Успенский собор московского кремля

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище — 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго Успенского собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Фрагмент композиции «Страшный суд» Андрея Рублёва

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Рейтинг достопримечательности:

← ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТИ РОССИЯ →

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире

. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Восстановление и реставрация собора

Уже давно пронёсся над Россией свежий ветер перестройки, и правительство конкретными делами подтвердило свой новый подход к вопросам, связанным с религией, а ивановские электрики упорно продолжали держаться за своё помещение. Лишь в 2003 году удалось их вынудить освободить его. К этому времени распоряжением Священного Синода на территории бывшего кладбища был открыт мужской монастырь, и храм, таким образом, оказался в его владениях.

Однако впереди ещё предстояло много дел. Собор был возвращён верующим в ужасном состоянии. Восстановительные и реставрационные работы начались в 2007 году и проводились не только на средства, отпущенные Патриархатом, но и на добровольные пожертвования граждан – жителей Иваново и других городов России. Когда их основная часть была завершена, было принято решение о придании храму статуса городского кафедрального собора.

Достопримечательности Успенского собора

Архитектура и интерьер Успенского собора

Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.

Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.

Успенский собор является трехнефным пятиглавым храмом, выполненным из монолитных белых каменных блоков, что создает впечатление целостного строения. Внутри него очень просторно и светло.Роспись стен и фрески являются не только прекрасным украшением храма, но и старинными неповторимыми произведениями искусства, особенно прославившими Успенский собор Московского Кремля на весь мир. Первые росписи здесь были выполнены в конце XV – в начале XVI века. Потом поверх них храм был заново расписан в 40-х годах XVII века. Потолок собора напоминает небесный свод, а на его стенах мы можем увидеть прекрасные изображения различных библейских сюжетов – иллюстрации из Евангелия, Житие Божьей матери, Страшный Суд, Вселенские Соборы и истории из жизни мучеников.

Знаменитые росписи Успенского собора. Особую ценность представляет также и царское моленное место (Мономахов трон), которое было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году. Это прекрасное произведение искусства, сочетающее в себе различные элементы резьбы.

Моленное место Ивана Грозного. Также в соборе хранятся ценные памятники декоративного-прикладного искусства:

  • Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
  • Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
  • Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.

Усыпальница

Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц. Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479.  Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в  московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью  второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Кто и когда построил Успенский собор

Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.

Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился

Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий

Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

История

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения

Росписи — годов и грандиозный иконостас года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В году научная реставрация была завершена.

21 ноября года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Примечания

  1. 12 Реестр, 2010.
  2. 123456 Успенский собор Московского кремля(неопр.) . Православие.ru. Проверено 15 мая 2020.
  3. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  4. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  5. Смирнова, 2020.
  6. Выголов, 1988, с. 181.
  7. 12 Толстая, 2009, с. 12—17.
  8. Зодчество, 2003.
  9. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  10. 12 Молева, 2003.
  11. Забелин, 2007, с. 115.
  12. Успенский собор Московского кремля (неопр.) . Мослента (4 января 2018). Проверено 15 мая 2020.
  13. Выголов, 1988, с. 191—192.
  14. Толстая, 2009, с. 19.
  15. Качалова, 2003, с. 9.
  16. Школьник, 2010, с. 101.
  17. Трифон, 2008.
  18. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  19. 12 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  20. Юдаков, 2013, с. 37.
  21. Домшлак, 1989, с. 319.
  22. Толстая, 2009, с. 51.
  23. 12 Успенский собор Московского кремля(неопр.) . Русский город. Проверено 15 мая 2020.
  24. 123 Исаева, 2008, с. 94—100.
  25. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  26. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии (неопр.) . Президентская библиотека. Проверено 28 октября 2020.
  27. 1234 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  28. Качалова, 2003, с. 52.
  29. 123 Собор старейшей Богоматери(неопр.) . Газета.ru (24 августа 2017). Проверено 15 мая 2020.
  30. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  31. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  32. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  33. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  34. 12 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  35. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  37. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  38. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  39. 123 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор(неопр.) . Patriarchia.ru. Проверено 15 мая 2020.
  40. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия (неопр.) . РИА Новости (17 мая 2017). Проверено 15 мая 2020.
  41. Толстая, 2009, с. 43.
  42. Толстая, 2009, с. 78.
  43. Домшлак, 1989, с. 316.
  44. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  45. Романюк, 2013, с. 89.
  46. Заграевский, 2020.
  47. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  48. 12 Толстая, 2009, с. 36.
  49. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  51. Толстая, 2009, с. 118.
  52. Толстая, 2009, с. 202.
  53. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  54. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  55. Романюк, 2013, с. 94.
  56. Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО) (неопр.) . Татьянин день (27 августа 2012). Проверено 15 мая 2020.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 123456 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

1. История.

