persian and Hindu decorative elements.
The dome shape is emphasized by four smaller domed chattris (kiosks) placed at its corners. The chattri domes replicate the onion shape of main dome. Their columned bases open through the roof of the tomb, and provide light to the interior. The chattris also are topped by gilded finials.
Tall decorative spires (guldastas) extend from the edges of the base walls, and provide visual emphasis of the dome height.
The lotus motif is repeated on both the chattris and guldastas.
Finial
The main dome is crowned by a gilded spire or finial. The finial was made of gold until the early 1800s, and it is now made of bronze. The finial provides a clear example of the integration of traditional Persian and Hindu decorative elements. The finial is topped by a moon, a typical Islamic motif, whose horns point heavenward. Because of its placement on the main spire, the horns of the moon and the finial point combine to create a trident shape—reminiscent of the traditional Hindu symbols of Shiva.
Similarly, the spire is made up of a number of bulbous forms. The central form bears a striking resemblance to a Hindu sacred water vessel (kalash or kumbh).
Minarets
At the corners of the plinth stand minarets: four large towers each more than 131 feet tall. The minarets again display the Taj Mahal’s basic penchant for symmetrical, repeated design.
The towers are designed as working minarets, a traditional element of mosques, a place for a muezzin to call the Islamic faithful to prayer. Each minaret is effectively divided into three equal parts by two working balconies that ring the tower. At the top of the tower is a final balcony surmounted by a chattri that mirrors the design of those on the tomb.
The minaret chattris share the same finishing touches: a lotus design topped by a gilded finial. Each of the minarets was constructed slightly out of plumb to the outside of the plinth, so that in the event of collapse (a typical occurrence with many such tall constructions of the period) the material would tend to fall away from the tomb.
Удивительная особенность конструкции
Чтобы защитить мавзолей Мумтаз-Махала, главный архитектор слегка наклонил все 4 минарета в противоположную сторону от него. | Фото: vokrugsveta.ua.
Невероятно красивый архитектурный ансамбль привлекает до 5 млн. человек в год . | Фото: architectureguru.ru.Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.
Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
В оформлении архитектурного ансамбля переплетены различные стили и направления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.
Надписи из Корана встречают всех тех, кто приходит к стенам мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.
В зависимости от времени суток мавзолей меняет цвет (Тадж-Махал, Индия). | Фото: travel.tochka.net.
В дни полнолуния Тадж-Махал открыт для посетителей, чтобы они могли собственными глазами увидеть метаморфозы мраморного мавзолея. | Фото: blissbusiness.co.nz.Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.
При чем здесь корона?
Если спросить у прохожих в Душанбе, что означает слово «таджик», все в один голос скажут: «Таджики – носители короны».
Особенно популярной эта фраза стала в связи с выходом одноименной песни таджикских рэперов Shon MC и UmFa.
Все дело в том, что в таджикском языке (как в персидском и арабском) слово «Тадж» («тоҷ») означает «корона, венец». Соответственно, «таджик» («тоҷик») значит «увенчанный короной».
А еще не стоит забывать, что корона изображена и на флаге, и на гербе Таджикистана.
Получается, «народ-венценосец», «наследник короны» и другие звучные варианты перевода слова «таджик» восходят к народной этимологии.
Но мировая наука не до конца доверяет этой красивой теории.
Почему Тадж-Махал считают чудом света?
Высота пятикупольного строения с четырьмя минаретами достигает 74 метров. Благодаря этому, Тадж-Махалу долго не находилось конкурентов в Индии. Главный купол, выполненный в виде огромной жемчужины, увенчанной мусульманским полумесяцем, является символом Неба. Четыре купола поменьше располагаются чуть ниже. Сама мечеть установлена на квадратном постаменте, длина каждой стороны которого около 100 метров. Он символизирует Землю. Таким образом, Тадж-Махал расположен словно между «небом» и «землёй». Его мощная конструкция совсем не выгладит тяжёлой и грубой, она словно парит в воздухе. Это магическое явление можно наблюдать ранним утром, когда сооружение словно выплывает из белой дымки. Полупрозрачность мраморных плит создаёт невероятные визуальные эффекты. На заре и поздним вечером стены приобретают розовый и фиолетовый оттенок, а ясной лунной ночью – мягкий серебристый. Каменные кружева и расписанный причудливыми цветами фасад подчёркивают гармоничный образ строения. До наших дней не сохранились отделанные серебром двери, золотой парапет, ткань с россыпью жемчуга на гробнице Мумтаз Махал утрачена. Но это не уменьшает величия усыпальницы. Всё в её интерьере прекрасно и незабываемо. Стены отделаны дорогой драгоценной мозаикой из агата, бирюзы, яшмы, а мраморная резьба тонкой работы придаёт внутреннему убранству лёгкость и изящество. Резные колонны с многочисленными арками, изображения геометрических фигур и ярких цветов, шикарные люстры передают богатство и роскошь обстановки. Всего разнообразия деталей не перечесть.
В центре мавзолея находится погребальная камера, внутрь которой можно пройти по специальным порталам. Здесь молчаливо устроились два надгробия, украшенные цветочной росписью и окружённые ажурной оградой. Саркофаг Мумтаз купается в лучах солнца, пробивающихся в камеру через окно. Кенотаф Шах-Джахана ютится в тени и ловит солнечный свет, отражающийся от Мумтаз. Архитектурный комплекс окружён бесподобным садом, в центре которого разместился пруд, облицованный мрамором. На глади водоёма отражается величественное сооружение.
Строительства Тадж-Махала.
Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.
Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.
Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.
В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.
История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).
Известными строителями Тадж-Махал являются:
Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.
История появления индийской жемчужины
Но кто и зачем воздвиг Тадж-Махал? Исторические события обросли множеством легенд, одна из которых гласит, что падишах Шах-Джахан посвятил его жене как символ вечной и преданной любви. Мумтаз Махал умерла, разрешившись четырнадцатым ребёнком. Обезумевший от горя Шах-Джахан два года носил траур. Он решил увековечить свою любовь в камне, распорядившись построить над могилой Мумтаз прекрасную усыпальницу, которая своим внешним видом могла бы рассказать потомкам, о необыкновенной красоте его супруги и бесконечной любви скорбящего мужа.
В 1631 году началось строительство мавзолея, продолжавшееся 22 года. 20 000 человек трудились днём и ночью, возводя величественный монумент из белого полупрозрачного мрамора. Не известно имя архитектора, который разработал план постройки Тадж-Махала, но считается, что в этом принимал непосредственное участие Устад Ахмед Лахаури. Напротив мечети из белого камня предполагалось возвести подобное сооружение из чёрного мрамора, но мечтам правителя не суждено было сбыться – сверженный с престола своим сыном, он погиб в заточении и был похоронен рядом с матерью своих детей в Тадж-Махале.
Строительство и архитектура Тадж Махала
Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.
Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.
Особенности архитектуры
Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.
Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.
Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.
Разграбление гробницы
На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.
Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.
Оседающий Дворец
Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.
Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.
Музей Тадж Махал
Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире
Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились
Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.
Особенности строения мавзолея Тадж–Махал
Воздушность создается непривычными для нас пропорциями — высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте — 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.
Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.
Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.
Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из красного камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.
Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом
Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц
Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.
Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» — сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.
К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.
Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана — традиционное украшение для мусульманской архитектуры — венчают своды арок над окнами. На стенах — гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре — резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине платформы помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.