Палаццо памфили на пьяцца навона
Содержание:
- Дворцы
- Донна Олимпия и Пьяцца Навона
- Заметки [ править ]
- Описание фонтана во всех подробностях
- История площади Навона в Риме
- Фонтаны на Площади Навона в Риме
- Дворец Браски
- История
- Руины стадиона
- Церковь Святой Агнессы в Риме
- История
- Музей Рима на площади Навона
- История [ править ]
- Фонтаны на площади Навона
- Как добраться до Пьяцца Навона
- История
Дворцы
Палаццо Памфили — величественный дворец в южной части площади, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Архитектором палаццо стал Джироламо Райнальди, внутренняя отделка выполнялась под руководством Франческо Борромини. Палаццо Памфили состоит из 23 залов и просторной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками художником Пьетро да Кортона. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.
Палаццо Браски — дворец, построенный архитектором Козимо Морелли для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини. Окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году. После Второй мировой войны до 1949 во дворце проживали эвакуированные семьи. С 1952 года во дворце находится музей Рима. В нем расположена экспозиция, посвященная средневековой и современной истории и жизни Вечного города: фотографии, рисунки, скульптуры, мебель, фрески и мозаики, книги, керамика, предметы быта, одежда и гобелены.
Палаццо Браски, Francesco Campanini
На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э.) — одна из знаменитых римский говорящих статуй. Она была найдена при строительных работах в 1501 году. На её подножие в XVI веке наклеивались листовки, в которых простые римляне выражали свое отношение к официальной власти. Сочетание названия статуи и критической направленности текстов породило в языке новое слово — «пасквиль».
Статуя Пасквино, Gianmaria Meroni
Также на площади находятся Палаццо Торрес Ланчелотти, построенный в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно и Палаццо де Купис (1450—1520 гг.)
Донна Олимпия и Пьяцца Навона
Донна Олимпия, уроженка римской провинции Витербо из аристократической семьи кондотьера Сфорца Майдалькини, была волевой, амбициозной и целеустремленной женщиной.
После своего первого раннего брака с одним из богатейших людей провинции Паоло Нини, оставившего ее вдовой после трех лет брака, она вышла замуж за Памфилио Памфили (Pamphilio Pamphili,1564-1639), который был старше на целых 27 лет. Он приходился родным братом кардиналу Джованни Баттиста Памфили (1574-1655), занявшего впоследствии папский престол под именем Иннокентия X. Злые языки поговаривали, что Донна Олимпия была более привязана к своему деверю, чем к мужу, и имела с ним любовную связь. Властолюбивая женщина потребовала от своего высокопоставленного родственника строительство дворца, который бы соответствовал новому положению семьи Памфили в обществе.
Заметки [ править ]
Вид на площади Навона по Хендрик Франс ван Линт , гр. 1730
- Перейти ↑ Roth, Leland M. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (первое издание). Боулдер, Колорадо: Westview Press. С. 233 . ISBN 0-06-430158-3.
- ↑ Эдвард Чейни , «Британские рома и культурная память Египта: лорд Арундел и обелиск Домициана», в Roma Britannica: Art Patronage and Cultural Exchange in E18-Century Rome , ред. Д. Маршалл, К. Вулф и С. Рассел, Британская школа в Риме, 2011 г., стр. 147–70
- ↑ Сегодня Палаццо Памфили — это посольство Бразилии в Риме.
- Рианна Фогель, Кэрол (5 сентября 2011 г.). «Вандалы, или хотя бы один разграбят римский фонтан» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уилли, Дэвид (4 сентября 2011 г.). «Памятники Рима атакованы вандалами» . BBC . Проверено 25 декабря 2013 года .
Описание фонтана во всех подробностях
Фонтан выполнен в виде монументальной триумфальной арки и примыкает к фасаду Палаццо Поли. Он составляет двадцать метров в ширину и почти пятдесят метров в высоту и занимает более половины площади Треви.
Что за фигура в центре?
Центральной фигурой фонтана, стоящего в большой нише, является Океан. Он едет на повозке в форме раковины, которую тянут два гиппокампа (кони с рыбьими хвостами).
Океан — центральная фигура фонтана Треви
Конями управляют тритоны. Одна из лошадей спокойная и послушная, другая беспокойная. Они символизируют колеблющиеся настроения моря.
Тритон и спокойная лошадь
Статуи были вырезаны Пьетро Браччи.
Что за статуи в нишах по бокам?
По левоую сторону от Океана расположена статуя Изобилие, справа — статуя Здоровье. Статуя Изобилие держит рог, наполненный различными дарами.
Статуя Изобилие
У Здоровья на голове венок из лавра, растения Аполлона. Она держит чашу, которую обвивает змея.
Статуя Здоровья
Эти две статуи являются работой Филиппо делла Валле.
Что изображено на барельефах?
Над двумя аллегорическими статуями находятся барельефы. На левом изображен Агриппа, генерал, построивший акведук Аква-Виргро, который доставляет воду к фонтану.
Генерал Агриппа на Барельефе фонтана
Барельеф справа иллюстрирует сюжет, когда дева указывает солдатам на источник воды.
Дева указывает на источник воды
Что на самом верху?
Аллегорические статуи на верхней части фасада символизируют четыре времени года.
Четыре времени года и табличка об основании фонтана
На самой вершине располагается герб папы Климента XII, который восстановил фонтан. Он окружен двумя статуями славы.
Герб папы Климента XII
Какие растения изображены на фонтане?
Фонтан также украшен многочисленными мраморными элементами, изображающими различные виды растений:
- на фасаде Палаццо Поли- каперсовое растение;
- дикий инжир, укорененный на вершине балюстрады;
- куст коровяка;
- опунция;
- четыре ветви плюща;
- калужница болотная и озерный тростник;
- дубовый ствол под статуей Здоровья;
- артишок;
- виноградная лоза с четырьмя гроздями винограда;
- колоказия, плавающая на воде;
- фиговое дерево;
- комболино и группа вечнозеленых растений.
Ствол дубаРастительная композиция на фонтане
Вся композиция завершена улиткой, ползающей по колоказии, и ящерицей, которая прячется в небольшой полости на фасаде.
Вода стекает по искусственным камням в большой полукруглый бассейне и символизирует море. Ежедневно около восьмидесяти миллионов литров воды протекает через фонтан.
Поток воды
Откуда берётся вода?
Фонтан Треви питается водой из акведука Аква-Вирго, построенного в 19 г. до н.э. Агриппой, зятем императора Августа. Акведук приносит воду из источников Салоне (около 21 км от Рима) и обеспечивает водой фонтаны в историческом центре Рима.
Акведук Аква-Вирго
Согласно легенде, Агриппа отправил группу солдат в поисках источника под Римом. Источник был найден после того, как Дева показала его солдатам, отсюда и название акведука (Вирго — Дева).
Вода из этого акведука используется для питания нескольких других римских фонтанов, в том числе Фонтана Четырех Рек, Фонтана Черепах и Фонтана Старой Лодки.
История площади Навона в Риме
История Пьяцца Навона восходит еще с античных времен при великом Юлии Цезаре. В честь большого праздника он построил кратковременный стадион для атлетов. А уже при императоре Домициане в 1 веке н.э. площадь стадиона значительно расширилась (стала даже больше, чем знаменитый Колизей). Вместимость увеличилась до 15 тысяч зрителей. Здесь продолжались устраиваться спортивные соревнования. Также именно на этом месте состоялась праздничная игра в честь свадьбы сына Каракаллы и Плавтины.
Менялось также и название. В античные времена стадион был известен как «Circus Agonalis» (арена для соревнований). Считается, что в разные периоды название менялось на «in agone», на «navone» и в конечном итоге изменилось на «navona».
Фонтаны на Площади Навона в Риме
Фонтан Четырех рек – самый известный шедевр Джованни Лоренцо Бернини и второй по популярности фонтан Рима после роскошного фонтана Треви. Он украшен четырьмя титанами, представляющими четыре реки из всех известных (на то время) континентов – Африки (Нил), Америки (Ла-Платна), Индии (Ганга) и Европы (Дунай). Как ни странно, но концепцию этого произведения придумал Борромини, вечный соперник Бернини, по заказу Иннокентия X, который также недолюбливал великого гения. К счастью для будущего автора, у которого никогда не было влиятельных друзей, принц Никколо Людовиси узнал о том, что происходит, и рекомендовал Бернини разработать собственную модель для фонтана. Впоследствии он позаимствовал идею четырех рек, добавив египетский обелиск с гербом Папы (голубь с оливковой ветвью) на вершину произведения.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Путеводитель по архитектурным ансамблям Бернини в Риме
Также на Площади Навона находятся еще два фонтана, не менее привлекательных, – фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Первый из них находится в южной половине площади и изображает мавра, сражающегося с дельфином – доработка Бернини в семнадцатом веке. В северной части расположен Фонтан Нептуна, который построил скульптор Джакомо делла Порта в 1576 году. Статуя Нептуна, окруженная морскими нимфами, была добавлена в девятнадцатом веке.
Дворец Браски
Дворец Браски (Palazzo Braschi) появился в Риме в 1792 году. Близкий родственник папы Пия VI решил обзавестись фамильным палаццо с видом на площадь Навона. Козимо Морелли (Cosimo Morelli) разработал архитектурный проект и стал куратором строительства особняка. Однако вторжение Бонапарта заморозило отделочные работы до 1811 года. Семья Браски утратила свои права на палаццо, а правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке.
Начиная с 1949 года Палаццо Браски использовался в качестве убежища для 300 итальянских семей. В 1952 году дворец получил статус музея Рима. Примечательно, что у здания стоит одна из древних римских «говорящих» статуй, датированная II веком до н.э. Фигура под названием Пасквино (Pasquino) в свое время выражала отношение простых римлян к официальной власти. В Средние века подножье статуи превратилось в анонимную доску для доносов-пасквилей.
История
Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.
Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона
Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.
К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.
Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.
Навона в XVII веке на картине неизвестного художника
Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.
Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.
Руины стадиона
Частично руины древней арены видны на площади, в ее северной части. Но далеко не каждый турист догадывается, что остатки древней арены находятся прямо под его ногами. Развалины древнего стадиона Домициана — обширный археологический комплекс, расположенный на пятиметровой глубине прямо под площадью Навона. Его руины сохранились в разных местах на уровне подвалов современных строений площади. Вход в музей стадиона осуществляется с улицы Via di Tor Sanguigna, 3. Эта достопримечательность относится к разряду самых необычных в Риме, посетить ее стоит непременно.
Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что организация свадьбы в Италии не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.
Купить билет на посещение стадиона Домициана с аудиогидом на 6 языках:
Церковь Святой Агнессы в Риме
Церковь Святой Агнессы (Chiesa di Sant’Agnese in Agone) начал возводить архитектор Райнальди в 1652 году. Барочный фасад церкви – работа Борромини. Освящена она в дань святой девы Агнессы, которая родилась в христианской семье в III веке. По легенде юную девушку сосватали сыну римского префекта, но она не приняла предложение. Тогда обозленный перфект приказал сослать Агнессу в публичный дом. Юную девушку раздели и в таком виде отвели в бордель, но вдруг свершилось чудо – волосы Агнессы стали волшебным образом очень быстро расти, тем самым помогая скрыть ее наготу. На этом чудеса не закончились – мужчины, желавшие завладеть ею, лишались своей силы, а один из них даже умер, подойдя к ней. По просьбе отца погибшего, Агнесс воскресила молитвами юношу. После этого девушку приняли за колдунью и попытались сжечь на костре, но огонь все не разгорался. Тогда один из солдат убил ее ударом меча.
Правая часть церкви Святой Агнессы посвящена самой замученной девушке, где до сих пор хранится ее череп. Также здесь погребен папа Иннокентий Х, благодаря семейству которого мы сейчас можем наблюдать шикарный букет стиля барокко, так насыщенно собранный на площади Навона.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Подземелья и катакомбы Рима
Великолепная площадь Навона – архитектурное чудо в самом сердце Вечного Города, наполненная гармонирующими между собой лучшими шедеврами барокко. Именно здесь наиболее ярко отображена гениальность Бернини и Борромини. Круглосуточно на площади кипит задорная жизнь: художники рисуют портреты, музыканты исполняют легендарные атмосферные песни, артисты показывают свои лучшие номера, а уютные римские рестораны предлагают вкуснейшую итальянскую кухню.
Также у любого желающего есть возможность жить в шаговой доступности от этого прекрасного места. Ознакомиться с ближайшими отелями, забронировать номер и узнать о виде из окна можно по этой ссылке.
Желаем вам окунуться в волшебную атмосферу площади Навона в Риме!
История
В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.
Макет стадиона на месте современной площади Навона
Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona». Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей — 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.
Я опускаю подробности Раннехристианского периода Рима, когда на северной стороне пьяцца Навона в XII столетии на руинах стадиона Домициана была возведена церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, посвященная Деве Марии.
Коротко пробежим по эпохе барокко. Без этого нельзя, так как Площадь Навона – это самый выдающийся образец барокко, который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj) в конце XV века. Один из представителей этой семьи принимает впоследствии сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. Внутренним убранством дворца занимался Франческо Борромини (Francesco Borromini). Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы (об этой церкви я расскажу чуть позже), в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии. Как нам рассказывала гид, за аренду дворца Бразилия платит Италии 1 Евро в день. В такую же цену обходится посольство Италии в Бразилии.
Южная часть площади Навона. Слева Палаццо Памфили с бразильским флагом.
А теперь о главном. Для меня площадь Навона ассоциируется прежде всего с фонтанами.
Музей Рима на площади Навона
Музей Рима (ит. Museo di Roma) на площади Навона находится во дворце 18 века —Палаццо Браски (Palazzo Braschi). Расположился он на южной стороне площади, за фонтаном Мавра.
Большой неоклассический палаццо Браски построили на площади в 1790 – 1804 годы для племянника Папы Римского Пия Шестого — кардинала и герцога Луиджи Браски.
В 1943 – 1945 годы в правление Муссолини палаццо Браски служил резиденцией фашистской партии Италии.
А музей Рима обустроили во дворце Браски с 1952 года. До этого Museo di Roma работал в здании бывшей макаронной фабрики, начиная с его основания в 1930 году.
Сегодня экспозиция музея показывает историю Рима в период от Средних веков до XIX столетия.
- Точный адрес музея Рима: Piazza Navona, 2, Piazza di San Pantaleo, 10. То есть, палаццо Браски расположился между двумя площадями — Навона и Сан Панталео.
- Цена билетов 2020: 9,5 евро + 1 евро за онлайн-бронирование билета. Электронный билет позволяет пройти без очереди, минуя тех, кто покупает в кассе.
- Цена билета по Roma Pass: 7,5 евро.
- Часы работы музея: со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Понедельник выходной. Музей закрыт 25 декабря, 1 января и 1 мая. Сокращенный рабочий день до 14:00 — 24 и 31 декабря.
История [ править ]
Fontana dei Quattro Fiumi на площади Пьяцца Навона 2013
Пьяцца Навона, определенная как общественное пространство в последние годы 15 века, когда городской рынок был перенесен туда из Кампидольо , превратился в очень значительный образец римской архитектуры и искусства в стиле барокко во время понтификата Иннокентия X , который правил с 1644 года до 1655 года, и его семейный дворец, Палаццо Памфили , выходил на площадь. В нем представлены важные скульптурные произведения: в центре возвышается знаменитый Fontana dei Quattro Fiumi или Фонтан четырех рек (1651 г.) работы Джан Лоренцо Бернини , увенчанный обелиском Домициана, привезенным из Цирка Максенция ; церковь«Сант-Аньезе в Агоне » Франческо Борромини , Джироламо Райнальди , Карло Райнальди и другие; и вышеупомянутый дворец Памфили , также созданный Джироламо Райнальди, в котором расположена длинная галерея, спроектированная Борромини и расписанная фресками Пьетро да Кортона .
Пьяцца Навона, затопленная Антонио Холи . Около 1760 г.
На площади Пьяцца Навона есть еще два фонтана. В южном конце находится Фонтана дель Моро с чашей и четырьмя тритонами, созданными Джакомо делла Порта (1575 г.), к которому в 1673 г. Бернини добавил статую мавра , борющегося с дельфином. В северной части находится Фонтан Нептуна (1574 г.), также созданный Джакомо делла Порта; статуя Нептуна работы Антонио Делла Битта была добавлена в 1878 году, чтобы создать баланс с Ла Фонтана дель Моро .
На протяжении своей истории на площади проходили театральные представления и другие эфемерные мероприятия. С 1652 по 1866 год, когда фестиваль был запрещен, каждую субботу и воскресенье августа он был затоплен в рамках сложных праздников семьи Памфили . Уровень тротуара был повышен в 19 веке, а в 1869 году рынок был перенесен на соседний Кампо деи Фьори . Рождественский базар проводится на площади Пьяцца.
Пьяцца Навона — Паоло Сальвати Картина маслом на столе, 1962 год
Ливен Кройл , Изображение Пьяцца Навона в эпоху барокко.
Фонтаны на площади Навона
Сегодня на площади находятся три фонтана:
Фонтан Мавра находится на юге площади. Построенный скульптором Джакомо делла Порта в 1576 году, первоначально был украшен четырьмя каменными тритонами. При масштабной реконструкции площади, в конце XVII века скульптором Джан Лоренцо Бернини была установлена фигура Мавра, остальные же фигуры относятся к XIX веку.
YU KEUNG CHIU
Фонтан Нептуна расположен в северной части площади. Был установлен в виде каменной ванной без скульптур на площади Навона в 1574 году Джакомо делла Порта. Мощная фигура морского бога Нептуна, разящего трезубцем осьминога, относится к XIX веку, автор скульптуры — итальянский зодчий Антонио делла Битта.
Фонтан Нептуна, bajanax
Центральный фонтан площади — Фонтан четырех рек работы Бернини, его строительство продолжалось с 1647 по 1651 года, представляет собой египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам, Лаццаро Морелли. Обелиск посередине фонтана высотой 16,5 метров был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу императора Домициана в I веке н. э. и привезен в Рим для украшения арены цирка Максенция на Аппиевой дороге. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, когда папа Иннокентий X приказал перенести его на площадь Навона. Вершину обелиска украшает металлический голубь с веткой оливы — гербовой знак семьи Памфили.
Фонтан Четырех Рек, Екатерина
Как добраться до Пьяцца Навона
Площадь находится в историческом центре Рима, но довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добраться до Пьяцца Навона лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento. Автобус № 70, 81, 87, 492, 628.
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!
Найти и сравнить!
Дата последнего обновления: 28.01.2021
Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru
История
История Навоны началась во времена Гая Юлия Цезаря. Конечно, тогда никакой площади тут не было. Цезарь построил временный стадион, который служил для соревнований атлетов. Это было примерно в 46 году до н.э. В 85 году н.э. при императоре Домициане стадион был расширен. Он вмещал 15 тыс. зрителей и был богато украшен скульптурами и другими произведениями искусства. Сейчас от него остались только развалины.
С падением Римской Империи многие великие сооружения Античности пришли в упадок. Стадион Домициана постигла такая же судьба.
В Средние века части трибун превратились в дома, а арена — в площадь. Интересно, что новая площадь сохранила форму арены, благодаря тому, что при её застройке новыми зданиями использовался существующий фундамент.
Панорама Навоны
В 15 веке площадь Навона стала городским рынком. Рынок просуществовал более 3 веков (до 1861 года). Сейчас пьяцца Навона становится рыночной только на рождественские праздники.
В 16-17 веке пьяцца Навона вступает в эпоху барокко. Здесь были построены красивые фонтаны, церковь и дворец. К созданию шедевров барокко приложили свое «руки» Франческо Борромини, Джакомо делла Порта и великий Бернини. Пьяцца Навона при этом приобрела практически современные черты. Последняя перестройка площади и фонтанов была в 19 веке.