Находится он на соборной горе. История собора начинается с двенадцатого века. А именно в 1101 году князь Владимир Мономах заложил первый камень в стены будущего собора. В то время это была первая постройка из камня. В честь князя его назвали Мономахов собор. Рядом с собором построили домовую церковь для князей и терем на подклети, который имел два этажа. А в 1611 все было разрушено. В город вошли с боем польские войска. Ими правил король Сигизмунд третий. Даже в разрушенном состоянии он был величествен и красив. В 1654 году Смоленск вернули в московское государство. И начали задумываться о новом соборе. Начали строить новый собор в 1677 году.

На месте старого разрушенного собора построили новый. Назвали его собор Успенской Божьей Матери. Камень заложил подмастерье Корольков Александр. По указу царя Алексея Михайловича. Строился он долго. Закончил строительство в 1732-1740 годах Шедель Антон. Он был зодчим из Москвы. А в 1760 году западные стены рухнули. Тогда архитектор Обухов занялся его ремонтом и реконструкцией. И наконец-то 22 сентября 1772 году собор освятили повторно. Сохранился он до сегодняшнего времени. Хранит в себе величие и трудный путь.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

История возникновения храма

Пенза была основана в середине XVII ст. Успенский кафедральный собор возвели значительно позже. До того как он был построен, на этом месте – Мироносицком кладбище – стояла маленькая церковь, освященная в честь св. Жен Мироносиц. К сожалению, она была полностью уничтожена огнем, что часто случалось с деревянными постройками в тот период. После этого встал вопрос о необходимости возведения нового храма на пустующей поляне.

Успенский кафедральный собор в Пензе

Авторство проекта будущего собора принадлежало инженеру Старжинскому. Средства на строительство были пожертвованы прихожанами. В 1905 году новый величественный собор открыл свои двери для православных. Этого события с нетерпением ждал весь город. В соборе было устроено и освящено три престола:

  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • св. Жен-Мироносиц;
  • митр. Алексия Московского.

После революции в 1922 г. советская власть передала здание обновленцам для совершения своих служб. В 1931-1937 гг. в стенах собора размещалась кафедра архиерея обновленцев. Предполагается, что в тот же период там хранилась чудотворная Пензенская-Казанская икона Пресвятой Богородицы.

В 1937 г. обновленцев арестовали, а храм заперли. Некоторое время спустя там был организован склад, на котором хранились армейские лыжи. После завершения ВОВ храм был открыт, и в нем стали проводить богослужения. Имея духовную поддержку, начал возрождаться и весь город. В стенах храма была помещена кафедра архиерея. В конце 70-х годов был создан нижни придел, который освятили в честь прп. Серафима Саровского.

Описание архитектуры

Собор является крестово-купольным сооружением с прямоугольным планом. Он имеет пять куполов, а его размещение на холме создает впечатление вознесения ввысь. Если издалека он может показаться летящим, то с близкого расстояния в полной мере проявляется его монументальность, значительная толщина стен храма.

С трех сторон храма расположены паперти, обозначающие входы в здание. В центре размещен главный барабан, на всех куполах стоят золоченые кресты. Собор является прекрасным образцом древнерусских строительных традиций. Автор проекта не стал нагромождать композицию лишними деталями и украшениями.

У собора нет отдельной колокольни. Она заменена небольшой звонницей, размещенной сверху на уровне куполов над западным входом. Над центральными дверями помещены две иконы: Воскресения Христова и св. Жен-Мироносиц.

С восточной стороны расположены три апсиды полукруглой формы. Они являют собой число алтарей, и глядя на них, становится понятно, в чью честь освящены престолы собора.

Архивное фото собора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector